Архив новостей → Ядерного паритета скоро не будет.
Ядерного паритета скоро не будет.
И не надо.
ПОСЛЕ заявления администрации Дж. Буша от 13 декабря 2001 года о выходе США из Договора по ПРО в российско-американских отношениях и в мировой политике в целом сложилась совершенно новая ситуация. США демонстративно провозгласили курс на окончательную ликвидацию биполярного мира, в том числе в ядерной сфере, и упрочение своего лидерства в ХХI веке.
По оценкам большинства экспертов, такой шаг Вашингтона не представляет большой угрозы для нашей национальной безопасности, во всяком случае в ближайшие 10-15 лет, впредь до реального развертывания американцами национальной системы ПРО. Главным негативным его последствием, однако, является то, что прекращение действия Договора по ПРО ставит под сомнение весь международный режим контроля над вооружениями, включая и режим нераспространения.
В ответ на односторонние действия США руководство России не ударилось в панику, не встало на путь риторических угроз и не заявило о стремлении соревноваться с Америкой в области ПРО. У Москвы нет и завышенных ожиданий относительно возможного сотрудничества с Вашингтоном в этой области. Весьма важно и то, что Россия не помогала США разрушать Договор по ПРО путем совместного внесения в него поправок, открывающих де-факто "зеленый свет" созданию и развертыванию НПРО, и сегодня всю ответственность за развал режима контроля несут исключительно США.
Сделанный американцами шаг относится к разряду стратегических, поэтому требует и от нас стратегического ответа, затрагивающего нашу ядерную политику в целом. А это в свою очередь прямым образом повлияет на наши подходы к двусторонним российско-американским отношениям.
При выработке такой политики, как представляется, нам необходимо исходить из следующих очевидных положений:
- прежнее понимание стратегической стабильности, основанной на ядерном паритете России и США, устарело, и в этом смысле Договор по ПРО утратил качество "краеугольного камня" стратегической стабильности;
- доктрина взаимного ядерного сдерживания, основанная на способности сторон к взаимному гарантированному уничтожению, фундаментальным образом противоречит провозглашенному принципу партнерства в двусторонних отношениях;
- Договор по ПРО устарел и в том смысле, что он был составной частью стратегического взаимоотношения СССР и США эпохи "холодной войны", инструментом управления гонкой ядерных вооружений в период острой конфронтации двух сверхдержав;
- хотя ставка на ядерное сдерживание провозглашена в военных доктринах ведущих стран мира, должно быть ясно, что ядерное оружие - это не оружие ХХI века: оно неизбежно будет обесценено развертыванием систем НПРО, высокоточного обычного оружия и другими новейшими военными технологиями.
Москве надо быть готовой к тому, что Вашингтон в определенный момент поставит вопрос о полной ликвидации ядерного оружия, хотя бы в пропагандистских целях. В этом смысле "ядерное величие" через некоторое время не сможет обеспечивать статус великой державы кому бы то ни было.
Речь поэтому идет о том, чтобы, учитывая эти стратегические парадигмы развития мировой военной политики, просчитать наиболее оптимальную ядерную политику России по существу на переходный период - от ядерного к постъядерному (безъядерному) миру. Даже если такой переход затянется на десятки лет, осмысленная линия поведения в этом вопросе нужна уже сейчас, хотя бы с учетом длительности жизненных циклов современных систем ядерных вооружений (от 10 до 30 лет и более).
И у России есть три основных варианта возможных действий.
Вариант N 1. Перейти к самостоятельной ядерной политике, не рассчитывая на переговоры с США и новые с ними договоренности, а старые (СНВ-2, СНВ-1, Договор о полном прекращении ядерных испытаний) объявить утратившими юридическую силу в связи с выходом США из Договора по ПРО.
Преимущество такого решения состоит в том, что Россия вновь получила бы возможность самостоятельно определять структуру своих ядерных сил, сделав традиционный упор на наземные МБР стационарного и мобильного базирования.
При этом, однако, следовало бы считаться с тем, что и США получили бы полную свободу в своей ядерной политике, что с учетом их весьма значительного экономического и технологического превосходства позволило бы им (без особого напряжения) быстро нарастить потенциал как наступательных, так и оборонительных стратегических вооружений, изменив стратегический ядерный баланс в свою пользу, что в свою очередь неизбежно привело бы к увеличению уровня непредсказуемости американской ядерной политики.
Вариант N 2. Добиваться нового полномасштабного договора с США о радикальном сокращении ядерных вооружений (СНВ-3) и ограничения на развертывание НПРО.
Для России это был бы наилучший вариант, однако ввиду сегодняшней позиции США рассчитывать на скорый успех такой политики было бы нереалистично.
Вариант N 3. Вести дело к достижению не договора, а рамочного соглашения с американцами, включающего в себя следующие основные элементы:
- согласованные предельные уровни по боезарядам в сочетании со свободой их размещения на носителях;
- свобода определения структуры СНВ;
- прозрачность хранения ядерных боезарядов;
- транспарентность работ по ПРО;
- согласованные масштабы и география развертывания ПРО;
- контроль за ядерными материалами;
- сохранение "облегченного" режима контроля, установленного по Договору СНВ-1;
- усиленный режим мер доверия.
При таком варианте Россия в значительной степени сохраняла бы самостоятельность своей ядерной политики и одновременно добивалась бы ограничений на развитие стратегических - наступательных и оборонительных - программ США. Желательно вовлечь американское руководство в более широкий политический диалог о переводе партнерства из декларативной фазы в реальную. Этой цели должна служить Декларация о путях формирования новых стратегических взаимоотношений России и США, которую планируется подписать в ходе предстоящего московского саммита в мае. Этот документ призван сыграть такую же роль, как и "Основы взаимоотношений СССР и США" (1972 года). Необходимо совместно искать выход из ситуации взаимного ядерного сдерживания, подтвердив ранее взятые на себя обязательства, вести дело к полной ликвидации ядерного оружия.
Сергей Кортунов ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
АССОЦИАЦИИ.
00:04 13.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |