Архив новостей → Кто я такой?
Кто я такой?
Американские ученые предложили новую теорию мотивации человеческого поведения.
Грубые материалисты сводят человеческое поведение к двум-трем стимулам - таким, как удовольствие, боль и инстинкт выживания. Но так ли это?
Когда-то Зигмунд Фрейд подвел все человеческие стремления к единому знаменателю - либидо, исходя из чего большинство современных теоретиков "науки о душе" - психологии - утверждают, что разнообразные устремления в равной степени свойственны всем людям. Абсолютно новую, опровергающую подобные постулаты теорию предложил профессор психологии и психиатрии американского университета Огайо Стивен Рейсс. В течение пяти лет он проверял и обосновывал свою концепцию, после чего опубликовал результаты исследований в книге, которая называется "Кто я? 16 основных желаний, которые мотивируют наши поступки и определяют нашу личность".
- Итак, что же это за основные желания, которые, по словам американского ученого, "руководят нашими повседневными действиями и делают нас такими, как мы есть"? Это - власть, независимость, любознательность, одобрение, порядок, экономия, честь, идеализм, общение, семья, положение в обществе, месть, любовные отношения, еда, физические упражнения и спокойствие.
Давайте попытаемся обуздать свое скептическое отношение к предложенному перечню и не станем стараться сразу же разбить "в пух и прах" эту теорию. И вот почему: присмотритесь, ведь по крайней мере четырнадцать из шестнадцати предложенных стимулов имеют генетическую основу. Это уже доказано современной наукой. Только стремление к идеалу и одобрению, по-видимому, не связано с наследственностью.
Для того чтобы выделить перечисленные желания-стимулы, Стивен Рейсс провел исследование, охватившее более шести тысяч человек. "Комбинация этих стимулов и их расстановка по приоритетности - это именно то, что делает личность неповторимой", - утверждает ученый. Возможно, рассмотрев, как отличаются люди по своему отношению к шестнадцати основным желаниям, даже отъявленные скептики будут вынуждены согласиться с утверждением американского исследователя, что "каждый из нас индивидуален в гораздо большей степени, чем обычно считают психологи".
К тому же ученый из Огайо выяснил, что "большая часть основного перечня характерна и для животных и, похоже, имеет значение для выживания". Что, как не этот факт, характеризует исключительную важность предложенных источников человеческих стремлений?
А теперь посмотрим на практическую ценность новой теории.
К примеру, по словам Рейсса, образовательная система и в США, и в других странах построена на непонятной уверенности, что все дети любознательны (напомним - это один из основных стимулов Рейсса) и имеют одинаковое потенциальное желание учиться. Почему же тогда даже очень развитые и талантливые дети зачастую интереса к учебе не проявляют?
- Наша образовательная система не принимает идеи, что кому-то не нравится учиться, - говорит Рейсс. - Не все любознательны от природы, и родители таких детей должны понять, что природу личности ребенка им изменить не удастся.
Видимо, столкнувшимся с подобными проблемами родителям потребуется найти тот приоритетный стимул, задействовав который удастся повернуть ребенка "лицом к образованию". В противном же случае останется только умерить уровень родительских ожиданий.
То же самое происходит и с другими названными Рейссом основными желаниями. Трудоголики много работают не потому, что хотят "убежать" от жизненных проблем, как это принято считать, а потому, что у них сильно природное желание добиться власти и положения в обществе. Но люди склонны примерять ситуацию на себя и считают, что можно сделать трудоголика более счастливым, заставив его работать меньше.
- Неумение понять индивидуальные различия вызывает проблемы во всем, начиная с семьи и заканчивая коллегами, - считает американский ученый. - Даже зная, что другой человек имеет иные цели и ценности, мы не можем понять этого. Мы тратим неимоверные усилия, пытаясь изменить людей, которые не хотят меняться.
Как же удалось ученому выявить, что именно эти шестнадцать стимулов - основные? Он вместе с коллегами составил более трехсот утверждений, которые относились к специфическим желаниям людей. Протестировав на согласие или несогласие две с половиной тысячи человек вопросами типа: "Мне нравится приобретать новые умения" или "Лучше потерять жизнь, чем потерять честь", исследователи провели математическую обработку данных и распределили ответы на 15 групп. А после тестирования еще тысячи человек анализ выдал и шестнадцатый значимый стимул - стремление к экономии.
На основании своей теории ученые из Огайо разработали тест, названный "Профили", который призван помочь в определении наших индивидуальных особенностей. И как бы мы ни относились к утверждениям Стивена Рейсса, предложенные им научные новшества уже нашли свое практическое применение. И если уж от попыток изменить нерадивых школьников, застенчивых людей и трудоголиков не уйти, лучше делать это "по науке".
Олег ЛАРЬКО.
00:04 01.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |