Архив новостей → Удивительные виды на урожай.
Удивительные виды на урожай.
Алексей Синицкий, Андрей Черкасов.
Раньше денег не было у государства, теперь их нет у крестьян. И лизинг не поможет.
В ходе подготовки очередной битвы за урожай сложилась парадоксальная ситуация. Государственная компания "Росагролизинг" предлагает настолько выгодные финансовые условия, что ни один вариант коммерческого лизинга конкурировать с ними не в силах. В то же время оказалось, что денег у "Росагролизинга" гораздо больше, чем заявок на технику. И на рынке сельхозтехники продолжается стагнация.
Еще в марте совет директоров "Росагролизинга" пересмотрел условия лизинга в сторону их большей доступности для сельхозпредприятий. По комбайнам процентную ставку снизили с 7,8% до 4,3% годовых, по тракторам - с 9,3% до 4,9%. Срок лизинга по некоторым видам комбайнов, тракторов и оборудования был продлен с 5 до 7 лет, по прочей технике - с 3 до 5 лет. По технике стоимостью свыше 700 000 руб. размер авансового платежа сократился с 10% до 7%.
Вовсе не желание заняться благотворительностью подвигло государственную лизинговую компанию на эти решительные шаги. По статистике, именно на март приходится максимум крестьянских заявок на сельхозтехнику. В этом году их оказалось так мало, что пришлось менять условия лизинга. Причина, по большому счету, банальная - у хлеборобов опять не оказалось денег. Хотя в ситуации, складывающейся сегодня вокруг лизинга сельхозтехники, есть и дополнительные нюансы.
Куда делись деньги.
Драматический парадокс заключается в том, что виновником нынешней ситуации послужил хороший урожай 2002 г. - около 86 млн т зерна. Несмотря на рекордный экспорт, вывезти за рубеж весь избыток зерна не удалось по техническим причинам - не хватило транспортных мощностей. Для животноводов год оказался неудачным, и они тоже закупили не слишком много. В результате цены упали настолько, что многие хозяйства оказались на грани разорения. А ведь за счет продажи зерна формируется три четверти доходов отечественного сельского хозяйства.
Чтобы как-то спасти ситуацию и стабилизировать цены на зерновом рынке, в конце прошлого года правительство пошло на закупочные интервенции. В итоге цены остановились на уровне 2300 руб. за тонну пшеницы (минимальная цена составляла около 1700 руб.). При этом надо отметить, что решение об интервенциях было принято слишком поздно. И если в Сибирском федеральном округе в ходе государственных закупочных интервенций было выкуплено 46,5% процента от общего объема зерна, то, например, в Ростовской области - всего около 10%.
В интервенциях участвовали в основном трейдеры, т. е. те, кто скупил это зерно у крестьян ранее по еще более низким ценам, чем на рынке. Так что выделенные государством для стабилизации зернового рынка средства не всегда доходили по адресу, т. е. до производителя. Фактически это признает и Министерство сельского хозяйства - чиновники обещают, что в этом году трейдеры, работавшие на рынке зерна, к интервенциям допущены не будут, все торги пойдут через биржу, а хлеб закупят непосредственно у сельхозпроизводителей.
Но это пока только благие пожелания. По итогам же 2002 г. прибыль предприятий агропромышленного комплекса сократилась почти в 2,5 раза - с 25 млрд руб. до 11 млрд руб. Прибыль от продаж зерна уменьшилась более чем в 3 раза - с 19,6 млрд руб. в 2001 г. до 6,2 млрд руб. в 2002 г.
А вот общая сумма кредиторской задолженности предприятий российского АПК к концу прошлого года выросла на 20% и достигла 340 млрд руб., при этом половина ее - 170 млрд руб. - просроченная.
Так что и без того не слишком устойчивое платежеспособное состояние российского крестьянина пошатнулось еще больше. В преддверии посевной крестьяне озабочены не столько покупкой новых комбайнов, сколько поиском денег для экстренной реанимации уже существующего парка. К тому же цены на горюче-смазочные материалы с начала года выросли на 20%.
Вместе с тем нехватка техники по-прежнему остается острой проблемой. По данным Минсельхоза, количество произведенной в прошлом году техники в 2-3 раза меньше объемов ее физического списания в сельском хозяйстве. Треть техники работает уже за сроком эксплуатации, т. е. вопреки всему или благодаря чудодейственным силам отечественных "самоделкиных". Прогнозы на текущий год неутешительны - обеспеченность техникой составит 36-58% по сравнению с нормативной. Остается либо пересматривать нормативы, либо стимулировать закупки новой техники.
Жесткий государственный лизинг.
До создания "Росагролизинга" бюджетными деньгами для кредитования закупок техники с 1993 г. занималась компания "Росагроснаб". У нее была отлаженная система работы и развитая сеть филиалов - региональные агроснабы.
Претензию к этой махине можно было бы предъявить только одну, и не столько к "Росагроснабу", сколько ко всей системе российского АПК. По традиции государственные деньги, которые приходили на село, считались невозвратными. По некоторым данным, в 2000 г. в "Росагроснаб" вернулось менее 60% средств, выданных в качестве кредитов. То есть фактически это было не кредитование, а субсидирование. Весной 2001 г., на волне общей тенденции к распределению государственных средств на конкурсной основе, был проведен конкурс на обслуживание бюджетных средств, которыми до этого распоряжался "Росагроснаб".
В конкурсе участвовали "Росагроснаб" и пять коммерческих компаний. Победитель должен был получить все, хотя уже тогда высказывались альтернативные предложения. Например, чтобы победитель получил только 70-80% ресурсов, а остальные распределились бы среди "финалистов" конкурса. Это позволило бы привлечь реальный частный капитал - если бы проект оказался выгодным, то частные компании, безусловно, нашли бы дополнительные источники финансирования, помимо бюджета. Но это предложение поддержано не было.
Условия конкурса, по мнению осведомленных источников, были прописаны так, чтобы победил "Росагроснаб" (были определенные требования к размеру уставного капитала и ряд других критериев). Однако этого не произошло. Результаты тендера были аннулированы, а оператором назначен "Росагролизинг" - новая дочерняя компания Россельхозбанка, на 100% принадлежащая государству (по слухам, "Росагроснаб" был отлучен именно за то, что его руководители не согласились пойти на повышение степени государственного контроля).
В бюджете 2001 г. на лизинговые программы в сельском хозяйстве было предусмотрено порядка 3 млрд руб. Однако реально эти средства поступили в уставный капитал "Росагролизинга" только в начале 2002 г. Весь 2001 г. прошел без федеральной поддержки лизинга. Все продажи комбайнов в том году были коммерческими. Их на 70% обеспечили региональные бюджетные операторы, на 30% - дилеры (впрочем, тоже зачастую имеющие доступ к местным бюджетам) и прямые продажи. Как это ни странно, но именно этот год и был последним, когда производство комбайнов в стране росло. "Ростсельмаш" (РСМ) в 2001 г. выпустил 6025 комбайнов против 2632 в 2000 г., а Красноярский завод комбайнов (КЗК) - 3050 против 2382. Для сравнения: по итогам 2002 г. РСМ выпустил 5064 комбайна (из них реализовано 4800), а КЗК - 2523.
К концу 2001 г. государство убедило совсем еще не окрепший рынок сельхозтехники в том, что в 2002 г. "Росагролизинг" начнет действовать. Это возымело неожиданный и весьма отрицательный эффект. Продажи техники прекратились, поскольку все покупатели ждали возможности получить деньги за счет федеральной лизинговой программы. "Росагролизинг" собирал заявки, а заводы стояли без денег. Реальные деньги пришли к производителям только в апреле.
Надо сказать, что для заводов "Росагролизинг", пользуясь фактически монопольным положением крупнейшего заказчика (на его долю приходится около половины всей закупаемой техники), выставил весьма жесткие условия. Представители предприятий, не желая портить отношения с "Росагролизингом", предпочитают рассказывать об этом только шепотом. Например, в случае если крестьянское хозяйство, не справившись с платежами, досрочно возвращает комбайн "Росагролизингу", то завод-производитель обязан выкупить этот комбайн по некоторой фиксированной цене - естественно, невыгодной для завода. Но заводы, подписывая соглашения, знали, на что идут. А вот потенциальные заказчики еще не понимали, что их ждет.
Со времен "Росагроснаба" все привыкли к тому, что государственный лизинг - это получение техники даром, потому что деньги можно и не возвращать. Памятуя об этом, "Росагролизинг" предусмотрел и весьма жесткие условия для лизингополучателей, гарантирующие возврат средств. Так, по словам гендиректора "Росагролизинга" Елены Скрынник, "государственные средства, вложенные в уставный капитал компании, защищены надежным механизмом - мы используем гарантии государства, первоклассных банков, крупных агрохолдингов, машиностроительных предприятий, а также залоги (техника, зерно и т. д.), акции и другие ценные бумаги".
Пик активности "Росагролизинга" пришелся на II квартал прошлого года. Уставный капитал компании составил примерно 8,5 млрд руб., лизинговых договоров в 2002 г. было заключено на 8,8 млрд руб., а техники закуплено на 5,3 млрд руб. (3203 комбайна, 113 тракторов и 113 единиц прочей техники - для более чем 1700 сельхозпредприятий).
Разумеется, нельзя критиковать "Росагролизинг" за требование соблюдать финансовую дисциплину (в общем-то, достаточно новое для крестьян) и обеспечивать возвратность кредитов. Однако существенные средства крестьянских хозяйств были заморожены именно для гарантирования заключенных лизинговых договоров. Если раньше успешные хозяйства наряду с получением техники через "Росагроснаб" участвовали в региональных лизинговых программах и получали субсидирование процентной ставки по коммерческим кредитам, то в прошлом году все их средства ушли на реализацию программы "Росагролизинга". Вкупе с прошлогодним падением цен на зерно это практически парализовало альтернативные виды лизинга, а в самом "Росагролизинге" объем заявок с ноября 2002 г. по март 2003 г. сократился, по словам главы пресс-службы компании Юрия Купина, на 15-20% по сравнению с тем же периодом год назад. При этом, по его словам, "пока реакции на снижение процентных ставок нет, потому что все заявки по посевной уже выполнены".
В поисках альтернативы.
Сейчас частные компании в сельскохозяйственный лизинг не идут, потому что конкурировать по условиям с "Росагролизингом" просто невозможно - получаемые им бюджетные деньги фактически бесплатные. Разумеется, государство требует от компании безубыточности, но в качестве серьезного источника финансирования госбюджета никто "Росагролизинг" не рассматривает. Для него гораздо важнее политический аспект, именно поэтому совет директоров с такой легкостью решился снизить прибыльность в 2003 г. на 25% - именно к такому результату ведет мартовский пересмотр условий лизинга.
Тем не менее какие-то меры по выводу рынка из стагнации еще предпринимаются. Например, в середине апреля компания "Новое Содружество" (владелец контрольного пакета акций "Ростсельмаша") анонсировала новую программу коммерческого лизинга. Как и следовало ожидать, ее финансовые условия хуже, чем у "Росагролизинга". Рассрочка дается на три года, первый взнос составляет треть стоимости комбайна, в каждом квартале необходимо выплачивать по 10% его стоимости - в итоге комбайн становится на 50% дороже по сравнению с единовременной закупкой. Для сравнения: условия, предлагаемые "Росагролизингом", поднимают стоимость комбайна на 30%. Взамен, по словам пресс-секретаря "Нового Содружества" Александра Савостьянова, предлагаются "быстрота оформления договора и минимальный набор документов, требующихся от лизингополучателя". Целью программы является привлечение средств, которые по каким-то причинам не пошли в систему "Росагролизинга", хотя конкурировать эти две программы все равно не будут: "Новое Содружество" привлекает для лизинга порядка $2 млн, а "Росагролизинг" - около $200 млн.
Небольшая лизинговая программа есть и у основного конкурента "Ростсельмаша" - Красноярского завода комбайнов, на основе которого формируется компания "Агромашхолдинг". По словам начальника управления информации холдинга Василия Рябинко, дочерняя компания "Агромашлизинг" "не требует дополнительного залога под технику - сама техника и является залогом".
Работает над коммерческим лизингом и "Росагролизинг". Правда, в этой компании в это понятие вкладывается несколько иной смысл. По словам гендиректора "Росагролизинга" Елены Скрынник, если компания начнет на государственные деньги продавать импортную технику, то она сама и все менеджеры компании будут моментально уволены. Но небольшой спрос на иностранные комбайны все же есть(конкурентоспособными они становятся только на предприятиях с самой передовой агротехнологией).
Чтобы лизинговать зарубежную технику и не использовать при этом бюджетные средства, "Росагролизинг" будет привлекать кредиты Сбербанка по коммерческим ставкам. Соответственно, процентная ставка за лизинг эффективных, но дорогих иностранных комбайнов будет не 4%, а в несколько раз больше. По словам пресс-секретаря "Росагролизинга" Юрия Купина, "де- факто коммерческий лизинг уже работает, мы потихоньку раскручиваем это дело. Есть уже заявки по немецким свеклоуборочным комбайнам, аналоги которых в России не производят, но спрос есть".
Пока же потребности села в новой технике многократно превышают платежеспособный спрос. К тому же приходится признать, что ни государственный, ни коммерческий варианты лизинга не могут реализовать идеальную схему, о которой постоянно говорят защитники интересов сельхозпроизводителей: "Вы дайте сейчас крестьянам комбайны, а они с вами осенью урожаем рассчитаются". Если соберут, конечно.
.
Лизинг и закон.
Согласно федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)", по договору лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.
Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, федеральным законом "О финансовой аренде (лизинге)" и договором лизинга. В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.
00:04 12.05
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






