Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейОфицерские браки.

Офицерские браки.

Архивы времени: Случилось так, что корнет увлекся некоей девицей Носиковой, дамой полусвета, как говорят в таких случаях. Воспользовавшись этим, опекуны, "охраняя нравственность юноши", добились от государя продолжения опеки даже после совершеннолетия. Мало того, когда началась война с Японией, они перевели Стенбока в Приморский драгунский полк. Удалив корнета в Маньчжурию, опекуны стали размышлять, как прикарманить его миллионы..

Но государственные мужи не оценили силы чувств девицы Носиковой. Она обманула следивших за ней жандармов и, перекрасив волосы, сбежала из России через румынскую границу. Затем на пароходе обогнула Африку, преодолела Тихий океан и оказалась в Китае. После такого путешествия ей уже ничего не стоило на экипаже пересечь линию фронта и встретить графа Стенбока.

Молодые пошли к священнику соседнего 35-го стрелкового Восточно-Сибирского полка, пали на колени и попросили обвенчать. Полковой батюшка, не ведая о петербургских страстях, сочетал молодых в полковой церкви. С заключением брака отпала необходимость в опекунстве. Скандал грянул такой мощью, что с берегов Невы долетел до фронтов Маньчжурии. Впрочем, это уже другая история...

Как уже понял читатель, я хочу рассказать о тех удивительных временах, когда мужчины владели саблей лучше, чем грамотой, и без страха шли не только в бой, но и под венец. Мой рассказ - о любви, о счастье, о ревности, о неразделенных чувствах, свадьбах, разводах, о дамах и, естественно, гусарах, а также драгунах, егерях...

Другими словами - это рассказ об офицерских браках.

Проблема женитьбы военнослужащих для нашей страны давняя - впервые она прозвучала еще во времена Петра Великого, который в Регламенте об управлении Адмиралтейства определил: "Запрещается гардемаринам жениться без дозволения Адмиралтейской коллегии и до достижения ими 25 лет от роду".

Создание офицерской семьи являлось предметом дум и размышлений множества различных комиссий, которые к началу нынешнего века сформулировали законодательно утвержденные традиции вступления военнослужащих в брачный союз.

Итак, право обзаводиться семьей офицер приобретал к 23 годам, при этом он должен был прослужить в своем полку не менее 2 лет. На этом ограничения не кончались: согласно приказу по военному ведомству от 19 марта 1901 года, офицеры, вступающие в брак в возрасте от 23 до 28 лет и получающие менее 1200 рублей в год, должны были вносить так называемый реверс - своеобразный денежный залог. (На задворках империи - в Сибирской и Аральской флотилиях, а также в Приамурском военном округе реверса не надо было вносить.) Если соотнести это требование с офицерскими доходами, то жениться без внесения реверса мог командир роты - именно он имел такой оклад. А получить под свое командование роту офицер мог не ранее чем к 33 годам.

Возможность приобрести семью в столь зрелом возрасте "не улыбалась" армейской молодежи. Приказ этот обсуждался не только в офицерских собраниях, кают-компаниях, гостиных, но и в прессе. Общее отрицательное отношение к нему подкреплялось следующими соображениями. К 33 годам мужчина уже сформирован, он успевает втянуться в "холостой режим и является малопригодным для семейной жизни". Кроме того, поздняя женитьба не позволяла офицерам до своей кончины поставить на ноги детей...

В 1903 году военное ведомство под влиянием общественного мнения несколько понизило порог вступления в брак - до 28 лет. Впрочем, и это проблемы не решало. Офицеры, как все нормальные люди, влюблялись и начинали жить со своими избранницами, а отношения оформляли, когда подходило время.

Но возникала новая проблема - рожденные в таком "условном" браке дети. Их продолжали считать "внебрачными". Жизнь этих созданий, "без вины виноватых", была отягощена. Как и жизнь родителей, которые всякими правдами и неправдами пытались исправить создавшееся положение. В своих мемуарах генерал А.Деникин рассказывает о произошедшей на этой почве драме. Полковник пограничной стражи, получивший бригаду в новом месте, где его не знали, страдая душой за судьбу своих детей, решился сделать в своем послужном списке изменения, изъяв отметку об их "внебрачности". Преступление обнаружили... и полковника предали суду за служебный подлог.

Суд приговорил его к исключению со службы с лишением чинов... Семья осталась без средств к существованию. На счастье полковника этим делом заинтересовался известный журналист В.Дорошевич. В "Русском слове" появилась одна из самых ярких его статей, в которой он с потрясающей силой изобразил драму осужденного отца. Общество откликнулось на статью так быстро и так бурно, что уже через несколько дней судьба семьи бывшего полковника "была устроена". В конце концов правительство приняло решение: детей, рожденных в подобных браках, признавать законными.

...Снижение брачного возраста до 28 лет, как видим, не решало всех проблем, но опускать возрастной ценз военное ведомство не хотело. Оно мотивировало свое упорство результатами исследований. А они показали, что, во-первых, "большинство бедных, необдуманных и порочных браков заключалось между 18 и 28 годами"; во-вторых, следует "удержать молодого офицера от вступления в брак именно в период первых увлечений"; в-третьих, "со стороны вступающего в брак офицера требуется серьезное отношение к этому вопросу, трудно достижимое в очень молодые годы", и, в-четвертых, к зрелому возрасту будущий муж имел возможность окрепнуть материально.

И вот наступал тот момент, когда жених, преодолев материальные затруднения, не разуверившись в своей избраннице, наконец-то получал право подавать рапорт с просьбой о вступлении в брак. В этом документе он указывал фамилию и происхождение невесты, свидетельство о том, что она уже достигла 16-летнего возраста. Кроме того, нужно было представить письменное согласие на вступление в брак как своих родителей, так и родителей будущей жены.

Получив рапорт, командир полка, рассмотрев, как требовали тогдашние законы, "пристойность брака" и найдя его "пристойным", препровожал документы командиру дивизии. Тот и принимал окончательное решение - запрещал или разрешал свадьбу.

Казалось бы, конец - делу венец. Но стоит рассказать еще о такой детали: где и как происходили знакомства молодых людей? Случалось это, как правило, во время различных балов, встреч, приемов, "выездов в свет". Эти выезды, по воспоминаниям графа А.Игнатьева, представляли для молодых офицеров чуть ли не служебную обязанность, и "каждый полк имел своих почти профессиональных танцоров. Каждый вечер дирижировал танцами тот же улан Маслов и играл на рояле один и тот же вальс тот же Альквист".

В углах зала сидели мамаши, зорко наблюдая за тем, кто танцует с дочерью мазурку. Традиции были жестокими. Две-три мазурки подряд с той же барышней компрометировали ее, свадьба на Красную Горку считалась обеспеченной.

Критерий отбора невест и жен для офицеров, как вы уже догадались, один - красота. Перед этим аргументом пасовали почти все другие. Но после брака все достоинства жен отступали на второй план, их заслоняли заслуги мужей. Генерал-лейтенант Карл Фези, побывав на балу у государыни, заметил, что "дамы стояли по чинам своих мужей, посему некоторые некрасивые генеральши простого происхождения стояли выше красивейших княгинь и графинь из старейших фамилий".

Но было бы неверно умолчать о том, что на благопристойность брака влияли некоторые национальные моменты. Офицерская среда не жаловала тех, кто связывал свою судьбу с еврейками и польками. Последним ограничивали поступление в военные академии. Кроме того, подвергались остракизму офицеры, женившиеся на разведенных женщинах, - они удалялись из полка.

Были еще обстоятельства, отличавшие офицерский брак от обычного. Военнослужащим вменялось венчаться только у священника своего полка. Объяснялось это тем, что иногда разводы происходили по вине офицеров и тогда батюшка наказывал виновника - обрекал его на "всегдашнее безбрачие". Кстати, полковой священник никогда бы не обвенчал уже упоминаемого графа Стенбока. Потому-то корнет и пошел с девицей Носиковой в соседнюю часть, в которой батюшка, не ведая многого, и заключил брак.

И еще. Общество особо следило за тем, как его защитники женятся с девушками другой, неправославной, веры. В таком случае, кроме уже упомянутых документов, невеста давала подписку, что "она не будет поносить или склонять чрез прельщение, угрозы и иным способом супруга в свою веру; что дети будут крещены и воспитаны в православной вере". Если она не состояла в российском подданстве, то перед венчанием давала присягу на подданство, а также обязательство венчаться только в православном храме. Впрочем, если подобный брак заключался на территории Финляндии, то здесь религиозная проблема решалась так: мальчики воспитывались в вере отца, а девочки - матери.

Как видим, иностранной красавице, чтобы стать женой русского офицера, надо было пойти на большие жертвы. Но, заметим, что иностранцу жениться на нашей соотечественнице было еще труднее - только с личного разрешения Государя Императора.

Строя новую армию, мы должны не проходить мимо того хорошего, что имелось у наших предков...

Владимир ГАЛАЙКО, настоящий полковник.

  00:04 07.03  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU