Архив новостей → Хорьковские оборотни.
Хорьковские оборотни.
Впервые в практике работы Свердловской областной прокуратуры участникам преступной группировки предъявлено обвинение по статьям 209 и 210 УК РФ: бандитизм и организация преступного сообщества. Под стражу взяты 19 человек. На их совести убийства, разбои, вымогательства. Уголовное дело передано в суд.
М ИЛИЦИОНЕР отдела вневедомственной охраны УВД города Каменск-Уральский С. Сазонов ничем особенным не выделялся. Разве что в последнее время был он явно не в себе. Но работу свою худо-бедно тащил, обеспечивал охрану инкассаторских машин. Мелкие грешки за ним водились: не очень дисциплинирован, мог по мелочи нарушить служебную инструкцию, знали и то, что не ладится у него семейная жизнь. А где же найти идеального сотрудника, тем более на зарплату рядового милиционера? Многое, как сейчас выясняется, проходило мимо глаз сослуживцев по УВД. Потому что на самом деле был Сазонов настоящим "оборотнем". Как выяснило позже следствие, он "подрабатывал" осведомителем в банде Е. Хорькова - "Хорька".
В первых числах мая 1997 года Сазонов вызвал на встречу с глазу на глаз своего одноклассника Д. Комарова, руководившего группой боевиков в банде, и сообщил, что в село Покровское Каменского района к агенту по доставке пенсий АО "Содействие" В. Бебениной инкассатор и милиционер ОВО УВД Каменск-Уральского повезут крупную сумму. Комаров немедленно поставил в известность главаря банды Е. Хорькова, работавшего начальником охраны Каменск-Уральского мясокомбината "Миком".
Наступило 8 мая 1997 года. Переодевшись в заранее приготовленную одежду, захватив матерчатые маски и перчатки, четверо киллеров во главе с Д. Комаровым прибыли в село Покровское. Дальнейшую картину можно составить по материалам обвинительного заключения: около 11 часов дня инкассаторский "Москвич-2141" был изрешечен до неузнаваемости. Милиционер С. Ланцев скончался на месте, не успев применить оружие. Инкассатору Ю. Григорьеву одна из пуль попала в затылок. Считая его мертвым, боевики забрали деньги в сумме 50 миллионов старых рублей, прихватили автомат убитого Ланцева и скрылись.
Как видно из материалов расследования, сыщикам понадобилось всего несколько дней, чтобы выйти на след хорьковской банды. И почти сразу подозрение пало на бригадира боевиков Д. Комарова. Он сообщил следствию подробности еще нескольких преступлений. Оказывается, еще весной 1996 года он со своими боевиками при пособничестве Сазонова спланировал нападение на агента по доставке пенсий АО "Содействие" Т. Панову в селе Колчедан. В тот раз инкассаторов трогать не стали, тем более что в качестве милиционера-охранника, сопровождавшего автомобиль, был Сазонов.
Ниточка за ниточкой разматывался клубок жутких историй. Оказалось, что под боком местных правоохранительных органов довольно комфортно существовал настоящий монстр, обложивший данью и поборами множество коммерческих предприятий и частных лиц. Группировка Хорькова контролировала деятельность Уральского алюминиевого, Синарского трубного заводов, расположенных в городской черте. Такого размаха не могли добиться даже прямые конкуренты из "уралмашевского" ОПС и так называемые "синие" - сообщество воров в законе.
Каким же образом этот третий по величине промышленный центр Свердловской области попал под пяту преступного формирования?
В 1992 году в ЗАО "Мясокомбинат "Каменск-Уральский" (АОЗТ "Миком") пришел молодой человек лет 30, в котором узнали известного в городе спортсмена, мастера спорта по велосипедным гонкам Евгения Хорькова. Он предложил руководству предприятия организовать службу безопасности, чтобы поставить заслон воровству, защитить предприятие от рэкета. Говорил, что приведет на комбинат своих коллег по спорту, против которых никакое жулье не устоит. Предложения руководству понравились, и Хорькова приняли на работу.
Н ОВОЕ подразделение развернулось на широкую ногу. Благо что денег на мясокомбинате было достаточно. Службе безопасности предоставили помещение, транспорт, закупили техническое оснащение, в том числе радиостанции "Кобра". По рекомендации Хорькова на должности инспекторов были фиктивно приняты 15 человек, в основном бывших спортсменов, составивших костяк будущей банды.
Паутина банды начала распространяться вширь. Очень скоро в ее объятиях оказались завод пивобезалкогольных напитков "Кампи", кондитерская фабрика "Факон", городской молокозавод, муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие и другие. По таким же липовым договорам, заключенным со службой безопасности Хорькова, руководители предприятий оказывали финансовую помощь, предоставляли транспорт, оборудованные гаражи, земельные участки, спецтехнику. И все это якобы за услуги по защите от других преступных группировок.
В распоряжении преступной империи имелось более 40 автомашин, в том числе престижных моделей "Ниссан", "Гранд Чероки", "БМВ", радиостанции "Стандарт", работающие в диапазоне милицейских частот, приборы ночного видения, бронежилеты. Ну а список найденного оружия занимает не одну страницу в уголовном деле.
- Хорьков чувствовал себя королем, - смоля одну за другой сигаретами, рассказывает руководитель следственной бригады Евгений Потемкин. - Двери открывал чуть ли не ногой. Расставил по крупным предприятиям своих людей. Ряд руководителей были с ним в сговоре: передавали бандитам материальные ценности, совершали хищения и злоупотребления.
Следственная бригада работала, не зная ни выходных, ни передышек, опрашивая сотни людей. Оперативники сами были немало удивлены тем, как много о банде Хорькова знают сами каменцы. Чего же, спрашивается, помалкивали раньше? Ответ появился сам собой, когда в поле зрения следователей возникла фигура начальника городского управления по борьбе с организованной преступностью С. Васькова. По имевшимся сведениям, руководитель Каменск-Уральского УОП был завербован бандитами и находился у них в услужении. Арестовали Васькова прямо на рабочем месте.
По данным следствия, еще в 1994 году, работая в должности оперуполномоченного, а впоследствии начальником отдела межрегионального отделения УОП при ГУВД Свердловской области в г. Каменск-Уральском, Васьков предоставлял Е. Хорькову служебную информацию о жалобах и заявлениях граждан, ходе расследования уголовных дел в отношении членов банды, а также о проводимых в городе мероприятиях по борьбе с организованной преступностью. Стоит ли говорить, что, имея такое прикрытие, бандиты могли спокойно совершенствовать свое страшное "ремесло".
В СЕРЕДИНЕ марта 1997 года группировка чуть было не погорела, потому что стала терять чувство меры, притупился страх перед неотвратимостью наказания. А дело было так. Директор ТОО "Норис" В. Никулин организовал продажу в Каменск-Уральском видеоаппаратуры и бытовой техники, причем по более низким ценам, чем в контролируемых бандой фирмах. На Никулина начали оказывать психологический прессинг, мол, свертывай торговлю или иди под нашу "крышу". Предприниматель отказался идти на уступки, и тогда Хорьков приказал поджечь дверь его квартиры, что и было исполнено без промедления.
Никулин же оказался не из робкого десятка и обратился с заявлением в прокуратуру Свердловской области. По ее поручению УВД Каменск-Уральского организовало проверку заявления. Тут "хорьки" всполошились не на шутку, потому что под уголовное преследование попадали лидер группировки Е. Хорьков и его правая рука А. Чемезов. Что предпринять? Вот тут и пригодился свой человек в УОП. Через С. Васькова бандиты получали секретные сведения о ходе оперативной проверки. Используя свою должность, Васьков как мог старался отмазать засветившихся бандитов и убеждал проверяющих в непричастности Хорькова и Чемезова к преследованиям Никулина. В результате проверка была прекращена.
Но сколько веревочке ни виться... Сегодня 19 членов банды арестованы и теперь со своими адвокатами знакомятся с материалами уголовного дела. 6 человек объявлены в федеральный розыск. За два года следствием проделана колоссальная работа. Только свидетелей по уголовному делу насчитывается больше 400 человек. Можно быть довольным таким результатом.
Теперь все зависит от суда. Не исключено, что не все эпизоды следствию удастся отстоять в судебном споре: уж очень громоздка и сложна у нас система доказывания. Но прецедент, когда к ответственности привлекается все криминальное сообщество, для современной российской действительности очень важен. Во всяком случае, по мнению Свердловской областной прокуратуры, налицо все квалифицирующие признаки данного вида преступления: наличие устойчивой вооруженной банды, сплоченность ее членов, их иерархическая структура, тяжкий характер деяний, элементы коррупции.
Екатеринбург.
Алексей ВЛАДЫКИН, соб. корр.
00:04 17.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |