Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПросто мы воевали лучше...

Просто мы воевали лучше...

Борис Усик.

ЧЕРЕЗ неделю исполнится ровно 60 лет с того памятного всему миру дня, когда на землю многострадального Сталинграда наконец-то опустилась долгожданная тишина. 2 февраля 1943 года прозвучали последние залпы самого кровопролитного сражения в истории человечества. Сталинградская битва не только окончательно переломила в нашу пользу весь ход Второй мировой войны - она изменила историю человечества. И все мы - от мала до велика - законно гордились тем, что это именно наши отцы и деды сломили хребет фашизму. Идеологи нового исторического курса довольно, на первый взгляд, логично, объясняли нам, что, мол, Сталин победил Гитлера лишь за счет неисчерпаемых людских ресурсов России. Мол, вообще любая наша победа была одержана лишь благодаря неисчислимым жертвам, брошенным на ее алтарь. Исследователи как бы соревновались, кто из них назовет еще большую цифру наших потерь в этой войне. Называли и 40, и 50 миллионов - это только убитыми! Остановились, кажется, на 65. Выше было просто некуда - таково было все мужское население довоенного Советского Союза, включая грудных детей и глубоких стариков. Причем мало кто из исследователей утруждал себя ссылкой на какой-либо исторический документ, подтверждающий эту фантастическую цифирь. Вся эта "высшая математика", как правило, опиралась лишь на некие умозрительные расчеты и выкладки. И все эти гигантские средства и усилия был потрачены лишь на то, чтобы еще и еще раз убедить нас в том, что "глупая нация победила умную лишь ценой колоссальнейших потерь и в страхе перед жесточайшим террором со стороны карательных органов".

Но, кажется, общество во многом успокоилось, спрос на "фальсифицированную историю" упал. Тем более что документы той кровопролитной войны стали доступны не только избранным. Вот что, к примеру, в январе 1943 года писала британская газета "Гардиан", которую уж никак не заподозришь в симпатиях к нашей стране: "В современном мире национальная храбрость не редкое качество. Это вселяет новую веру в силу духа человека. Такую храбрость в большей или меньшей степени можно отметить в народах всех стран, захваченных фашистами. Но она принимает особенно драматическую форму в героизме, с которым русские встречают несчастья, вызванные жестокой войной. Русские теперь жертвуют всем, что они имели, не думая о потерях и боли. Это заставляет Запад пересмотреть свои прошлые суждения об общественном строе и истории этого народа".

Давайте и мы попытаемся изучать нашу собственную историю не по скандальным публикациям в желтой прессе, а по историческим документам и воспоминаниям тех, кого уж никак не обвинишь в любви к России.

Знаменитый приказ Верховного Главнокомандующего N 227, более известный историкам как приказ "Ни шагу назад!". Вот о чем в нем говорится: "После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей... у нас теперь уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба". И далее: "Надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага".

То есть Верховный Главнокомандующий признает, что более 70 миллионов человек осталось на территории, оккупированной гитлеровцами, что уже к лету 1942 года преимущество перед Германией и в людских ресурсах, и в промышленном потенциале, и в военной технике Советский Союз уже утратил. Преимущество это отчасти вновь появилось лишь в ходе войны. Так почему же тогда Советский Союз победил в этой самой страшной в истории человечества войне на уничтожение? Мы воевали лучше! Потому и победили!

В авангарде фашистских полчищ в июне 1941 года одним из первых вступил на нашу землю Отто Скорцени - знаменитый диверсант, будущий освободитель Муссолини. Его первое впечатление о стране, в которую они вторглись, и о всем Восточном походе в целом: "То, что мы увидели собственными глазами, не просто поразило нас, но и заставило осознать: война на Востоке будет кровавой и безжалостной... Русские наносили нам жесточайший урон своей выматывающей душу тактикой. Мы многому научились у русских".

Уважение к своему противнику проявил почти каждый из тех немцев, кто прошел через Восточный фронт и умудрился остаться в живых. Особенно ярко это уважение проявляется у тех из них, кто сражался с нами в Сталинграде. Даже в доступных широким читательским массам источниках свидетельств тому сотни, если не тысячи. Причем воспоминания, скажем, генерала, маршала или простого солдата-фронтовика разнятся друг с другом лишь уровнем информированности и глубиной знания обстановки, но никак не общим смыслом, содержанием. И это понятно: фельдмаршал Паулюс и его личный адъютант полковник Адам в своем штабе видели и переживали нечто иное, чем полковой разведчик капитан Иоахим Видер или рядовой Франц Запп в окопе на передовой. Вот как гауптман Видер описывает события, предшествовавшие бесславной капитуляции окруженной группировки: "Это случилось 26 января. Русский танковый клин с Татарского вала устремился к Волге, пробивая насквозь остатки разбитых соединений и отходящие колонны автомашин. Я был свидетелем прорыва и вызванного им сплошного хаоса. Теперь русские совершенно спокойно начали в направлении с юга на север по кусочкам уничтожать набитый продолжающими оказывать сопротивление людьми, болезнями и смертью "мешок".

Немецкий военный историк Пауль Карелл пишет: "Бой на севере Сталинграда был ближним боем. Русские, которым особенно хорошо удавалась оборона, пользовались своим превосходством в маскировке и умелым использованием местности, они были гораздо лучше обучены искусству уличного и баррикадного боя".

Эту же мысль независимо от Карелла подтверждает и еще один немецкий военный историк Манфред Кериг: "Взять Сталинград не удалось по трем причинам: отсутствовали необходимые силы пехоты, мощной артиллерии, не хватало боеприпасов. Но самое главное, не хватало опыта ведения уличных боев, боев в зданиях. Именно этому последнему недостатку и приписывается причина огромных потерь. Лишь к концу войны осознали, что к этому виду боя необходимо готовить специально". О том же самом еще в начале Восточного похода говорил и Скорцени!

Германская военная стратегия в Сталинградской битве вообще работала несколько в ином ключе, чем советская. Утром 30 января 1943 года рейхсмаршал Геринг выступил по германскому радио с пропагандистской речью, в которой сравнивал германские войска в Сталинграде с древнегреческим царем Леонидом и его знаменитыми 300 спартанцами: "Немецкие герои на Волге полягут костьми ради Германии, как то повелевают законы войны!.." От окруженной нашими войсками группировки требовалось, чтобы к десятой годовщине тысячелетнего рейха немецкие солдаты преподнесли своему фюреру небывалый подарок - новый исторический эпос! По тем же причинам 6-й германской армии неизменно запрещались всякие попытки прорыва. Отсюда же вытекали и бессмысленные, погубившие сотни тысяч жизней приказы сопротивляться до конца.

Сам Паулюс и подавляющее большинство германских военачальников важнейшей причиной катастрофы фашистских войск в Сталинграде считали недооценку Гитлером и германским генеральным штабом сухопутных войск сил и возможностей Красной Армии. Но ведь именно они, то есть командование 6-й армии, неоднократно заверяли своего фюрера в том, что Сталинград уже почти взят, что еще одно усилие, еще один дополнительный батальон, и Сталинград будет взят завтра или в крайнем случае послезавтра и т.д. Поверив обещаниям, Гитлер еще 24 сентября 1942 года уволил требовавшего немедленного прекращения наступления на Сталинград начальника генерального штаба сухопутных сил генерала Гальдера. Так почему же в катастрофическом для фашистов просчете в конце концов у иных историков оказался виноват один только Гитлер? Спасибо, что хоть на "генерала Мороза" они не валят, как под Москвой зимой 41-го!

Конечно, нельзя сказать, что германский генштаб не вынес уроков из горького опыта зимней кампании под Москвой. К зиме 1942 - 1943 годов для немецких солдат под Сталинградом было в достатке заготовлено и зимнее обмундирование, и необходимый боекомплект. Вот только "все обо всем знавший и все предвидевший" германский генштаб еще с осени разместил все гигантские запасы на острие будущих ударов наступающей Красной Армии. В результате все эти сокровища частью были уничтожены спешно отступавшими фашистами, а частью достались в качестве трофеев наступавшим красноармейцам. Но и по сей день подземные бункеры с остатками "сокровищ" время от времени откапывают в придонских степях "черные археологи". В декабре-январе 1942 - 1943 годов случалось, что обезумевшие от голода и холода немцы ходили в атаку только для того, чтобы снять с убитого на нейтральной полосе русского солдата его драгоценные валенки и полушубок или поживиться падалью убитой еще осенью лошади.

Если бы Паулюс в тишине и покое своего бункера не дожидался фельдмаршальского звания, а нашел бы в себе мужество и силы отдать приказ о капитуляции обреченной группировки (хотя бы в декабре), сколько десятков тысяч человек остались бы в живых! Присвоение Паулюсу 30 января - в день деся тилетия прихода Гитлера к власти - звания фельдмаршала случилось за два дня до окончательной капитуляции немецко-фашистской группировки. Расчет объяснялся просто: не было в истории прецедента, чтобы германский фельдмаршал сдался в плен врагу.

Фюрер надеялся, что Паулюс покончит с собой, тем самым добавив еще одну драматическую страницу в небывалый героический эпос. Но все вышло по-другому. Когда атакующие бойцы 64-й армии генерала М.С. Шумилова 31 января ворвались в подвал универмага, в одной из комнат им навстречу поднялся пожилой, до крайности изможденный человек. Он выложил на стол свой вороненый пистолет и тихим, почти неслышным голосом произнес: "Цу енде!" - конец! Это и был новоиспеченный германский фельдмаршал Фридрих Паулюс...

Более чем в полтора миллиона погибших обошлась Германии авантюра. Брошенный своим командованием на произвол судьбы германский солдат в очередной раз показал свое умение сражаться до последнего вздоха и не отступать без приказа. Он еще мог выиграть отдельное сражение, может быть, еще одно или даже два, но победить в этой войне ему уже было не по силам. И вовсе не потому, что он сам был чем-то плох, а потому, что мы воевали лучше, еще лучше, чем он. Да, враг был храбр. Тем выше наша слава! Главное и неопровержимое доказательство тому - славная 60-летняя годовщина нашей победы под Сталинградом.

Борис Усик

ДИРЕКТОР МУЗЕЯ-ПАНОРАМЫ "СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА", ПОЛКОВНИК ЗАПАСА

ВОЛГОГРАД

  00:04 23.01  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU