Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейЧТО ДЕЛАТЬ С "ОБОРОНКОЙ"?

ЧТО ДЕЛАТЬ С "ОБОРОНКОЙ"?

Конверсия и национальная безопасность Происшедшие на рубеже 1980-1990 годов глобальные изменения военно-политического и экономического характера, вызвавшие нарастание кризисных явлений в оборонной промышленности России, с особой остротой поставили вопрос о необходимости глубокого реформирования оборонного комплекса. А в условиях значительного сокращения внутренних и внешних заказов на первый план вышли проблемы повышения эффективности управления военным производством и приведения оборонно-промышленной базы в соответствие с реальными потребностями государства, обеспечения национальной безопасности и оборонной достаточности. Прошло без малого 16 лет с момента, когда в СССР впервые началась конверсия военно-промышленного комплекса. За это время были приняты две Федеральные программы конверсии оборонной промышленности (1992, 1995), Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998-2000 годы (1997). Принимавшиеся программы были малопродуктивны. Федеральные программы провалились, по мнению ученых и практиков, потому, что они были профинансированы всего на 10-12%. Да к тому же с самого начала "демократических" преобразований в нашей стране военно-промышленный комплекс оказался в ситуации стратегически проигрышной. ВПК стал нелюбимым "пасынком" нашей экономики, своего рода "козлом отпущения", его обвиняли во всех грехах нараставшего экономического кризиса, сдерживании развития других отраслей народного хозяйства. В действиях тогдашнего руководства страны отсутствовал прагматический подход к интересам государства. Научный, кадровый, технологический потенциал военно-промышленного комплекса не был востребован, на глазах у правителей и при одобрении западных конкурентов и противников энергично разваливался. Сказалось также разрушение централизованной системы управления и нарушение кооперационных связей оказавшихся на территории разных стран СНГ оборонных ОКБ и предприятий. Отсутствие внутренних заказов и нарушение связей с традиционными партнерами по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) повлекло за собой свертывание серийного производства вооружений и военной техники (ВВТ) на подавляющем большинстве предприятий. Поспешное непродуманная приватизация фактически привела к ликвидации крупных научно-производственных объединений, еще большей дезинтеграции производств и нарастанию конкуренции отдельных российских разработчиков и производителей ВВТ на внешних рынках. Следует добавить здесь же, что участие приватизированных предприятий ВПК-ОПК в обеспечении обороноспособности страны в ближней и дальней перспективе создают определенные проблемы. И прежде всего это касается проникновения иностранного капитала на предприятия ВПК. Особую тревогу вызывает захват иностранными фирмами значительных пакетов акций ведущих российских предприятий ВПК. В последнее время часто говорится о проведенном Счетной палатой РФ исследовании процессов приватизации за последние 10-12 лет. Очень хотелось бы, чтобы отдельно были исследованы и представлены общественности и государству результаты приватизации предприятий ВПК и роль в этом тогдашнего руководства Госкомимущества РФ (1992-1995 годы). Да и сейчас порой звучат в Правительстве призывы к дальнейшему ограничению роли государства в ОПК. Хотя основная специфика рынка вооружения в том и состоит, что и покупателем, и продавцом конечной военной продукции является государство. Даже в США, где 90% ОПК находятся в частном секторе, фактическим хозяином оборудования, задействованного в производстве конечной военной продукции критических технологий и результатов военных НИОКР, является государство в лице министерства обороны США. Конверсия оборонных отраслей российской промышленности представляет собой болезненный и трудный процесс, но процесс необходимый для того, чтобы такая военизированная экономика смогла успешно адаптироваться к современным рыночным условиям. К объективным трудностям неопределенности самого понятия конверсии, а также высокой концентрации предприятий ВПК в отдельных регионах добавились нечеткое понимание значения понятия конверсии, непоследовательность шагов, неоправданные ожидания. Как признавал американский ученый Жак Сапир из Техасского университета, "эта ситуация возникла в том числе в результате комплекса макроэкономических мер, проводившихся в 1992 году по инициативе и при поддержке международных организаций и влиятельных сил Запада, на которых теперь лежит определенная ответственность". Тот же Жак Сапир подчеркивает, что "США поддержали экономическую политику, рекомендованную контролируемыми ими международными организациями, которая вела к значительному снижению внутреннего спроса российского рынка, делая конверсию практически невозможной. Такое в высшей степени двойственное поведение закономерно вызвало сильные антизападные настроения в России, где видели в западной политике попытки уничтожить российскую промышленность, и прежде всего наукоемкие отрасли, связанные с военно-промышленным сектором". Это признание самих американцев, хотя наши "реформаторы" не понимают этого. Но как бы ни было велико значение военного экспорта для сохранения научно-производственного потенциала оборонных отраслей, основа функционирования ОПК любого государства - оборонный заказ, поскольку и экспертный потенциал определяется, в конечном счете, наличием внутреннего заказа. Весь опыт мировой торговли таким специфическим товаром, как оружие, свидетельствует о малой эффективности маркетинговых усилий, направленных на продвижение на внешний рынок ВВТ, закупаемой для своих Вооруженных Сил. Отсутствие ясной перспективы по программам создания вооружений новых поколений в интересах Минобороны России, способных стать мощным катализатором интеграционных процессов, ощутимо сдерживало реформирование ОПК. Но в последнее время наметились положительные, поступательные тенденции в судьбе оборонно-промышленного комплекса. Таким знаковым, переломным, на наш взгляд, годом начала реального реформирования ОПК стал 2002 год. Это был первый год реализации планов по реформированию ВПК России, принятых в рамках Федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)". Вместе с тем стало ясно, что тот выбор, который сделало государство, назначив координатором выполнения программ реформирования Минпромнауки, был не самым удачным для реализации государственной политики в ВПК. Хотя справедливости ради отметим, что дело в большей степени, весьма вероятно, было в тех персонах, которые возглавляли этот самый федеральный орган власти. Но этот 2004 год стал уникальным для предприятий оборонного комплекса. Впервые в новейшей истории страны государственный оборонный заказ одобрен в конце прошлого года. До сих пор это происходило в мае месяце, и работа ОПК по его исполнению приобретала характер, близкий к авральному, так как на освоение выделенных средств у производителей оставалось всего несколько месяцев. И это было явно не в пользу ни ОПК, ни тем более Минобороны РФ. Динамика роста гособоронзаказа свидетельствует о кардинальном изменении ситуации с реформированием ОПК в нужную сторону. На 2004 год выделено для выполнения заданий по Гособоронзаказу 341,2 млрд. рублей. А это ни много ни мало 14% расходной части бюджета и более 40% всех средств, выделяемых на нужды обороны и безопасности. По сравнению с 2003 годом оснащение вооружением и военной техникой выросло на 30%. Но тем не менее даже выделенные немалые деньги на оборону составляют около 80% суммы, ранее предусмотренной Государственной программой вооружения. И потому выделено 28 наиболее приоритетных работ, по которым финансирование работ осуществляется в полном объеме. В первую очередь, это системы управления, разведки, навигации, связи, космические программы, в частности ГЛОНАСС. Космосу, как гражданскому, так и военному, уделено очень серьезное внимание - финансирование этого направления по сравнению с 2003 годом составило 200%. ВВС начали получать большую номенклатуру средств поражения, в том числе - высокоточное оружие. Планируется провести модернизацию бомбардировщиков СУ-24 и штурмовиков СУ-25, истребителей МИГ-29 и перехватчиков МИГ-31. Только недавно поступили в Липецкий авиагарнизон новые истребители СУ-27 с современным бортовым радиоэлектронным оборудованием. Новый фронтовой бомбардировщик СУ-34, созданный по тактико-техническому заданию ВВС, придет на смену самолетам, стоящим на вооружении фронтовой бомбардировочной авиации. Создание СУ-34 рассматривается как одна из приоритетных программ ВВС России. Уровень бортового радиоэлектронного оборудования этой машины позволяет по многим параметрам отнести ее к самолету пятого поколения. Истребитель СУ-35 - тоже новая машина для ВВС России. Этот самолет обладает непревзойденной маневренностью, не достигаемой пока ни на одном из существующих и разрабатываемых истребителей в мире. В части ОКР финансируются работы по дальнейшей разработке перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), от которого во многом зависит будущее России как великой державы, ее способность успешно конкурировать на мировых рынках оружия с ведущими западными производителями. Начали финансироваться разработки нового вертолета МИ-25Н, ударного самолета СУ-27 и Б, транспортных машин АН-70 и ИЛ-76 МФ, модернизация стратегических ракетоносцев ТУ-160 и ТУ-95МС. Продолжится создание новой морской баллистической ракеты, атомного подводного ракетоносца четвертого поколения проекта 955. Мы не зря уделяем такое пристальное внимание авиационно-космической составляющей ВС России. Анализ военных действий второй половины XX - начала XXI вв. подтверждают объективную закономерность увеличения объема задач, решаемых авиацией. Так, если в арабо-израильском конфликте (60-70 годы) на долю военной авиации приходилось 55 - 60 % всего объема задач, то в операциях США и НАТО в Югославии (1999 г.), а также в военных действиях в зоне Персидского залива (1991 и 2003 гг.) - не менее 70-80% всего объема задач, решаемых группировками войск. Сейчас и в перспективе военная авиация останется основным, а в ряде случаев единственным средством достижения целей боевых действий. Также в ближайшее время начнется серийное производство оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер". Будут продолжены производство и поставка в РВСН стратегических ракет "Тополь-М". В настоящее время реализуется проект новой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты "Булава", которая по своей боевой эффективности превзойдет отечественные и зарубежные аналоги и которая будет находиться на вооружении морских сил ядерного сдерживания (МСЯС). А массовое оснащение ВС РФ новейшей техникой и вооружением по планам Правительства и Минобороны должно начаться с 2006 года. Хочется надеяться, что все планы претворятся в жизнь и будут сделаны выводы из печального прошлого, чтобы такое не повторялось в будущем и возродилась былая мощь великой России. Магомед ОМАРОВ

  00:04 17.06  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU