Архив новостей → Поляки боятся "серой зоны".
Поляки боятся "серой зоны".
И поэтому смотрят одновременно на Запад и Восток.
В 2004 году, если все пойдет по плану, Республика Польша займет полноценное место в Евросоюзе, а ее граждане почувствуют на себе все или, по крайней мере, многие преимущества интеграции с Западом. Пока же польские политики, пребывая в видимом смятении, пытаются убедить собственную и мировую общественность в том, что от вступления страны в Евросоюз выиграют Запад, Восток, Север и Юг - то есть практически вся земная цивилизация.
Внешнеполитические и внешнеэкономические реалии, толкающие славянское государство в объятия Западной Европы, просты и понятны. Польша не скрывает своего желания быть принятой в НАТО. А 70 процентов ее внешнеторгового оборота приходится на долю стран ЕС. О последнем обстоятельстве российским журналистам, прибывшим в Варшаву по приглашению польского Института восточно-европейских исследований, сообщили, кажется, почти все политики и чиновники, согласившиеся встречаться. С другой стороны, польская политическая и экономическая элита, судя по всему, обижена поведением России, особенно в области хозяйственных отношений. Поведением, мало того что непочтительным, но временами даже бесцеремонным. Станислав Чосек, ныне советник президента, а в прошлом посол республики в России, привел нам вопиющий пример такой бесцеремонности. Россия поставляет полякам газ за немалые доллары, но на вырученные миллиарды ничегошеньки в Польше не покупает. "Так что наши потери (в пользу России) в этом году достигнут 5 миллиардов долларов", - подытожил г-н Чосек. Под потерями следует понимать деньги, уплаченные за газ - ни больше ни меньше.
Однако если бы проблема носила столь линейный характер - плохие ребята слева, хорошие справа, - быть Польше в Евросоюзе хоть с завтрашнего дня. Но Европа не спешит поднимать шлагбаум, выдвигая множество трудновыполнимых требований. Польские граждане, пережившие идеологический диктат Союза ССР, опасаются появления экономического диктатора - Евросоюза. А польские политики, стараясь понравиться Западу, тоже, в свою очередь, опасаются, что совсем перестанут нравиться России с ее богатыми и все-таки дешевыми энергоресурсами и относительно свободным от ресурсов рынком труда. Маршал Сената Республики Польша Лонгин Пастусяк признался нам, что главная внешнеполитическая опасность для страны - оказаться в "серой экономической зоне - вне Евросоюза и вне сотрудничества с Востоком". Наверное, в признании есть доля политического кокетства. Но расценивать его как вовсе неискреннее - нет оснований. Россия не проявляет снисхождения к польским экономическим проблемам. Запад, в свою очередь, демонстрирует пугающую суровость по поводу недостаточного экономического благополучия в республике.
Переговоры о вступлении Польши в Евросоюз идут с 1997 года и затрагивают без малого три десятка сфер будущей польской жизни. Компромисса удалось достичь по девятнадцати темам. По некоторым же вопросам расхождения позиций столь велики, что кажутся пропастью. Поляки, например, опасаются, что после вступления в Союз на Вислу ринутся богатые немцы и станут немедленно скупать земли, которые стоят в Польше в десять раз дешевле, чем в Европе. По словам Лонгина Пастусяка, предыдущее правительство выступало за 18-летний период перехода на европейские стандарты свободного движения капиталов. Что, разумеется, категорически не устраивало страны Евросоюза. Нынешний кабинет снизил планку до 12 лет. Но сочтет ли Союз достаточным такой шаг - неизвестно. Еще одна проблема из числа "стандартных" - защита окружающей среды. Польская промышленность столь далека от европейских представлений об экологии, что бюджет республики "схлопнется" одномоментно, вздумай Польша соответствовать требованиям Союза к 2004 году. Но как долго можно не соответствовать - тоже вопрос пока неразрешимый.
Членов Союза же беспокоят 3 миллиона польских безработных, которые получат свободный доступ на европейские рынки труда. Тревожит состояние и структура польского сельского хозяйства: 2 миллиона фермерских хозяйств и 22 процента населения, в них работающих (против 3 процентов по Европе), могут слопать весь сельскохозяйственный бюджет Евросоюза. Поэтому "союзники" предлагают польским фермерам прямых дотаций (вопреки принятой практике) не давать. А Адам Таньский, президент Агентства сельскойсобственности Госказны, напротив, убежден, что польское сельское хозяйство достойно ежегодных 7 миллиардов "евро" прямых дотаций. Понятно, что европейские государства смущены польским объемом ВВП - он на 60 процентов меньше среднеевропейского. А взносы в бюджет Союза как раз и исчисляются одним процентом валового продукта. Таковы, в общих чертах, польско-европейские несообразности.
Однако республика рвется на Запад и ничто ее, по-видимому, не остановит. Бронислав Геремек, бывший министр иностранных дел и экс-лидер "Унии свободы", оценил перспективу непринятия Польши в Евросоюз как катастрофу. В чем именно будет состоять катастрофа, г-н Геремек не пояснил. Вскользь заметил даже, что вхождение в Союз аукнется для страны отрицательными последствиями. Например, утратят конкурентоспособность малые предприятия, создающие сегодня рабочие места. Но все равно: или в Евросоюз, или... Альтернативы нет.
Польша борется за благорасположение Европы всеми доступными способами. Один из таких - подкладывание лакомых кусков западным инвесторам. Один из директоров Агентства по развитию промышленности Марек Кравчек, предварительно усыпив нас вступительным словом о деятельности Агентства, позже внес оживление: сообщил, что три польских нефтеперерабатывающих завода, получающих сырье из России, будут приватизированы при участии австрийских, венгерских, в крайнем случае, арабских инвесторов. Российских нефтяных магнатов просят не беспокоиться.
Как следует из слов Станислава Чосека, беспокоиться следует президенту Путину, чей визит готовит сейчас польская президентская администрация. Г-н Чосек убежден, что российскому первому лицу вполне по силам обеспечить подрядами на возведение атомных электростанций, дорог и мостов польских строителей. В ответ на замечание обозревателя "ОГ", что для этого Путину пришлось бы задействовать административный ресурс, которого, может, и нету,
г-н Чосек высказался в том смысле, что данный ресурс задействован в экономике всех цивилизованных стран. И большой бизнес в России не должен стать исключением. Так что президента Путина в Польше будут уговаривать помогать польской экономике. По крайней мере, до тех пор, пока республику не возьмут в Евросоюз. Варшава - Краков - Москва.
МАРГАРИТА ВОДЯНОВА.
00:04 20.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |