Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейь25(152)яотя11.07.2004 Увертюра в руинах...

ь25(152)яотя11.07.2004 Увертюра в руинах Музыканты спасают памятник архитектуры Уже второй год подряд Московский Симфонический Оркестр проводит фестиваль "Музыка в Архангельском: возрождение традиции".

От прочих аналогичных мероприятий фестиваль отличается и целью, и местом проведения. Оркестр под руководством Владимира Зивы все лето собирает публику на открытом воздухе - в музее-усадьбе "Архангельское". Фестиваль благотворительный. Собранные средства идут на восстановление уникального памятника русской архитектуры. Деятели культуры пытаются сохранить то, что истребляется с согласия государства. "Архангельское" - памятник и архитектурный, и художественный, и природный, и исторический. В России немного уцелело подобных мест. Усадьба была построена в конце XVIII в. и до 1809 г. принадлежала князьям Голицыным. Затем ее купил знатный вельможа, меценат, коллекционер князь Юсупов. Приобрел князь усадьбу, по собственному признанию, "для веселья, не для прибыли". Дворцы и павильоны "Архангельского" в разное время строили великие архитекторы - Герн, Тромбаро, Петтонди, Гонзага, Бове. Вкус у князя Юсупова был отменный. Потому одно из лучших в мире собраний парковой мраморной скульптуры - в его усадьбе. Театр, построенный по проекту итальянского архитектора Гонзага, до сих пор значится во всех путеводителях. От Юсупова нам осталась уникальная библиотека, в которой более 16 000 томов, знаменитый юсуповский фарфор, коллекция живописи западно-европейских мастеров. Усадьба Юсупова - это почти 700 гектаров прекрасного леса, пруды, аллеи парка, по которым гуляли Карамзин, Пушкин, Вяземский, Герцен, Огарев. Тогда еще Архангельское писалось без кавычек, не находилось под формальной охраной государства и было в отличном состоянии. Сегодня осталось лишь гордое звание федерального памятника, за кавычками которого - руины и грязная возня за лакомые куски Подмосковья. Между обороной и арендой То, что Архангельское - вотчина Юсуповых, до недавнего времени знали только специалисты. Для советского населения "Архангельское" было и есть Центральный военный клинический санаторий Министерства обороны РФ. В 1996 г. руины усадьбы выделили в музей "Архангельское". Вся инфраструктура - телефоны, гаражи, трансформаторная подстанция, котельная - осталась у военных. Совместное пользование получается плохо. Минобороны - хозяин крепкий, своего не упустит. Находящийся на территории музея-усадьбы храм Михаила Архангела, с одной стороны, приписан к музею как памятник архитектуры, с другой - принадлежит церкви. Тоже не самая удобная ситуация. Государство делает вид, что ремонтирует усадьбу, уже лет пятнадцать. Всемирный фонд памятников несколько лет подряд включает "Архангельское" в список 100 выдающихся памятников мира, остро нуждающихся в помощи. Острота от этого меньше не становится. Ежегодно выделяемых государством средств хватает только на то, чтобы не дать усадьбе разрушиться окончательно. По подсчетам специалистов, для приведения "Архангельского" в порядок в течение ближайших 4-5 лет необходимо финансирование ремонтно-реставрационных работ примерно в 5 раз большее, чем выделяет Министерство культуры России. Иначе лет через двадцать реставрировать будет просто нечего. У музея-усадьбы есть попечительский совет. В него входят Галина Вишневская, Святослав Бэлза, Михаил Пиотровский, Александр Калягин, Эльдар Рязанов и т. д. Перечисление званий и регалий каждого из этих людей заняло бы слишком много места. Вместе они - гордость нации. Это не громкие слова, а констатация факта. Попечительский совет регулярно обращается во все инстанции - от министерства до президента - с просьбой профинансировать скорейшее восстановление исторической и культурной ценности - музея-усадьбы "Архангельское"; объясняет, какие здесь можно было бы проводить замечательные выставки, театральные и музыкальные фестивали, другие престижные мероприятия международного уровня. Мне, например, эти объяснения кажутся очень понятными, доходчивыми. Так же ясно, кажется, что "Архангельское" должно получить статус заповедника, тогда его природу удастся сохранить и разумно использовать еще многим поколениям россиян. Но, видимо, мы с властями как-то по-разному мыслим. Денег нет, статуса тоже. Зато есть хваленая российская смекалка и предприимчивость. Лесу вокруг непосредственно усадебных строений - за день не обойти. Места красивые. Вот и решило Главное управление природных ресурсов Минприроды РФ по Московской области объявить конкурс на получение в аренду сроком на 49 лет лакомых кусочков от заповедных юсуповских лесов. Против этого конкурса выступали министерства культуры России и Московской области, областной арбитражный суд, директор музея-усадьбы "Архангельское" Владимир Длугач, попечительский совет и т. д. Несмотря на многочисленные протесты, конкурс состоялся. Теперь три частных компании получили 46 га лесов Подмосковья в аренду на 49 лет по $3000 за гектар. Цена удивительная. Любая помойка в окрестностях Москвы стоит на порядок дороже. Но государство наше может быть щедрым. Когда хочет. Очень изящна и формулировка целей аренды - "для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей". То есть про коттеджи ни слова. А входит или не входит в культурно-спортивно-туристические цели домик, банька при нем, кортик теннисный, гаражик небольшой, еще чего по мелочи - это уж каждый сам решает. Увидим через 49 лет. Хотя вроде бы обещала вмешаться прокуратура. Пока же судьбой памятника культуры более всего обеспокоены деятели культуры. Они и пытаются реально помочь "Архангельскому" выжить. Родничок по имени Зива Фестиваль, который проводит Московский Симфонический Оркестр, продолжает сразу две давние российские традиции - благотворительности и музыки на открытом воздухе. С 1838 г. в Санкт-Петербурге в Павловском музыкальном вокзале для публики играли симфонические оркестры. В Архангельском музыка звучала в свое время в исполнении Стравинского и Игумнова. Владимир Зива замыслил масштабный проект - все концерты в рамках фестиваля проходят на парадном дворе Большого дворца усадьбы. Сам дворец стоит в строительных лесах, но пространство перед ним дает изумительную акустику и массу впечатлений, невозможных ни в одном концертном зале. Вообще, прекрасная сумасшедшинка - отличительная черта всего, что делает Владимир Зива. Владимир Петрович - выпускник сразу двух старейших российских консерваторий: Ленинградской и Московской. Зива руководил академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии. Совместно с Борисом Покровским Зива поставил оперу "Братья Карамазовы" Холминова в Московском камерном музыкальном театре, затем оперу "Безумец" Ландовского в Санкт-Петербургском театре оперы и балета им. Мусоргского. Заслуженный деятель искусств России, лауреат Госпремии дирижер Владимир Зива гастролировал в США, Германии, Болгарии, Франции, Испании, Греции. Ныне руководит Московским Симфоническим Оркестром. О Зиве много спорят. Одни считают его виртуозом, другие упрекают в излишней легкости, даже легковесности. На мой взгляд, Владимир Зива за дирижерским пультом - это отдельный драматический спектакль. Владимир Петрович невероятно артистичен, эмоционален. От музыки, рожденной движением его руки, остается ощущение легкости, вечного праздника. Фестиваль в Архангельском начался еще в первой половине июня концертом "Музыка Вены". Главной в тот вечер была музыка Иоганна Штрауса - невесомая, воздушная, написанная будто специально для тенистых аллей старого парка. "Мы сознательно не играем сочинений, требующих специального погружения, - объяснил "Фокусу" Владимир Зива. - Только парковая музыка. Гендель же написал "Музыку на воде". Люди не скучают, это главное. В XX веке Россия была страшно избита, она устала от концепций. Сейчас время, когда необходимо хоть чему-то радоваться. Раньше иностранцы, побывавшие в России, говорили: "У вас сплошные военные мундиры и хмурые лица". Сегодня ситуация изменилась. Мне хочется дать людям хотя бы родничок радости. Искусство - это удовольствие и боль. Но сколько боли может выдержать одна нация! Вот мы и хотим дарить удовольствие". Самое значимое событие фестиваля должно было состояться 26 июня и значилось в программе как вечер вокальной музыки. В строчке "солистка" - только имя и фамилия - Любовь Казарновская. Ария спасения Когда пишут или говорят о Казарновской, непременно употребляют слова "самая" и "единственная". Самая изящная, артистичная, сексуальная оперная певица в мире. Первая и практически единственная Саломея, лучшая Татьяна. Покровительница единственного в мире детского оперного театра. Яркая, блестящая, сочетающая в своем репертуаре оперную классику и джазовый авангард. За ощущением праздника, царящего на концертах Казарновской, как-то забывается, что Любовь Юрьевна еще и доктор музыкальных наук, профессор. В 1982 г. Казарновская закончила Московскую консерваторию. Была солисткой Музыкального академического театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Потом перепела все партии в Мариинке. Наверное, знаковым в жизни певицы можно считать 1989 г.: тогда она вышла замуж за австрийского продюсера Роберта Росцика и получила приглашение от "маэстро мира" Герберта фон Караяна на его летний фестиваль в Зальцбурге. Дальше - головокружительная карьера. Уникальное сопрано из России стали приглашать лучшие театры мира. Казарновская блистала в "Метрополитен-опера" и в "Ла Скала". Ее партнерами стали Паваротти, Доминго, Каррерас. С Казарновской работают дирижеры Левайн, Баренбойм, Темирканов, Гергиев, режиссеры Дзефирелли, Вик, Теймор. С 1997 г. учрежден "Фонд Любови Казарновской" для поддержки оперного искусства в России. Сегодня Любовь Юрьевна возглавляет Русское музыкальное просветительское общество и является председателем Комиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству муниципальных образований РФ. И - главное - она поет. Такого вокала Большой дворец в Архангельском не слышал давно. Арии из самых известных опер здесь и слушаются иначе, да ведь исполнение какое! Публика долго не отпускала Казарновскую со сцены. После концерта певица нашла время и силы пообщаться с поклонниками, выслушать слова благодарности от директора музея-усадьбы и ответить на вопросы "Фокуса". - Любовь Юрьевна, когда вы уезжали из России, это было просто замужество или вы сознательно покидали страну? - Вы задали интересный и сложный вопрос. Я вспоминаю свои тогдашние ощущения. Во-первых, это было замужество. Во-вторых, вспомните то время: перестройка, упал железный занавес. Мы почувствовали себя такими же людьми, как и на Западе. Можем выступать сегодня в Вене, завтра - в Нью-Йорке, послезавтра - в Цюрихе. Ощущение свободы, полета, от которого впадаешь в эйфорию. Так же было и со мной. Я уезжала из страны, которая меня держала. Правда, я была счастлива в этой стране. Выступала в ведущих театрах, у меня было наработанное имя, карьера. Но тут меня стали приглашать великие, сам Караян пригласил! Появилось ощущение, что именно меня там ждали всю жизнь. Естественно, это ложное ощущение. Ждали многих, но и меня в их числе. И мне дали шанс. То есть отъезд из страны тоже был. - Что вам больше всего нравится, а что не нравится в новой России? - Нравится то, что мы почувствовали свободу. К нам едут люди, мы можем общаться. Гастролеров в Москве и Петербурге столько, что, я считаю, даже много. Людей нельзя постоянно закармливать шоколадом, они перестают воспринимать вкус. Мы уже закормлены, это оборотная сторона медали. Мне не нравится, что сегодня на поверхность выплыли жлобы. Они диктуют вкус, моду, потому что у них есть деньги. Власть и богатая прослойка оторвались от людей. Нация - сама по себе, а они - в своих сферах. Раньше эта диффузия была не так ярка. Меня как артиста бесит, что забыты проблемы культуры. Сегодня привезти Каррераса, завтра Шер, послезавтра Мадонну - это точечные акции, не имеющие отношения к российской культуре вообще. А ведь в музыкальных театрах, например, просто происходит катастрофа. - Полгода страна взахлеб обсуждает вес тела Анастасии Волочковой и стоимость ремонта в ее квартире. Это проблема артиста или бескультурья нации? - Для нее это пиар. Один мой знакомый говорил: "Кошмар, когда из похорон собственной матери делают пиар". Настя не должна этого позволять. Есть грязное белье, которое касается только ее. Если артист разрешает стирать его на публике, значит, он хочет внимания к своей персоне. Хорошо, Настя дебютировала в Краснодаре. Это событие, о котором надо кричать в российских "Вестях"? Я так не считаю. Понимаю, если б речь шла о Майе Плисецкой или Галине Улановой, Диане Вишневой или Уле Лопаткиной. Стоило бы кричать. Балерины такого уровня определяют вкус нации. Настя - человек очень способный. Я ее помню по Мариинскому театру. Но она занялась собственным пиаром. А стране оборотная сторона медали оказалась намного интереснее, чем творчество артиста. Кто сегодня может серьезно обсудить творчество? Не на уровне, кто выше задирает ножку, а профессионально проанализировать выступление, сравнить артистов? Предложи журналисты такие темы, уверяю вас, никто бы не обсуждал постельные дела, любовников, ремонты, вес. Отсутствуют критерии того, до какой степени можно. А это уже внутренняя культура. Баланса нет, все время у нас перекосы, "по долинам и по взгорьям". Внутреннюю культуру нации надо воспитывать. Посмотрите, как ее забивают. Фабрики звезд, народные артисты? Я смотрела выпускной бал. Позорище! По всем федеральным каналам - полуголые мальчики и девочки, которые скачут на два прихлопа, три притопа. Идет одурение, оглупление нации. Пойти и послушать нормальный концерт интересно небольшой группе людей, у которых этот интерес идет еще из семейных традиций. Государство должно очнуться и понять, что мы не в Америке, культуре которой полвека. Мы в России, культура которой способна питать весь мир. Пока же мы похожи на дерево без корней, мотающееся из стороны в сторону, на человека, забывшего родство, живущего без любви и Бога. - Решил человек вспомнить родство, пришел в Большой театр, а там - пожилой Германн и Лиза, которая старше самой Пиковой дамы. - Да, Германн у нас обычно ровесник Москвы. Помню, мне было семь лет, меня привели в Большой театр. Я увидела, что на ларинском балу Татьяна из-за веса не может станцевать с Онегиным тур вальса. И у него пузо. Я расплакалась и сказала маме: "Не хочу на это смотреть". Все это - проблема политики музыкальных театров. Какое имели право поставить такое руководство Большим театром, которое говорит на сборе труппы: "Нам на оперу наплевать. В этот театр ходят только туристы". Плевок труппе в лицо! Надо менять политику. Я сейчас получила контракт одного западного театра. Там написано: "Мы знаем, что вы худая женщина, но укажите ваш сегодняшний размер. Если мы считаем, что размер велик, вы должны похудеть, иначе мы расторгаем контракт". - И вам это не кажется обидным? - Нет. Я знаю, в каком спектакле буду участвовать - "Тоска". Это начало XX в. Там костюмы - под грудь. Если я раскормилась и надену такой костюм, будет беременная Тоска. Это никому не надо. Сегодня люди хотят смотреть на красивого артиста, верить ему. Это современный оперный театр. Конечно, не значит, что надо шептать без голоса. Надо очень хорошо петь, но при этом очень хорошо выглядеть и играть. Наши артисты должны идти в ногу со временем, а не говорить, что ручки на животе сложил и заорал - это эстетика. Позапрошлый век! И то! Я сейчас читаю о коронации императрицы Елизаветы Федоровны. Она обожала оперу, пригласила итальянскую труппу. Императрица пишет: "Боже мой, солистка достигает моих размеров! Я не хочу видеть такую солистку". То есть даже в те времена в театре хотели видеть красивых солистов. Пусть вас убеждают, что не важно, каких размеров артист, лишь бы пел хорошо. Неправда! Тяжелый артист посмотрел на себя в зеркало - ему самому плохо стало. Кто поверит в 15-летнюю Саломею, которая еле вытаскивает себя на сцену? - Грядущая в России реструктуризация бюджетного сектора грозит оставить культуру без господдержки. При этом власти ссылаются на якобы аналогичный западный опыт. - Снова неправда. Я семь лет работала солисткой "Метрополитен-опера", знаю схему существования этого театра изнутри. Колоссальные деньги дают спонсоры и меценаты. Есть пять так называемых доноров, каждого из которых президент США обязал давать по $1,5 млн в год. За это с них снимают налоги. Пока у нас не принят закон о меценатстве, нельзя оставлять культуру без господдержки. Иначе культура будет просто уничтожена. Нельзя всех подогнать под эстрадных артистов. Эти девочки и мальчики собирают стадионы. Билеты довольно недорогие, но на стадионе садится по 10 000 человек. А как будут существовать серьезные оркестры? Они же не могут с утра до ночи играть на халтурах. На Западе культура существует на господдержке, на спонсорах и на продаже билетов. Не делая из своего поступка пиар-акции, Любовь Казарновская побывала на приеме у министра культуры. Певица с мировым именем лично попросила вернуть усадьбе "Архангельское" ее леса и выделить средства, необходимые для завершения реставрационных работ. Будем надеяться, что такое ходатайство памятнику русской культуры поможет. я Евгения Синева

  00:04 12.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU