Архив новостей → Ученым нужен быстрый Интернет.
Ученым нужен быстрый Интернет.
Вячеслав ТОКАРЕВ.
РОССИЙСКАЯ академия наук и государственная компания "Транстелеком" работают над созданием сверхпроводимой коммуникационной сети, задача которой - связать основные научные центры страны. На сегодняшний день к ней подключены академические суперкомпьютеры во Владивостоке, Новосибирске, Иркутске, Томске, Екатеринбурге и Казани. В перспективе сеть объединит всю российскую науку. Работающие над ее созданием специалисты даже придумали для нее неформальное название - "Научнет". Это своего рода Интернет для российских ученых. О перспективах проекта корреспондент "Российской газеты" беседовал с президентом компании "Транстелеком" Сергеем Липатовым.
- Сергей Владимирович! Аналоги "Научнета" уже существуют в мире. Это Интернет-2 в США и GEANT в Европе. Это дань моде или требование времени?
- Это вопрос выживания для науки. Речь идет о системах, пропускные возможности которых в десятки и сотни раз превышают возможности современного Интернета. Это сети, без которых развитие науки становится в принципе невозможным. В США и Европе число научных учреждений, пользующихся Интернет-2 и GEANT, исчисляется сотнями, и их количество постоянно увеличивается. Нам надо торопиться. Тем более что в перспективе "Научнет", европейская и американская научные сети должны соединиться. Ученые больше не могут замыкаться в своих национальных квартирах. Они должны работать вместе.
Создание такого рода сети дает возможность для наших ученых не просто обмениваться информацией друг с другом и со своими зарубежными коллегами, но и проводить совместные эксперименты и исследования. Больше не имеет значения место, где вы находитесь, живете и работаете. Ученый может не жить в столице, но при этом не чувствовать себя провинциальным исследователем. А что такое для ученого подобное чувство? Это ощущение оторванности от центров научной мысли и собственной невостребовательности. Это одна из главных причин, возможно даже более важная, чем материальная, отъезда российских ученых за рубеж.
- А зачем специальные научные сети? Неужели недостаточно Интернета? Тем более, что у нас Интернет сегодня не дотягивает даже до уровня Бразилии. Может раньше стоит развить обычные компьютерные сети и догнать ту же Бразилию, например?
- Латинская Америка России не пример. Если уж речь зашла о Бразилии, давайте вспомним бразильский фильм "Центральный вокзал". Лента не старая - 1998 года. Так вот, там главная героиня делает неплохой бизнес, занимаясь написанием писем для неграмотных пассажиров. И отбоя от клиентов не было в любое время суток. У нас качественно другой уровень грамотности общества. И вскоре у нас Интернет будет востребован и развит куда больше, чем в Бразилии. Там нет науки такого уровня, как в России, которая до сих пор во многих отраслях задает высшие мировые стандарты.
Современная наука - это как спорт высших достижений: либо она использует самую совершенную технику, стремится к новым вершинам, мировым рекордам, либо это просто команда любителей, собравшихся для собственного приятного времяпровождения. Сегодняшние научные исследования немыслимы без самой мощной коммуникационной связи. Например, сегодня библиотеки уже не могут быть только простыми стеллажами с фолиантами и вежливыми пожилыми служительницами. Библиотека без общедоступного Интернета сегодня - самая, что ни на есть сельская изба-читальня, как бы красиво она ни называлась.
- Так значит, все-таки стратегия вхождения России в постиндустриальное общество зависит преимущественно от степени развития Интернета?
- Интернет в обычном понимании будет востребован шире - это дело времени. Востребован населением, школьниками, студентами, но не наукой высших достижений - вот в чем парадокс. Для передовых исследований обычная Сеть, знакомая миллионам - вчерашний день.
И здесь одна из самых насущных проблем - проблема скорости передачи больших объемов информации. Люди, занимающиеся суперсовременными каналами информационной связи, в шутку называют Всемирную Сеть (WWW - World Wide Web) - Всемирным Ожиданием (World Wide Wait). Интернет легко решает проблемы студентов или школьников. Но не ученых. Одно дело - передача писем и картинок, и уж совсем другое - передача научных данных. Сегодня исследователю требуются мощности, способные отсылать и принимать в течение секунды объемы, превышающие тридцатитомную энциклопедию.
Есть, конечно, области науки, где достаточно и книжных знаний, но как быть, например, с такими отраслями, как фундаментальные свойства материи, управляемый термоядерный синтез, молекулярная биология или современная генетика? Эти области знаний оперируют гигантскими массивами уникальных данных. Представляете, сколько времени ученый должен бесцельно проводить в ожидании перед компьютером?
И это не истории из будущего. В создании подобной сети заинтересованы многие российские научные центры. Как пример можно привести международное сотрудничество наших ученых из Института физики высоких энергий (Протвино), Объединенного института ядерных исследований (Дубна), а также так называемые закрытые города Снежинск и Саров и их коллег из Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) - крупнейшей в мире лаборатории. Эти люди не просто обмениваются визитами, они проводят совместные опыты, но без возможностей сверхпроводимой сети многие вещи они сделать просто не могут!
Не секрет, что задача достижения управляемого термоядерного синтеза может быть решена только совместными усилиями всего мирового научного сообщества. Но когда будет создан такой термоядерный реактор, для производства энергии он потребует объемов информации 10 тбит (тэра-бит или 10 в двенадцатой степени) информации в секунду. А это объем информации, эквивалентный 2 миллиардам одностраничных электронных писем.
Для более точного предсказания погоды необходим мощный спутник, работающий в многоспектральном диапазоне и оперирующий триллионами бит информации.
Не меньшие требования к гигантским объемам и скорости передачи информации предъявляет сейсмология. Да и современная медицина уже невозможна без проведения дистанционных консилиумов. И здесь от скорости может зависеть жизнь людей. Вот для чего необходима специальная сверхпроводимая научная сеть.
- А почему подключение к ней осуществляется именно через "Транстелеком"?
- Начать с того, что "Транстелеком" построил самую протяженную и современную оптоволоконную сеть. Мы уже давно выступаем в качестве коммуникационного партнера Российской академии наук. Дело в том, что наша компания является оператором Магистральной цифровой сети связи (МЦСС), проложенной вдоль железных дорог, которые представляют собой транспортный стержень нашей необъятной страны. Это позволило объединить расположенные в разных городах вычислительные комплексы Российской академии наук, с тем чтобы самые мощные и неотложные вычисления могли бы осуществляться ими совместно и одновременно. В настоящее время "Транстелеком" в интересах Росавиакосмоса объединяет предприятия и организации, крупнейшие промышленные и научные комплексы, входящие в эту структуру, а также космодромы Байконур и Плесецк. Дальнейшее сотрудничество предусматривает объединение объектов, входящих в Наземный контур управления Международной космической станцией (МКС) с точками подключения в Калининграде, Улан-Удэ, Уссурийске, Щелкове, Краснознаменске и подмосковном Королеве. Проложенное нами оптоволокно сегодня связывает также предприятия атомной энергетики и промышленности.
Думаю, что немаловажную роль играет и то обстоятельство, что наша компания устанавливает тарифы связи для государственных компаний и научных институтов значительно ниже, чем для коммерческих организаций. Это государственный подход, который, мы в этом уверены, обязана исповедовать компания, однажды решившая для себя, что ее личный успех невозможен без национального.
Вел беседу
Вячеслав ТОКАРЕВ.
00:04 09.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |