Архив новостей → Родом из июня.
Родом из июня.
Чем дальше мы уходим от войны, сполна всю горечь этих дней познавши, не понаслышке, не со стороны, тем ближе нам воспоминанья наши... Число "семь" солдат второй мировой Василий Тюрин из Ермиши считает счастливым.
Старый солдат, участник Великой Отечественной войны Василий Николаевич Тюрин родился 22 июня 1926 года в многодетной семье работающих в колхозе родителей. Он мой земляк, живет в Ермиши. Сегодня ему исполнится 75 лет, а ровно 60 лет назад, когда началась война, ему было 15, что не помешало познать все тяготы времени - и трудовые, и ратные.
Стареют наши солдаты тех грозовых сороковых. Уже давно сняли их в военкомате с учета. Они заметно постарели, - те, что, сражаясь, не сгорели в нещадном пламени войны. Живут, на время не в обиде, майский ветер доносит: "Ничто товарищ, не забыто, никто Отчизной не забыт!" 22 июня... За повседневной суетой и тяготами нашей жизни мы порою забываем о святом, о нравственном, о благородном. Но сегодня именно такой день - день памяти, день скорби, день благодарности ныне живущих - воевавшим, тем, кто выжил и кто остался на поле брани.
Отец Василия Тюрина - Николай Григорьевич - погиб на фронте в феврале сорок третьего. А в ноябре в неполных 18 лет его заменил в рядах Красной Армии сын, которому до этого пришлось познать нелегкий крестьянский труд: ходил за плугом, сеял хлеб, косил и убирал луга, возил на лошадях зерно на приемные пункты...
Потом, с сентября 1942 года по май 1943 года, трудился юноша на торфпредприятии под г.Орехово-Зуево.
По возвращении домой был поставлен на воинский учет и отправлен РВК в окружную снайперскую школу. А дальше - фронт. Получил юный воин звание младшего сержанта и стал командиром первого отделения автоматчиков, помощником командира танкового десантного взвода.
Это был 9-й танковый корпус 8-й мотострелковой бригады 1-го Белорусского фронта. По словам фронтовика, ему доводилось видеть легендарного маршала Георгия Константиновича Жукова.
Вместе с танкистами молодой сержант с боями прошел сотни километров: Западную Белоруссию, Польшу, Германию, участвовал в освобождении многих городов, поселков и деревень. За участие в боевых операциях В.Н. Тюрин имеет несколько благодарностей от Верховного Главнокомандующего. Я посмотрела его орденскую книжку и была восхищена: ордена Отечественной войны I и II степени, медали "За отвагу", "За взятие Берлина", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
- Медаль "За отвагу" я получил за подбитую штабную машину, в которой, как выяснилось впоследствии, оказались важные секретные документы. Один фашистский офицер и трое солдат сдались в плен.
Память и грусть о погибших однополчанах до сих пор в сердце ветерана.
- Вспоминаю один бой и ребят, которые погибли. Они до сих пор стоят перед глазами, как живые. Многим было так же, как и мне, по 18 лет. Недожили солдатики до победы, остались лежать в чужой земле...
В Восточной Пруссии по заданию командира батальона отделению, которым я командовал, была поставлена задача занять боевые позиции у дороги около деревни. Кроме автоматов и гранат, у нас еще был ручной пулемет и противотанковое ружье.
Примерно через полтора часа после того, как мы окопались, показалась колонна фашистских автомашин с прицепленными легкими пушками. В кузовах машин размещались орудийные расчеты. Пропустив колонну на близкое расстояние, мы почти в упор стали расстреливать ее из противотанкового ружья и ручного пулемета.
Колонна сразу остановилось, в стане врагов началась паника. Было подбито пять автомашин. Однако фашисты быстро окопались, и завязался бой. Более часа, до прихода наших главных сил, отражали натиск противников.
Пять человек из моего отделения в этом бою погибли. А те, кто остался в живых, были награждены правительственными наградами.
Когда слушаешь неторопливый рассказ ветерана, вспоминаешь строки Михаила Шестерикова: "Как я забуду о войне, когда она сидит во мне? Друзья, которых я зарыл, навек в меня вошли, в груди их холмики могил травой не заросли".
Заведя разговор о стихах, узнала, что Василий Николаевич из строк, опаленных войной, предпочитает поэзию Константина Симонова, особенно его стихотворение "Товарищ".
Редели ряды бойцов, на смену отцам вставали сыновья. И сейчас время беспощадно выбивает их из жизни. Они говорят об этом на своих встречах, пишут в местную газету:
"Нас все меньше и меньше: уходят друзья-ветераны.
То ли жизнь окаянная, то ль болят наши старые раны.
Нет товарища - друга, с которым в атаки ходили И с которым в землянке по-братски краюху делили...
И тревога в груди. Обесценены наши награды.
Нам не так уж и много, не так уже много и надо.
Только б пела страна, только б внуки любили Отчизну, За которую мы не жалели здоровья и жизни".
Вспоминают участники войны первые залпы по Берлину.
За тебя, земля наша русская, за всех убитых, за истоптанные наши поля, за крестьянские хаты, за всех сирот, за всех вдов, за всю боль, причиненную за годы войны.
Победа пришла с белым флагом капитуляции. Немецкие генералы отдавали честь сами, без понуждения нашим рядовым пехотинцам. Взвилось алое знамя на золоченом немецком памятнике 1870 года на Королевской площади. И немецкий ангел победы, куда забрались наши саперы-верхолазы, обязан был над Берлином держать это знамя - наше, нашей крови, нашего несгибаемого духа.
Над рейхстагом взвилось такое же знамя, и весь рейхстаг, зияющий пятиметровыми пробоинами, покрылся русскими надписями мелом: "Мы с Волги", "Мы из Ленинграда", "Дошли, расплатились", "Мы из Рязани".
- Когда мы брали Берлин, в штурме рейхстага я не участвовал, - вспоминает мой собеседник, - но 2 мая я там был и оставил свою роспись: "Я из Рязани. Василий Тюрин".
Уволился в запас Василий Николаевич 28 октября 1950 года, прослужив в армии 7 лет (5 из них - в Германии).
"Счастливая для меня цифра семь, - говорит фронтовик, - 7-го уезжал, 7-го прибыл домой, как раз на Октябрьскую, отслужив 7 лет, день в день, и оставшись живым. Радуюсь этому и сожалею о погибших. Вместе с поэтами могу сказать:
"Иногда кошмарными ночами снятся мне прошедшие бои и мои друзья-однополчане, те, что не вернулись с той войны..." Горькая память о всех погибших, искалеченных, пропавших без вести живет и жива будет в сердцах людей, пока стоит наша земля.
"Огонь и смерть на нас обрушив, война на совесть постаралась.
Она вошла не только в души, не только в памяти осталась...
Холмы, продрогшие на страже, стоят под небом низким-низким.
И от российского пейзажа неотделимы обелиски..." Возвратившись к гражданской жизни, Василий Николаевич Тюрин 18 лет проработал инспектором Госстраха, а потом трудился в районном военкомате. У него, как говорится, целая папка Почетных грамот за многолетний добросовестный труд.
Выступая ежегодно перед призывниками с напутственным словом, проводя совместно с президиумом районного совета ветеранов работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, обращаясь к молодежи, он желает будущим воинам, защитникам Отечества, быть мужественными, решительными, упорными в освоении нелегкой армейской науки, быть достойными старшего поколения.
Черное крыло смерти накрыло его близких в 1995 году: умерла жена - Зинаида Акимовна, умер брат, умер тесть сына, случился по причине замыкания в дневное время, когда хозяин был на работе, пожар в доме.
"Конечно, - вздыхает ветеран, - все эти несчастья не прошли бесследно: слег в больницу. Сейчас бодрюсь, стараюсь не поддаваться невзгодам..." Не обожженные сороковыми, сердцами вросшие в тишину, конечно, мы смотрим глазами иными на их большую войну.
...Конечно, мы смотрим иными глазами...
Такими же - полными слез.
Рязанская область.
Тамара Чернышева.
00:04 22.06
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |