Архив новостей → Замечательная жизнь "ЖЗЛ".
Замечательная жизнь "ЖЗЛ".
Майя Кучерская.
Старейшей книжной серии - 70 лет.
"ЖЗЛ" - миф, история и легенда. Тем удивительней, что эта легенда продолжает твориться на наших глазах. Каждый месяц выходят новые биографии, а два года назад серия праздновала тысячный выпуск.
Завтра 70 лет со дня выхода первой книги "горьковской" серии - биографии Генриха Гейне, написанной Александром Дейчем. Но начиналось все намного раньше. Придумал и запустил "ЖЗЛ" Флорентий Федорович Павленков (1839-1900), замечательный книгоиздатель и просветитель. В павленковской серии биографии выходили с 1890-го по 1915 год и пользовались огромным спросом, из 750 с лишним книг сорок выдержали переиздания. В 1916-м Горький подхватил эстафету и предлагал идею серии разным издательствам. Но лишь в 1933 году "ЖЗЛ" стала выходить регулярно. Замыслы Горького были наполеоновскими: он надеялся, что биографии великих и писать будут великие - Уэллс, Роллан, Бунин, Томашевский... Ни с Уэллсом, ни с Буниным договориться не удалось, и все же отчасти мечты воплотились: среди авторов "ЖЗЛ" оказались Михаил Булгаков, Сергей Дурылин, Андре Моруа, Корней Чуковский, Виктор Шкловский, прекрасные историки и писатели нашего времени - Тарле, Эйдельман, Мариэтта Чудакова, Борис Флоря, Алексей Песков.
Тысяча книг в серии вышла, если считать с 1890 года. Но и тысячного выпуска "горьковской" серии ждать осталось недолго - в этом убежден директор и главный редактор издательства "Молодая гвардия" Андрей Витальевич Петров. С ним - наша беседа.
- В прежние времена многие читатели коллекционировали книги "ЖЗЛ". Как вы думаете почему?
- Биографии известных людей - это просто интересно. И дело не только в историческом интересе, в образе эпох или стран. Любая человеческая жизнь - космос. Чем человек живет, что им движет, когда его "замечательность" начинает прорываться? Альбер Камю, например, читая биографии великих, всегда спешил к последним страницам - хотел узнать, что великий человек может противопоставить смерти? Кроме того, в советское время серьезные книжные серии были наперечет: "Литературные памятники", "Жизнь в искусстве", "ЖЗЛ"... Серийные книги становились украшением любой домашней библиотеки.
- Можно ли объяснить популярность "ЖЗЛ" тем, что советский человек нуждался в новых "святых" и их житиях?
- Внешне это выглядело именно так, серия как будто помогала людям "делать жизнь с кого-то". Но по сути все было иначе. С самого начала и у Павленкова, и у Горького выходили книги и о персонажах, которым совсем не хочется подражать. Об Игнатии Лойоле, Ротшильде, Тайлеране. Так что никогда, тем более сейчас, серия не была сугубо дидактичной. Хотя часто самые "ретивые" наши читатели возмущаются, как же вы могли выпустить книгу о Наполеоне, он же Москву сжег!
- Насколько серия отражала конъюнктуру?
- Если бы я сказал, что она была оппозиционна по отношению к советской власти, я бы сильно погрешил против истины. Но подспудная борьба велась всегда. Рядом с книгами, соответствующими официальной идеологии, издавались и биографии, за которые влетало, за которые снимали редакторов. А иные книги становились редкостью, достать их было невозможно. Например, книга Лебедева о Чаадаеве распространялась в ксероксах наряду со стихами Гумилева и Цветаевой. Не меньшим раритетом был и "Лунин" Эйдельмана.
- Существуют ли какие-то жанровые требования к предполагаемым книгам?
- Задача серии в том, чтобы представить все многообразие биографического жанра, поэтому в ней могут соседствовать роман Булгакова "Жизнь господина де Мольера" с академическим трудом Алексея Лосева "Гомер". Есть в ней биография-памфлет о Лютере, сделанная блестящим французским специалистом Иваном Гобри, есть чисто научные биографии, есть научно-популярные, есть художественные. У нас вышла книга о Стрельцове, воспоминания его близкого друга - это уже совсем новый жанр, биографическо-мемуарный.
- Кто ваши авторы?
- И мы ищем авторов, и авторы ищут нас. Есть ряд персонажей, биографии которых мы очень бы хотели издать, но пока не нашли достойного автора. Ряд издательств идут по другому пути - главное быстро издать. И вот уже вышли в свет многочисленные биографии Путина, генерала Лебедя, других политических деятелей, и пока книга находится в производстве, герои уже стали другими, перешли в другое качество... В серии "ЖЗЛ" чтят принцип древегреческих мудрецов "Жизни конец наблюдай" - поэтому биографии ныне живущих людей в ней появиться не могут по определению.
- Чьи биографии сегодня особенно востребованны?
- Всем очень интересно читать о людях литературы и искусства: живописцах, музыкантах, писателях, поэтах. Большой успех у книг о государственно-политических деятелях, особенно связанных с историей нашей страны, - о Романовых, о великих князьях. А вот книги об ученых, физиках, химиках, медиках, к сожалению, расходятся очень плохо. Это беда не столько серии "ЖЗЛ", сколько читающей публики.
- Вы стараетесь ориентироваться на спрос или воспитываете своего читателя?
- Необыкновенных людей с потрясающими биографиями множество, и превращать издание книг в чистый рынок очень опасно.
- Что из новинок вы могли бы порекомендовать нашим читателям?
- Совсем недавно у нас вышла замечательная биография Грибоедова, написанная Еленой Цимбаевой, биография философа Хайдеггера, переведенная с немецкого, книги о Марине Цветаевой, Рубенсе, Сенеке. Вышел и "Каталог "ЖЗЛ" - справочное издание, где впервые перечислены все выходившее и в павленковской, и в горьковской серии. И еще одна наша новинка - клуб любителей "ЖЗЛ", который мы собираемся открыть на базе нашего специализированного магазина "Книжная слобода - "ЖЗЛ".
00:04 19.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |