Архив новостей → В 76 лет и без одной руки Иван Леонов вновь...
В 76 лет и без одной руки Иван Леонов вновь поднял самолет в небо.
В КНИГУ рекордов Гиннесса занесено имя российского фронтовика Ивана Антоновича Леонова. Он признан единственным в мире боевым летчиком, воевавшим с одной рукой. А недавно на авиационном празднике, посвященном 10-летию Тульского вертолетного полка, ветеран снова поднялся в небо на спортивном самолете Як-52, правда, в кресле второго пилота...
"Российская газета" в марте 1995 года в статье "Звезды с неба не падают" рассказала о полном драматизма и мужества пути инвалида Великой Отечественной войны, бывшего летчика Ивана Леонова.
После долгих мытарств 16 февраля того же года Указом Президента РФ Б. Ельцина 72-летнему фронтовику было наконец-то присвоено звание Героя Российской Федерации. Справедливость восторжествовала. Золотая Звезда нашла Героя через полвека. Что же за подвиг совершил Иван Антонович?
На счету Леонова было шесть сбитых вражеских самолетов: четыре подбил лично, два - в группе. Но за это Героя не давали. Ветерана наградили за его мужество и терпение, за веру в торжество справедливости, за русский характер.
На фронт 19-летний сержант Иван Леонов попал в феврале сорок второго после службы на Дальнем Востоке. Боевой счет сбитым фашистам открыл в небе под Москвой. Там же был награжден первым орденом Красного Знамени. Потом была Орловско-Курская дуга.
Над станцией Поныри в воздушной схватке с немецкими "Фокке-Вульфами" летчик-истребитель Леонов был тяжело ранен, его самолет загорелся. Превозмогая боль, теряя сознание, Иван сумел выпрыгнуть с парашютом. Приземлился в болото на нейтральной полосе. Наши пехотинцы только ночью вытащили его из-под огня, отправили в медсанбат, оттуда попал в один госпиталь, потом в другой. Операция следовала за операцией, но гангрену победить не удалось. Пришлось ампутировать левую руку до самого плеча. В общей сложности провалялся на больничной койке восемь месяцев. В госпитале познакомился с медсестрой Ниной, которая ухаживала за раненым, давала ему свою кровь, а вскоре стала верной женой.
Выписавшись из госпиталя, Иван упросил врачей не списывать его вчистую, дать возможность послужить до победы, "чтобы поближе к самолетам". Вскоре стал начальником станции наведения, но мечту снова самостоятельно подняться в небо не бросил. Как-то в их часть приехал командующий Воздушной армией, Герой Советского Союза легендарный летчик генерал-полковник авиации М. Громов, прославившийся еще до войны беспосадочным перелетом в Америку. Леонов подкараулил командарма, когда тот направлялся в столовую. Заметив молодого старлея с пустым рукавом гимнастерки, пригласил за стол. Выслушав просьбу снова сесть в кабину самолета, поначалу отмахнулся: "Война кончается. А если тебя собьют? Представляешь, какой визг поднимет геббельсская пропаганда, мол, у русских здоровых летчиков не хватает, калек в самолеты сажают!".
Леонов настаивал на своем: "Разрешите попробовать!" Командарм разрешил. Выделили настырному инвалиду связной самолет По-2.
- Во время полета на нем левая рука занята одной не очень сложной операцией, - рассказывает Иван Антонович. - Мне пришла идея использовать движение плеча. Пошел к технарям, попросил их вырезать полоску дюраля, приставили к плечу, обжали. Потом стали городить остальные причиндалы: тросики, "сухарики"... В общем, сконструировали протез, обшили наплечник кожей. Все это приспособление надевалось на шарик сектора газа. Тренировался несколько дней, натирал плечо до крови.... Однажды командир эскадрильи, посмотрев, как управляю газом, сдался: "Твоя, циркач, взяла! Завтра полетишь в Смоленск за почтой".
Так стал бывший истребитель почтальоном. Правда, доверяли возить не только документы, почту. Вылетал на воздушную разведку, во вражеский тыл к партизанам. Заслужил третий орден Красного Знамени, второй дали за бой над Понырями. Еще раз ранили, но уже в ногу, в небе над Белоруссией. Чудом дотянул до своего аэродрома, теряя сознание, посадил машину.
Демобилизовали старшего лейтенанта Леонова вчистую осенью сорок пятого. Вернулся на родную Орловщину, работал секретарем райкома комсомола, заочно окончил техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. Потом преподавал в ремесленном спецучилище для сирот, стал его директором. Вместе с женой Ниной Васильевной совершили еще один подвиг, но уже человеческий. Имея двух собственных детей, усыновили пятерых ребятишек из детдома. Всех воспитали, поставили на ноги. И это неудивительно, ведь сам Иван Антонович был тринадцатым ребенком в семье бедного крестьянина из маленькой шаблыкинской деревни Мотовки, что на Орловщине. Мать рано умерла, отец семью бросил. Воспитывался в детдоме, ФЗУ. Потом были курсы Осоавиахима, Армавирская военная авиационная школа. Так что хлебнул Леонов лиха через край. Потому для него ничего невозможного нет. В последнее время чета Леоновых живет в Туле, в простой девятиэтажке. А вот в Орле его именем названа одна из улиц. Были официальные предложения переехать жить на малую родину. Иван Антонович не сказал пока ни да, ни нет. Привык к Туле. Здесь его все знают. Ветеран самостоятельно водит автомобиль, мотоцикл, играет на пианино, гармони, аккордеоне, печатает на машинке стихи собственного сочинения, работает на дачн даже землю копает одной рукой так сноровисто, что молодой и здоровый н А ведь Ивану Антоновичу 76 лет стукнуло.
Да таким мужественным людям надо памятники ставить. При жизни. В порядке исключения. Ради их исключительности.
соб. корр.
Орел.
Николай КИРЕЕВ.
00:04 19.06
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |