Архив новостей → Партии: жизнь по закону.
Партии: жизнь по закону.
В прошлом году вступил в силу Федеральный закон "О политических партиях". Новый закон положил предел искусственному созданию множества мелких политических организаций и партий-"однодневок". Главное же его значение в том, что политические партии признаются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти.
Правовой контроль за деятельностью общественных объединений и их регистрацию на территории региона осуществляет Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области. Начальник Управления Минюста РФ по Рязанской области, Государственный советник юстиции 2-го класса Михаил Иванович Филиппов рассказывает о том, какая ситуация сложилась к настоящему моменту с политическими партиями, а также комментирует некоторые положения закона.
- Михаил Иванович, почему возникла необходимость принять специальный закон о партиях?
- Более 10 лет в России идет процесс формирования политических общественных объединений. Сейчас в стране насчитывается 198 общероссийских и свыше 5,5 тысячи межрегиональных, региональных и местных политических организаций, движений и партий, отражающих весь спектр современного общества. В одной только Рязанской области зарегистрировано 56 различных политических общественных объединений, не считая местных организаций в городах и районах области.
Большинство из этих объединений не принимало участия в политической жизни области и фактически бездействовало. Численность многих из них не превышает 20 человек. При подготовке недавнего совещания с руководителями политических общественных объединений, которое состоялось 8 февраля, сотрудники управления юстиции столкнулись с тем, что в ряде объединений переизбраны руководители, у многих изменился юридический адрес, некоторые фактически прекратили свою деятельность, а управление юстиции об этом не проинформировано. Такое положение недопустимо, тем более, что требования нового закона достаточно высоки...
- До вступления в силу этого закона управление юстиции имело возможность контролировать деятельность политических организаций?
- Управление юстиции уделяет пристальное внимание не только своевременной регистрации и перерегистрации политических объединений, но и порядку их деятельности.
При регистрации любого общественного объединения (в особенности политического) тщательно проверяется достоверность представленных документов. Так, в связи с представлением недостоверной информации в прошлом году отказано в государственной регистрации Рязанскому региональному отделению Общероссийской политической общественной организации "Партия мира и единства".
Сотрудники управления принимают участие в проводимых политическими общественными объединениями конференциях, общих собраниях, заседаниях коллегиальных руководящих органов, кроме того, в управлении юстиции проводятся встречи с руководителями политических общественных объединений.
В результате принимаемых мер в области не зафиксировано проявлений политического экстремизма, национальной розни и других грубых нарушений законности.
Улучшению работы по контролю за деятельностью политических объединений способствовали соглашения о взаимодействии управления юстиции, прокуратуры области, УВД, УФСБ РФ по Рязанской области, Управления Министерства РФ по налогам и сборам. Такая совместная работа дает положительные результаты, поэтому хочу выразить благодарность руководителям этих государственных органов за содействие управлению юстиции. Тесно взаимодействуем и с избирательной комиссией Рязанской области, в которую нами направляются сведения о зарегистрированных политических общественных объединениях.
- Тем не менее на территории области совершенно свободно действовала организация Русского национального единства, например...
- В 1997 г. управлением юстиции была зарегистрирована Рязанская региональная общественно-политическая патриотическая организация "Русское национальное единство". Документы, представленные на регистрацию, подтверждали благие намерения организации, соответствовали и действующему законодательству. Но в связи с выступлениями и действиями в стране других организаций РНЕ нами был установлен предельно жесткий контроль за деятельностью организации в области. Она неоднократно проверялась управлением юстиции, прокуратурой, УВД. Следует отметить, что нарушений законодательства в деятельности организации не выявлено. В 2001 г. Рязанская областная организация РНЕ самоликвидировалась.
- Возникают ли конфликтные ситуации в деятельности политических и общественных объединений?
- Да, такие ситуации бывают. Так, в связи с нарушением устава из рязанской организации "Союз офицеров" были исключены отдельные члены и расформирован руководящий орган - совет. Бывшие члены совета не согласились с исключением, в результате "Союз офицеров" раскололся на две организации. Управление юстиции приняло меры по разрешению конфликта. Я встречался с С.Н. Тереховым, а заместитель начальника Н.И. Калинин участвовал в работе общего собрания организации 5 марта 2000 г., на котором и разъяснил участникам собрания положения закона и устава организации. В результате спорная ситуация была урегулирована.
Впоследствии, уже в августе 2000 г., в адрес Рязанского регионального отделения Общероссийской политической организации "Союз офицеров" было вынесено предупреждение в связи с проведением пикета перед зданием Главного управления по делам ГО и ЧС Рязанской области. Председателем "Союза офицеров" данное предупреждение было обжаловано в суде. Однако суд в удовлетворении жалобы отказал.
- Чем вызвана необходимость принятия нового закона о политических партиях?
- Открытость политического пространства и возможность участвовать в формировании органов власти не были своевременно подкреплены соответствующей проработкой правового статуса политических объединений.
Сложилась ситуация, по поводу которой иронизировал еще в начале прошлого века русский политический деятель Василий Шульгин: "Где соберутся три немца, там они поют квартет, но где соберутся четыре русских, там они основывают пять политических партий".
Необходимость принятия специального закона, который четко определил бы правовой статус и порядок деятельности политических партий, стала очевидной.
Наконец, 14 июля 2001 г. и вступил в силу Федеральный закон "О политических партиях".
- Что нового в этом законе?
- Политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают достаточным правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти.
Закон устанавливает достаточно строгие требования, предъявляемые к политическим партиям:
Наличие программы партии, региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Общая численность членов партии - не менее 10 тысяч граждан, при этом более чем в половине субъектов Федерации региональные отделения партии должны иметь численность не менее 100 членов политической партии, а в остальных региональных отделениях не должно быть меньше 50 членов партии.
Руководящие и иные органы политической партии, все ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Региональные отделения политических партий осуществляют свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. При этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии.
Согласно закону, в России не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий. В течение двух лет межрегиональные, региональные и местные политические общественные объединения, созданные ранее, должны либо трансформироваться в структурные подразделения новых политических партий, либо утратить статус политического объединения. На это положение закона необходимо обратить внимание Рязанской региональной общественно-политической организации "Русская национал-патриотическая партия" и Касимовскому городскому отделению Межрегиональной общественной политической организации "Русская национальная партия".
Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами.
Политическая партия может быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде. Причем процесс преобразования в политические партии общероссийских политических общественных объединений, созданных до вступления в силу Закона "О политических партиях", должен закончиться к 14 июля 2003 года.
- Какие обязанности накладывает новый закон на политические партии?
- Статьей 27 Закона предусмотрены обязанности политических партий и региональных отделений. Это касается соблюдения Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также устава политической партии. Кроме того, политические партии обязаны ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копии представляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица.
Политические партии обязаны допускать представителей регистрирующих органов на свои мероприятия, а также извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
- Изменяет ли закон контролирующие функции управления юстиции?
- По Федеральному закону "Об общественных объединениях" надзор за соблюдением общественными объединениями законодательства осуществляют органы прокуратуры, а управление юстиции осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
Финансовые и налоговые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.
Очень существенной новацией федерального закона является возложение на регистрирующие органы обязанности по контролю за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации.
Статья 38 ФЗ "О политических партиях" наделяет регистрирующие органы правом обращаться в суд с заявлениями о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения. Ранее такое право предоставлялось Генеральному прокурору РФ и прокурорам соответствующих субъектов Федерации.
В целом хочу отметить, что проделанная работа по регистрации и контролю над деятельностью политических общественных объединений позволяет контролировать ситуацию, избегать разжигания национальной вражды, призывов к насильственному изменению основ конституционного строя, иных экстремистских проявлений со стороны представителей политических общественных объединений.
Ольга Сидорова.
00:04 13.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |