Архив новостей → "Академик Поляков: Больное сердце не предать!".
"Академик Поляков: Больное сердце не предать!".
Г.СПЕВАЧЕВСКИЙ.
В канун Нового года редакция "Волжской коммуны" поздравила своих старых знакомых - авторов, с которыми многие годы поддерживает творческие связи. Среди них был и Виктор Петрович Поляков, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской Академии медико-технических наук, руководитель Самарского кардиохирургического центра. В ответ на традиционный вопрос "Что новенького?" Виктор Петрович, как обычно скупой на слова, сказал просто: "Мы вышли на новый рубеж". Так родилась эта публикация.
- Виктор Петрович, уж если проговорились, выкладывайте все до конца. Что означает этот новый рубеж?
- Это значит, что осталось очень мало условий, при которых мы не можем оперировать больных. Раньше такими были тяжелая сердечная недостаточность, большие патологические изменения в органах. Сейчас все это становится преодолимым благодаря тому, что появились новые методы защиты сердца при операциях, новые технологии, которые позволяют лечить ранее неоперабельных. Сегодня с уверенностью можно сказать, что некоторых наших больных даже в Москве оперировать вряд ли возьмутся, за исключением разве что самых известных лечебных учреждений, таких как институт имени Бакулева...
Вот недавно, например, пришел к нам человек - полстраны объехал и везде получил отказ. А мы на днях его прооперировали. Более шести часов длилась эта операция, включившая в себя сложнейшие элементы хирургического вмешательства.
- Какие же конкретно патологии стали подвластны теперь Самарскому кардиохирургическому центру?
- Это дефекты перегородки сердца, возникшие при инфарктах миокарда. Во-вторых, - появилась возможность оперировать больных с огромным сердцем, размеры которого увеличены в два-три раза. Скажу честно, на такое сердце страшно смотреть даже нам, кардиохирургам. Раньше все эти больные умирали, никто не мог их спасти. Операбельной стала теперь у нас и хроническая форма мерцательной аритмии, о чем еще два-три года назад мы только мечтали. Могу сказать, что по своему объему некоторые наши операции превосходят даже пересадку сердца, а это уже, как известно, вершина кардиохирургической науки. И все это, повторю, стало возможным в результате внедрения новых, щадящих технологий защиты сердца во время операций. Кстати, когда я был в США, мой американский друг профессор Джеймс Кокс показывал мне эти операции. Но в то время в наших условиях это было недостижимо.
- Виктор Петрович, а можно спросить: какова доля риска в таких сложнейших операциях на сердце? Обычно хирурги предпочитают держать в тайне эту статистику...
- Открою вам эту тайну. За прошедший год неудачи при сложных операциях с искусственным кровообращением составили у нас около трех процентов.
- Это летальные исходы, да?
- Да, это смерть, к великому прискорбию. На фоне общероссийской европейской статистики три процента - весьма низкий показатель, ведь когда-то он составлял и 50, и 30. Стопроцентного успеха не бывает. Сейчас нас очень тревожит другое: в минувшем году мы были вынуждены сократить количество операций с искусственным кровообращением на треть, и все потому, что нам никто их не оплачивает. Денег нет, а кардиохирургия - дело дорогостоящее. Каждая операция обходится в сотни долларов, ведь здесь задействована аппаратура одноразового использования. Например, только один узел аппарата "Сердце - легкие", сменяемый на каждой операции, стоит 500 долларов.
Проблемы финансирования привели к тому, что сейчас сотни больных ожидают своей очереди на операцию. Очень жаль, но, увы, это так.
- Правда ли, что теперь все операции на сердце у вас только платные?
- Это совершенно не так. Не знаю, откуда идут такие слухи. Могу со всей ответственностью заявить, что для жителей Самары и области все операции проводятся у нас бесплатно. Но если человек захочет иметь импортный клапан или стимулятор, он должен покупать его сам. Что же касается больных из других регионов, то для них операция стоит около 50 тысяч рублей. Причем, к зарплате врачей это не имеет никакого отношения. Если хотите, все эти люди: и врачи, и медицинские сестры, и нянечки не ради славы, не ради денег служат своему делу. Уж если мы заговорили о проблемах самарской кардиохирургии, то я не могу не сказать и о том, что за 20 с лишним лет у нас совершенно не было прироста больничных коек. Это тоже одна из причин печальной очереди больных к операционному столу.
- Кстати, а сколько операций на сердце было в 1999 году?
- Около 800, но мы могли бы сделать больше. А люди ждут годами, и не все дожидаются светлого дня госпитализации... Это тоже суровая правда жизни. Хотя прорабатывались варианты пристроя нового больничного корпуса, был даже конкретный проект, но дальше разговоров дело не пошло. Для больного сердца денег опять не нашлось.
- К сожалению, многие понимают истинные ценности, лишь когда сами попадают в беду и становятся пациентами кардиохирургии. Но давайте вернемся к итогам минувшего года. Что еще радостного свершилось в преддверии нового века?
- Очень порадовали меня мои коллеги. Защитил докторскую диссертацию доцент Владимир Владимирович Горячев. Вышел на защиту докторской и заведующий отделением Сергей Михайлович Хохлунов. На подходе и другие. Растут молодые кадры, поднимаются к новым высотам науки, и в этом самая большая для меня радость. Это уже третье поколение врачей в нашем центре, которое продолжает и развивает добрые традиции самарской кардиохирургии. Между прочим, в будущем году мы отметим 25-летие нашего центра. Жизнь мчится, как бешеный мустанг. Но самое главное в том, что нам не стыдно за прожитые годы.
- Несколько лет назад, когда мы снимали фильм о кардиодиспансере, вы показывали свой личный план развития сердечной хирургии, написанный еще в 70-е годы. Такой пожелтевший от времени лист с длинным перечнем научных проблем... Помните? Как выполняется этот план?
- Практически он реализован полностью. Кроме одной, самой последней позиции - пересадка сердца. Думается, что это сегодня не очень актуальная проблема в Самаре. Зато мы освоили немало, так сказать, сверхплановых разновидностей оперативного лечения заболеваний сердечно- сосудистой системы. Так что здесь наша совесть, как говорится, чиста.
- Виктор Петрович, у вас к Новому году вышла вторая книжка ваших стихов. И там есть стихотворение "Ночной звонок". И такие строки:
Всегда бы просыпаться поутру... Ночной звонок хирургу - не к добру. Ночной звонок - и "скорая" летит. И ищешь ты решение в пути, И думаешь: успеешь или нет, И никого, кто мог бы дать совет. И ты с бедой выходишь - на один, И так весь век - от юных до седин!
- Стихи - моя вторая жизнь, и новая книжка - счастливый миг в моей судьбе. А то стихотворение, как вы понимаете, навеяно жизнью. Недавно вот был такой звонок. В час ночи позвонил дежурный врач и сообщил, что в реанимацию поступил больной с отеком легких, состояние тяжелейшее. Я знал этого больного, накануне его консультировал и понял, что случилось. Ему оставалось жить несколько часов, а может и минут... Это было в полночь, а в три часа мы уже начали его оперировать. Теперь он, слава Богу, жив-здоров. Иногда встречаю его на улице, он живет по соседству. Жизнерадостный человек, никто и не подумает, что он вернулся с того света. В этом и есть, наверное, счастье хирурга.
Что счастье? Это - быть собою, Не спасовать и не предать. И что даровано судьбою, Не растерять, а передать!
00:04 28.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






