Архив новостей → Бюджет с человеческим лицом.
Бюджет с человеческим лицом.
Во вторник Самарская губернская Дума выскажет свое отношение к смете доходов и расходов, которую составила на 2001 год губернская администрация. Социально ориентированным называет бюджет 2001 года начальник департамента образования Е.Коган, объясняет вашему корреспонденту, почему, и рассказывает, что стоит за отдельными его строками. - По очень жесткому настоянию губернатора бюджет 2001 года сформирован таким образом, что одним из главных его приоритетов стало образование. Но бюджет 2001 года в части образования не столько начинает дело, сколько венчает его. Дело было спланировано задолго до того, как был сформирован этот бюджет, и заключается оно в том, чтобы в течение трех- четырех лет завершить создание в регионе принципиально другой системы образования. Системы, которая позволяла бы ребенку после обучения в начальных классах малокомплектной школы (а в виду имеется прежде всего сельская школа, где в отличие от городской очень скудная развивающая среда) перейти в школу более масштабную. Чтобы ребенок имел по мере взросления доступ к более богатой социальной модели, на базе которой он мог бы формировать навыки, которые в дальнейшем позволили бы ему адаптироваться в обществе; модель, на базе которой он научился бы успешно жить в большом и жестоком мире. Вот с этой целью в первую очередь и строится новая система сельской школы. А представлять собой она будет следующее. Каждое село получит образовательную структуру детский сад - начальная (1-4 класс) школа. А чтобы эта структура была действительно в каждом селе, предполагается в течение 4-5 лет заново - взамен ветхих и вышедших из строя школ построить примерно 20 современных комплексов. Там, где это необходимо, будет строиться комплекс, в который войдут не только образовательные, но и социальные структуры - почты, клубы. Так, как это сделано в Степановке Камышлинского района. Уже в следующем году будет начато строительство пяти из них. Некоторые в 2001-м пустим в эксплуатацию, поскольку строительство уже ведется. Например, в Старо-Афонькино Шенталинского района. Следующий уровень - основная школа. Девятилетки будут в тех селах, где это необходимо. - Что значит необходимо? - Это значит там, где есть оптимальное количество нуждающихся в девятилетнем образовании. Если в школе 20 детей, нельзя строить систему образования на девять классов. Как минимум должна быть одна полноценная параллель. - А если не наберется? В Елшанской школе Сергиевского района - сто ребятишек. - Тогда надо взвешивать, что эффективнее - оставлять эту школу или, может быть, завести хороший автобус и перевозить детей на расстояние три, четыре, пять километров в современное учебное заведение на 500 учащихся с оборудованными лабораторными комплексами, компьютерным классом, фундаментальной библиотекой, высокопрофессиональным персоналом. - А вот когда будут взвешивать, какой аргумент может послужить в пользу того, чтобы недоукомплектованную школу не закрывать? - Аргумент может быть только один - желание родителей. В пяти километрах - хорошо оснащенная школа. Родителей сажают в автобус, везут туда, и они решают, где их детям учиться. - В Елшанке на словах люди негативно относятся к программе "Школьный автобус", а на деле... В местной школе нет учителя иностранного языка, и имеющие личный транспорт родители возят детей учить язык в другие села. - Так вот наша задача и состоит в том, чтобы сформировать условия, при которых такая возможность была бы и у тех детей, чьи родители не имеют автомобилей.
- Но если родители на сходе все-таки примут решение: начальной школы нам здесь мало, хотим полную - школа сохранится в первозданном виде? - Сход здесь не нужен. На сходе принимается решение, закрывать школу или нет. Мы говорим не о закрытии школы. Мы говорим, что у родителей есть выбор - водить детей в плохую школу или возить в хорошую. - Но если они все-таки сделают выбор в пользу своей? - Будут учить детей в ней. - То есть школа останется такой, какой была. В классах - 4-16 человек. Учебный процесс финансируется по нормативу, бытовую сторону дела обеспечивают местные власти, хотя в ту же Елшанскую школу вынуждены на собственные средства ремонтировать родители...
- Ну, не может этого быть! В селе у родителей нет денег на ремонт школ. - И тем не менее это так. В Елшанке вообще много такого, что вызывает недоумение. Дотации на горячие детские обеды они там не получают. - Это очень плохо, потому что деньги на эти цели мы даем. - И вот вы все время говорите о директоре-хозяине, менеджере, строящем самостоятельно свой бюджет, а там школа даже счета своего не имеет. - Школа обязана иметь свой счет. Это закон. Просто держать здесь бухгалтерию недешево, и поэтому маленькие школы становятся филиалами крупных, такую структуру имеющих, и обслуживаются через нее. - Если не ошибаюсь, елшанцы финансируются через бухгалтерию отдела образования сергиевской администрации, но мы ушли от магистральной линии нашего разговора.
Итак, там, где это экономически оправдано и там, где на этом настоят родители - будут девятилетки. Дальше? - А дальше - завершающий этап обучения - 10-11 классы. Очень ответственный, ориентированный на будущее. Этап, на котором происходит профессионализация. Конечно же, он не может быть отдан кому угодно. 130 сельских центров образования создаем мы в области, и именно они возьмут на себя завершение обучения сельских детей. По мере введения этих центров, из школ будет выводиться ступень 10-11 классов - сельские дети станут завершать свое образование вот в этих самых 130 центрах. При некоторых из них оборудуем интернаты, где станут жить учащиеся из далеких районов, готовящиеся к поступлению в вузы. Доставлять остальных в эти центры будет школьный автобус. - Всякому ли ребенку открыта дорога в такие центры? Иными словами, 10-11 класс - это личное желание ребенка или вопрос его способностей? - Желания исключительно. Мы не имеем права в этом отказывать. Если, правда, молодой человек захочет идти в специальные учреждения, такие как лицеи и гимназии, то ему придется пройти экспертизу. Вот такую схему мы строим в селе. В городе все несколько иначе. Здесь мы пытаемся построить систему образования посредством разделения школы на ступени. Создав школы отдельно начальные, отдельно основные и отдельно полные. Начнем преобразования с последнего звена, поскольку затрагивает оно взрослых детей, способных перемещаться на сравнительно большие расстояния самостоятельно. Создав школы, ориентированные только на 10-11 классы, мы сможем в них сосредоточить и специалистов и материально-технические ресурсы, ориентированных на этот возраст. Сегодня учитель ведет язык и в 7-м, и в 11-м. Но ведь это совершенно разные вещи: в 7-м классе надо учить грамоте, в 10-м - функциональной грамоте. С этой нашей программой полностью согласился губернатор, и значительная ее часть как раз и будет финансироваться из областного бюджета. Из 130 названных мною образовательных центров 50 будут построены за счет средств губернии. Уже строятся. В этом году приступят к возведению школы на 600 мест в Елховке. В следующем начаты будут работы в Камышле. Очень большой комплекс запланирован.
Почти на 1000 мест, четыреста из которых будут отданы профессиональному училищу. Остальную часть программы предстоит реализовывать за счет кредита Мирового банка реконструкции и развития (кредит инициирован федеральным правительством. - С.В.). В 2001-м он должен начать работать. Предполагается за его счет ввести остальные семьдесят центров. Но это не значит, что их будут строить. Они появятся вследствие реконструкции существующих зданий. В результате их переоснащения. В каждом таком центре обязательно будет выход в Интернет. И специально обученные кадры. - И вот это все (я не имею в виду кредит МБРР) и позволяет говорить об образовании как о бюджетном приоритете 2001 года? - В следующем году из инвестиционной суммы свыше миллиарда треть пойдет на образование. Эта цифра в десять раз превышает ту, что была заложена в прошлом. Но есть и другие красноречивые позиции. В 2001-м мы будем иметь втрое больше денег на закупку учебников, средства на закупку для библиотек классической литературы... - В Елшанке мама троих детей, инвалид, пенсия 700 рублей, муж месяцами не получает зарплату - вынуждена была занять на покупку учебников 2000 рублей. В 2001 году ей в этом смысле будет легче? - Не могут учебники на троих детей стоить две тысячи. Даже в 11-м классе, если только это не экзотические книжки, полный комплект стоит около 500 рублей. Полный! Но ведь есть еще библиотечные учебники. Максимум - 250.
Хотя произойти, конечно, может все что угодно. Ведь как формируется база учебников? Дана же полная свобода. Есть приказ министра, которым введено 800 названий учебников. Дальше все зависит от квалификации учителя. Что делает квалифицированный учитель? Он пытается так сформировать структуру своих занятий, так построить исполнение государственной программы, чтобы можно было опираться на те книги, которые есть в библиотеке. Что делает неквалифицированный учитель, который хочет показать себя новатором? Выбирает такую книжку, которая, может быть, и есть в этом приказе, но весьма экзотична, очень дорога, и, возможно даже, не вписывается в логику конкретной школы. Но как раз для таких случаев и существует норма: учебники учреждаются в школе ее педсоветом. Не должен учитель своей фантазией вводить в транс половину села. Я вообще, что касается Елшанки, готов сесть с вами в машину, поехать в эту школу и разобраться во всех вопросах. - Едем Ефим Яковлевич! Елшанская школа - это как раз та самая, по-моему, капля, в которой отражается море существующих проблем. К тому же 125 лет она в этом году отмечает. - Договорились, едем. А сейчас позвольте дать справку. У нас сегодня, за редким исключением, на 100 процентов обеспечена учебниками начальная школа. То есть родителям детей, которые в ней учатся, покупать ничего не нужно. Основная школа - до 9 класса - имеет книжки примерно на 80 процентов. 10-11 классы - на 70-60 процентов. Хотя это общие цифры, и, конечно же, можно найти школу, где это не так. Но нужно разбираться - почему. - Ефим Яковлевич, коль скоро вы пообещали, что мы с вами в Елшанку съездим, я готова более о ней не упоминать и предлагаю вернуться к бюджету, одним из приоритетов которого стало образование. - К бюджету. 25 миллионов выделено губернатором на реализацию программы оснащения компьютерной техникой сельских школ. Эта программа, которую, будучи здесь, провозгласил президент, предложив осуществлять ее на паритетных началах с губерниями и пообещав, что под нее федеральным правительством будет выделен миллиард рублей. Губернатор 25 миллионов в бюджет вписал, 25 - за правительством, так как согласно программе на регион должно быть выделено 50 миллионов. Эти деньги позволят нам оснастить все сельские школы компьютерами, приобрести им выход в Интернет и всерьез помочь в этом смысле нашим малым городам. Что еще нового в этой части областного бюджета? Будет увеличен размер норматива, по которому финансируется учебный процесс.
Бюджет 2001 года продолжит финансировать программы "Малокомплектная школа" и "Школьный автобус". Под две новые программы заложены деньги - программу "Реабилитация", рассчитанную на детей с ограниченными возможностями, и программу "Воспитание", цель которой научить детей современным способам жизни. Предполагается за счет бюджета осуществить ряд специальных мероприятий, связанных с изменениями ситуации в начальном профессиональном образовании. Бюджет профинансирует введение актуальных для нашего рынка труда специальностей. Многие из них не очень новые - автосервисные, строительные, - но требующие освоения принципиально новых технологий и оборудования. - В цивилизованных государствах, прежде чем осуществлять те или иные реформистские движения, проводят исследования на предмет социальных последствий мероприятия. - В значительной мере у нас это сделано московским центром социальных исследований. Получены очень интересные данные. Из отчета мне, например, стало многое понятно. Мне стала понятна позиция глав местных администраций, родителей и детей. Мне стало понятно, что общественность принципиально убеждена: нужно менять качество образования. Оказывается, мнение "школы нет - село пропало" совсем неверно. Исследование показало, что села умирают не потому, что дети уезжают на полдня, а потому, что негде работать взрослым. В 10 раз больше людей уезжают из села потому, что там нет работы, чем из-за того, что в селе этом отсутствует школа. - И все-таки, Ефим Яковлевич, есть люди, которые ждут, что все эти мероприятия создадут им проблемы, и ожидания их нельзя назвать совсем уже безосновательными. Я имею в виду учителей, которые в результате реструктуризации школы могут потерять работу. - Мы сделаем все возможное, чтобы найти им применение. Понятно, что не решим судьбу всех, но труд наиболее профессиональных из них, конечно же, будет использован. Части предложим переквалифицироваться. У нас целый ряд учителей прошел переподготовку - люди стали бухгалтерами в своих школах. Частично оплачивали учебу мы, частично служба занятости. Часть учителей мы будем перепрофилировать и уже перепрофилируем в учителей иностранных языков для начальной школы. Та же схема: часть оплачиваем за учебу мы, частично служба занятости. И, наконец, в школах достаточно большое количество учителей пенсионного возраста... - Во вторник губернская Дума собирается рассматривать наш новый бюджет. - Уже рассматривали комитеты. Дальше, полагаю, все пойдет по стандартному варианту. В первом чтении бюджет будет принят, будет создана согласительная комиссия из думцев и представителей администрации... Хотя вряд ли возникнут серьезные к документу претензии. Бюджет социально ориентирован... - А это святое, и вряд ли у кого поднимется рука...
С.ВНУКОВА.
00:04 21.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |