Архив новостей → Воислав Коштуница: жесткий политик с мягким...
Воислав Коштуница: жесткий политик с мягким голосом.
Может ли президент Югославии быть марионеткой Запада?
На Западе приветствуют победу Воислава Коштуницы над Слободаном Милошевичем на президентских выборах в Югославии. Однако Коштуница может оказаться не настолько сговорчивым политическим партнером, как надеются сейчас США и их сюзники.
ДА, УМЕРЕННЫЙ национализм и умеренная критика Запада, которые исповедует Коштуница, являются лишь далеким отголоском политики Милошевича, чье тринадцатилетнее правление принесло множество бедствий и нестабильность на Балканах. Однако некоторые элементы политического кредо Коштуницы, без которых он вряд ли смог бы победить на выборах, Вашингтону и его союзникам будет принять также непросто.
Коштуница, например, своим мягким голосом ученого-законника (он по образованию юрист, свободно владеет английским, немецким и французским языками) уже сообщил, что не намерен выдавать Международному военному трибуналу в Гааге ни Слободана Милошевича, ни командующего войсками боснийских сербов генерала Ратко Младича, также проживающего в Белграде. Он считает при этом, что трибунал в Гааге не является независимым институтом, а служит лишь инструментом американской политики. Прошлогоднее вторжение НАТО в Югославию Воислав Коштуница назвал "преступным актом" и обвинил США в том, что их политика силового давления помогала Милошевичу удерживаться у власти столь долгое время.
Коштуница поддержал сербов в Косово в их борьбе с этническими албанцами за сохранение этой провинции в составе Югославии. Он выступил и с одобрением военных действий, которые вели боснийские сербы в 1991-1995 годах, стремясь к независимости. В то же время Коштуница никогда не поддерживал жестокие кампании по изгнанию несербского населения из соседних республик. И он подчеркивает, что его просербская позиция вовсе не означает, что тем самым он автоматически оказывается в противостоянии Западу.
"Если вы заботитесь о своем народе, это не значит, что вы против других народов, - заявил Воислав Коштуница в одном из своих недавних интервью. - И быть сербом вовсе не значит быть настроенным против Америки". Коштуница выступает за укрепление связей с США и другими западными странами, однако он не желает, чтобы его страна была марионеткой в их руках.
Такая позиция как нельзя лучше помогла Коштунице победить Милошевича. Политик с однозначной прозападной ориентацией никогда не смог бы стать президентом в стране, пережившей 78 дней натовских бомбардировок и десять лет международных санкций. Люди, поддержавшие Воислава Коштуницу, в массе своей питают надежду, что проводимая им политика будет лишь более мягкой и более гибкой формой политики Слободана Милошевича, которая базировалась на жесткой антизападной платформе.
"Выборы не решают, кто является сторонником или противником Америки", - заявил один из лидеров оппозиции Жарко Корач. - Сербы просто говорят категорическое "нет" Милошевичу и "да" Коштунице". Кстати, столь неожиданная популярность Воислава Коштуницы в народе объясняется еще и серьезными ошибками, допущенными его политическими конкурентами внутри оппозиции.
Лидер маленькой Демократической партии Сербии, он на протяжении многих лет оставался в тени Вука Драшковича, настоящего короля уличных митингов и демонстраций, а также Зорана Джинджича, политика с прагматичной прозападной ориентацией. Но Драшкович и Джинджич, что называется, уже "замылили" людям глаза. Сербы устали от их бесконечных споров и уловок в борьбе за лидерство в стане оппозиции. Кроме того, они допустили ряд серьезных политических просчетов во время натовских бомбардировок Югославии. В частности, тогда Драшкович на короткое время вошел в состав правительства Милошевича, а Джинджич сбежал в соседнюю с Сербией Черногорию, развалив тем самым свою партию и потеряв своих сторонников.
А Коштуница в это время делал то же, что и большинство населения: сидел в бомбоубежище и ждал конца налетов натовской авиации. Именно имидж человека, близкого к народу и готового разделить с ним общую судьбу, вкупе с жесткой критикой действий НАТО и обеспечили Воиславу Коштунице столь быстрый рост популярности. Когда на выборах он присоединился к коалиции из восемнадцати оппозиционных партий, он уже являл собой прямую угрозу Слободану Милошевичу. Слишком разительный контраст в глазах народа являла аура высокомерия и неприкасаемости, исходящая от "небожителя" Милошевича, в сравнении с доступностью и приземленностью Коштуницы.
Коштуница ездил по Белграду без телохранителей, сам сидел за рулем старенького автомобиля "Юго" и жил в скромной квартире в старой части города вместе с женой, двумя кошками и собакой. "Он один из нас", - говорили люди на улицах. - "И он совсем не такой, как Милошевич, который подобно Богу или, скорее, черту всегда смотрел на нас свысока".
Умеренный национализм Коштуницы и его жесткая политическая позиция импонировали практически всему населению Сербии, за исключением разве что либералов и представителей сербских национальных меньшинств. И что особенно важно, он никогда, в отличие от многих других представителей югославской оппозиции, не был замешан в сотрудничестве с приближенными к Милошевичу людьми или уличен в коррупции. Его победа была практически предопределена.
Сегодня, уже став президентом Югославии, Воислав Коштуница хочет остаться в своей прежней квартире, предпочитая не занимать официальную резиденцию, которой до него пользовались Иосип Броз Тито и Слободан Милошевич.
Валерий КОНДРАШОВ,
по материалам иностранной печати.
00:04 12.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |