Архив новостей → Федеральная целевая программа "Охрана лесов от...
Федеральная целевая программа "Охрана лесов от пожаров на 1999њ2005 годы".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Настоящая Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 1997 г. N 339 "О неотложных мерах по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней в 1997 году" и доработана с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании Правительства Российской Федерации 12 ноября 1998 г.
По состоянию на 1 января 1998 г. охраняемая от пожаров площадь лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов составила 804,89 млн. гектаров.
Площадь лесного фонда, охраняемая организациями:
Федеральной службы лесного хозяйства России њ 740,59 млн. гектаров;
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации њ 43,3 млн. гектаров;
Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды њ 16,2 млн. гектаров.
Организациями Министерства обороны Российской Федерации охраняется 4,8 млн. гектаров лесов, расположенных на землях обороны.
В условиях систематического дефицита финансирования лесного хозяйства Федеральная служба лесного хозяйства России и ее территориальные органы уже не могут обеспечить необходимый уровень противопожарной охраны лесов.
Последние 5 лет каждый год начинается с изыскания средств (составляющих до 12 процентов годового бюджета лесного хозяйства) на выплату задолженности авиапредприятиям за аренду воздушных судов в минувшем году и оплату привлекавшихся работников и техники других ведомств, что задерживает упреждающую весеннюю подготовку сил и средств пожаротушения к борьбе с лесными пожарами в текущем году. Выделяемых бюджетных средств хватает в основном на осуществление менее половины необходимых мероприятий по организации охраны лесов от пожаров.
Удельные затраты на охрану лесов страны от пожаров составили в 1997 году около 550 рублей на гектар общей площади лесного фонда (в 30 раз ниже, чем в США).
Из-за недостаточного финансирования Государственной программы охраны лесов от пожаров на 1993њ1997 годы организационно-технические и инвестиционные мероприятия лишь частично реализованы (выделено 35 процентов необходимых средств на текущие расходы и около 4 процентов необходимых капитальных вложений).
В незначительных объемах осуществляются работы по организации новых пожарно-химических станций и строительству зданий для них, а также для авиаотделений, лесных кордонов, гаражей, складов взрывчатых веществ. Не осуществляются установка новых и замена пришедших в негодность пожарно-наблюдательных вышек и мачт.
Невыполнение программных мероприятий в период 1993њ1997 годов резко снизило уровень противопожарной охраны лесов России. По сравнению с 1991 годом более чем в 4 раза сократился налет часов воздушными судами по охране лесов от пожаров, количество дней с полетами уменьшилось в 3,2 раза. В то же время повысилась стоимость летного часа до 4,7 млн. рублей. Сократилась на 42,4 млн. гектаров охраняемая с использованием самолетов и вертолетов площадь лесного фонда, снизилась интенсивность авиапатрулирования, уменьшилось число пожарно-химических станций (с 2,6 тысячи до 2,2 тысячи) и пунктов наблюдения (с 2,2 тысячи до 1,14 тысячи), а численность парашютной и десантно-пожарной службы авиационной охраны лесов сократилась с 6,3 тыс. человек до 3,7 тыс. человек. Прекращена подготовка специалистов по борьбе с крупными лесными пожарами из числа работников высшего и среднего управленческого звена государственной лесной охраны.
Немногим более 1 процента составляет ежегодное поступление новых пожарных автоцистерн для оснащения лесопожарных служб. Пополнение пожарно-химических станций мотопомпами и ранцевыми огнетушителями ежегодно составляет менее 30 процентов необходимого количества. Отсутствие единой сети диспетчерских пунктов оперативного управления охраной лесов от пожаров, недостаточная их оснащенность техническими средствами не позволяют создать централизованную службу оперативного управления охраной лесов страны от пожаров, обеспечить четкое взаимодействие специализированных авиационных и наземных сил и средств и оперативное маневрирование ресурсами пожаротушения.
В результате возросло число крупных лесных пожаров, имеющих катастрофический характер. На их долю приходится свыше 70 процентов площади лесов, пройденной огнем.
Из-за ограниченного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ численность работников научно-исследовательских институтов лесного хозяйства за последние 5њ7 лет значительно сократилась за счет ухода наиболее опытных и ценных специалистов, что привело к снижению научного потенциала отрасли.
По-прежнему важной проблемой остается разработка новых сливных устройств к самолетам и вертолетам, а также эффективных, экологически безопасных огнетушащих химикатов для борьбы с лесными пожарами с воздуха.
Вынужденное ориентирование территориальных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации на получение и мобилизацию собственных средств для выполнения противопожарных мероприятий ведет к отвлечению работников государственной лесной охраны на работы, не связанные с противопожарной охраной леса, к дальнейшему снижению уровня противопожарной защиты лесов, увеличению вреда, наносимого пожарами лесам и экономике России.
Мобилизация на борьбу с лесными пожарами сил и средств пожаротушения других ведомств, привлечение финансовых средств местных бюджетов и различных фондов на охрану лесов сдерживаются из-за отсутствия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и сроки мобилизации людских и материально-технических ресурсов, а также предоставление инвестиций на развитие лесопожарных служб, обеспечение правовой и социальной защищенности лиц, занимающихся организацией противопожарной охраны лесов.
Для организации борьбы с лесными пожарами необходимо осуществление целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и предприятий лесного хозяйства, других заинтересованных министерств и ведомств, позволяющих создать систему охраны лесов от пожаров, способную адаптироваться к непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке в различных регионах страны.
2. Цели и задачи, сроки
и этапы реализации Программы.
Целью настоящей Программы является повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшения научно-технического обеспечения противопожарной охраны лесов, разработки и внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров.
Специфичность решаемой проблемы в изменившихся социально-экономических условиях жизни страны вызывает необходимость решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед службой охраны лесов от пожаров, а именно:
создание собственного парка воздушных судов и организация их работы (снабжение горюче-смазочными материалами, содержание аэродромных служб, ремонт авиатехники и т.д.);
создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров, стимулирования деятельности юридических и физических лиц, привлекаемых на борьбу с пожарами.
Учитывая невозможность резкого увеличения капитальных вложений и текущих затрат, выделяемых на охрану лесов от пожаров, Программой предусматривается постепенное наращивание средств для поэтапного решения проблем, стоящих перед лесопожарными службами.
Для рационального использования выделяемых ассигнований Программой устанавливаются приоритеты в финансировании программных мероприятий.
В 1999 году в первую очередь намечается обеспечить финансирование следующих программных мероприятий:
обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов;
материально-техническое обеспечение лесопожарных служб;
содержание сил и средств пожаротушения;
работы по профилактике лесных пожаров;
создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров.
Комплекс мероприятий Программы, а также сроки и этапы их реализации указаны в приложении N 1.
3. Организация борьбы
с лесными пожарами.
Программа предусматривает федеральный, региональный и местный уровни управления охраной лесов от пожаров.
На федеральном уровне управления охраной лесов от пожаров формируется научно-техническая политика в охране лесов, определяются направления развития лесопожарных служб (наземной и авиационной) и их подразделений, обосновывается выбор оптимального уровня охраны и режимов работы лесопожарных служб при различных условиях их функционирования, распределяются ресурсы, выделяемые на охрану лесов от пожаров, координируется деятельность региональных лесопожарных служб, а также решаются вопросы, требующие привлечения научных, технических и финансовых ресурсов других министерств и ведомств, определяющие порядок и условия функционирования лесопожарных служб и жизнедеятельности их работников.
На федеральном уровне также определяются виды и объемы противопожарных мероприятий, распределяются по регионам денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на их выполнение, осуществляется перераспределение сил и средств пожаротушения по регионам.
На региональном уровне управления охраной лесов от пожаров в соответствии с Программой разрабатываются региональные целевые программы, планируются виды и объемы противопожарных мероприятий, организация работ по тушению лесных пожаров и маневрирование ресурсами внутри региона с учетом комплекса мер и задач, решаемых на федеральном уровне охраны лесов. Используется спутниковая информация о пожарной обстановке в лесах при осуществлении оперативного управления лесопожарными службами региона и координации деятельности авиационной и наземной служб.
На местном уровне управления охраной лесов от пожаров конкретизируются место, время и объемы выполняемых видов противопожарных мероприятий, анализируется информация о пожарной опасности на территории лесного фонда, состоянии и дислокации подразделений лесопожарных служб и принимаются меры по борьбе с лесными пожарами.
Обязательным условием выполнения Программы является создание системы мониторинга лесных пожаров для оценки состояния лесных горючих материалов и прогнозов наступления и продолжительности пожароопасных сезонов и периодов, разработка и внедрение новых методов профилактики лесных пожаров, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем.
3.1. Мероприятия
по предупреждению возникновения лесных пожаров.
Около 80 процентов пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесу. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека. Отечественный опыт и опыт других стран (Франция, Германия) показывает, что благодаря хорошо поставленной противопожарной пропаганде и обеспечению действенного противопожарного надзора можно уменьшить число загораний в лесу в конкретном регионе.
В техникумах и высших учебных заведениях недостаточно учебных программ, учебных пособий, материалов по обучению приемам, формам и методам противопожарной пропаганды среди населения. В общественных организациях, деятельность которых связана с посещением лесов (общества охотников и рыболовов, туристов и др.), не ведется агитационно-разъяснительная работа по предупреждению лесных пожаров. Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и их органы на местах слабо освещают лесопожарную проблему и не формируют у населения бережного отношения к лесу. К разработке плакатов, аншлагов, витрин и других средств наглядной агитации не привлекаются специалисты по рекламе.
В целях повышения экологического образования населения Программой предусматривается включение в программы общеобразовательных школ, техникумов и вузов разделов по изучению правил пожарной безопасности в лесах, организация на телеканале "Россия" в пожароопасный период передач по лесоохранной тематике и регулярное информирование населения страны о пожарной ситуации в лесах и принимаемых мерах по тушению пожаров.
Особое внимание предусматривается уделять совмещению традиционных и новых современных способов ведения противопожарной пропаганды.
Планируется на региональном и федеральном уровнях ежегодное проведение среди школьников конкурсов на тему: "Друзья леса", "Лес в огне", "Подрост", дальнейшее развитие сети школьных лесничеств.
Программой предусмотрено изготовление и установление 700 тыс. штук средств наглядной агитации (витрины, аншлаги), а также выпуск и распространение 200 млн. листовок, памяток и буклетов; выпуск 22 рекламных фильмов по пожароохранной тематике и другие мероприятия.
Намечается увеличить длительность эфирного вещания о пожарной обстановке в лесах до 60 часов в год, провести около 13 тысяч выступлений в год на радио, телевидении и в печати, разрабатывать и тиражировать для показа в регионах не менее 3 видеороликов (клипов, мультфильмов) ежегодно, издавать методическую литературу (учебные пособия, дидактические материалы) по противопожарной тематике объемом 70 печатных листов.
Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах путем активизации деятельности государственной лесной охраны по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах юридическими и физическими лицами.
Стоимость затрат на предусмотренную Программой противопожарную пропаганду составит 157,45 млн. рублей.
3.2. Мероприятия
по предупреждению распространения лесных пожаров.
Последние 5 лет на территории ряда регионов Сибири и Дальнего Востока в порядке осуществления профилактики лесных пожаров проводят ранневесенние и позднеосенние контролируемые выжигания накопившихся в лесах валежника, сучьев, листьев, сухой травы. Разрабатывается инструкция по проведению профилактических палов, которая будет учитывать лесорастительные и экономические особенности каждого региона.
Для выполнения намечаемых работ, включая проведение исследований, потребуется финансирование затрат из бюджета в сумме 8,1 млн. рублей (текущие затраты).
Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опушек и противопожарных канав.
В 1997 году в лесах Российской Федерации проложено 154,2 тыс. километров указанных барьеров. Уход за ранее созданными барьерами выполнен в объеме 549,2 тыс. километров. Программа предусматривает создание таких барьеров во всех светлохвойных лесах в районах наземной охраны лесов, вдоль железных и автомобильных дорог, в зонах отдыха населения (см. табл. 1).
Помимо сети противопожарных барьеров обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт лесохозяйственных дорог противопожарного назначения, устройство пожарных водоемов, организацию мест отдыха населения, что обеспечивает снижение естественной пожарной опасности лесов и их горимости.
3.3. Организационно-
технические мероприятия.
На территории лесного фонда установлено 1142 пожарные вышки и мачты, обслуживающие 55 процентов площади районов наземной охраны лесов, где обнаружение лесных пожаров осуществляется наземными силами и средствами.
Предусматривается разработка нового поколения промышленных телевизионных установок с лазерным дальномером и управлением по радиоканалу, создание технических средств для обнаружения и картирования лесных пожаров в наземных условиях и с воздуха днем и ночью, а также в условиях сильного задымления, что потребует финансирования в сумме 248,5 млн. рублей, в том числе на научно-технические разработки њ 37,5 млн. рублей и приобретение телеаппаратуры њ 211 млн. рублей (капитальные затраты).
Для обеспечения контроля за пожарной обстановкой на всей территории наземной охраны лесов Программой предусматривается приобретение и установка дополнительно 1102 пожарно-наблюдательных вышек и мачт. Стоимость приобретения и установки пожарно-наблюдательной вышки (мачты) с монтажом на ней телевизионной установки составляет 150 тыс. рублей.
В районах наземной охраны лесов действует 2,2 тысячи пожарно-химических станций. Кроме того, в составе баз авиационной охраны лесов и управлений лесами организовано 16 механизированных отрядов.
Предусматривается создание дополнительно 678 пожарно-химических станций. Потребность в технике, машинах и оборудовании для оснащения лесопожарных служб Федеральной службы лесного хозяйства России приводится в приложении N 2.
При разработке новых эффективных технических средств тушения низовых, торфяных и особенно верховых пожаров предусматривается использование конверсионной техники и двойных технологий. Для испытания новой лесопожарной техники намечается строительство специального полигона в г. Луга, Ленинградская область.
Для разработки и создания новых образцов технических средств пожаротушения потребуются средства в сумме 160,5 млн. рублей, из них на научно-технические разработки њ 157 млн. рублей (текущие затраты) и на строительство полигонной и экспериментальной базы њ 3,5 млн. рублей (капитальные вложения).
Дефицит финансирования и отсутствие предоплаты часто приводят к отказу в выделении воздушных судов и как следствие к срыву работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.
Для своевременного обнаружения и оперативной ликвидации лесных пожаров в районах, обслуживаемых авиацией, необходимо ежегодно арендовать 585 воздушных судов, из них 305 самолетов и 280 вертолетов с минимальным гарантийным налетом 70 тыс. часов. С целью экономии выделенных средств планируется постепенный переход авиапатрулирования на самолеты малой легкомоторной авиации, стоимость летного часа которых в сравнении с Ан-2 ниже в 2њ3 раза. Общие расходы на аренду воздушных судов составят 3378,9 млн. рублей, в том числе в 1999 году њ 426,5 млн. рублей.
В условиях рыночной экономики при дефиците финансирования лесного хозяйства увеличение интенсивности авиапатрулирования территории лесного фонда и усиление противопожарной защиты лесов, быстрое реагирование на сложившуюся обстановку невозможны без изменения структуры парка используемых воздушных судов, без создания в отдельных регионах собственных авиационных подразделений с легкими одномоторными самолетами для патрулирования лесов и специальными воздушными судами для тушения пожаров непосредственно с воздуха водой или растворами огнетушащих веществ.
По состоянию на 1 января 1998 г. служба авиационной охраны лесов располагает 2 авиапредприятиями с собственными аэродромами, на которых имеется 43 самолета Ан-2 (из них 12 переоборудованы в пожарный вариант), 2 самолета Ан-24, 3 самолета Ан-26 и 9 вертолетов Ми-8МТ. Кроме того, на 20 аэродромах арендованы стоянки вертолетов и взлетные полосы, а также сделаны запасы горюче-смазочных материалов. Подготовлено 40 самолетных водосливных устройств для самолетов Ан-2П.
Наличие собственного парка воздушных судов позволяет улучшить авиационное обслуживание и снизить на 3њ5 процентов стоимость авиалесоохранных работ.
Вместе с тем наличие собственного парка воздушных судов требует выделения средств на ремонт авиатехники, на создание технической базы, позволяющей осуществлять мелкий и текущий ремонт воздушных судов, на содержание аэропортовых комплексов, посадочных площадок, находящихся на балансе авиационных подразделений Центральной базы авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана".
Потребность в средствах на ремонт собственных воздушных судов составляет 84,92 млн. рублей, на содержание аэропортовых комплексов и взлетно-посадочных полос њ 119,2 млн. рублей, в том числе в 1999 году њ 18,3 млн. рублей.
Одним из перспективных направлений обнаружения лесных пожаров, дополняющим наземное и авиационное обнаружение, является использование информации, получаемой с современных спутниковых систем.
Для этого необходимо создать систему мониторинга лесных пожаров, включающую в себя:
геоинформационный аппаратно-коммуникационный комплекс;
программы обработки цифровой спутниковой информации;
технологию использования спутниковой информации в целях оперативного обнаружения лесных пожаров и слежения за лесопожарной обстановкой на всей территории лесного фонда.
Программой предусматривается дальнейшее продолжение на договорной основе сотрудничества с Российским космическим агентством, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подведомственными им организациями. Предметом совместной деятельности остается получение спутниковой информации по вопросам лесопожарного состояния лесов и ее обработка.
Создание и внедрение технологии применения спутниковой информации для мониторинга лесных пожаров потребуют затрат в сумме 48,6 млн. рублей, в том числе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки њ 39,2 млн. рублей, приобретение программно-аппаратного комплекса њ 14,4 млн. рублей (капитальные вложения).
00:04 02.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |