Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПриватизация умов.

Приватизация умов.

Приватизация умов.

Кто в ней не разбирается, тот проигрывает.

ЛЕТОМ, незадолго до кризиса, Борис Ельцин подписал указ о "государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот... объектов интеллектуальной собственности". Указ этот остался незамеченным прессой - главным образом потому, что был написан совершенно невозможным бюрократическим языком, да и к тому же вскоре страну захлестнули события, куда более волнующие.

Между тем по важности этот документ уступает разве что таким событиям, как роспуск Думы или импичмент президенту.

- Фактически это те самые деньги, - говорит руководитель отдела Министерства науки Юрий ЛЕБЕДЕВ, один из наиболее компетентных экспертов в таком малопонятном деле, как управление интеллектуальной собственностью (ИС), - без которых мы своей промышленности не создадим. Они, конечно, бесполезны при чрезвычайных ситуациях, подобных сегодняшней, но потом, когда все относительно стабилизируется, только они помогут стране выйти из тяжелого системного кризиса, в котором она находится уже многие годы. Президентский указ - что-то вроде импульса, запускающего разработку разумной, тщательно выверенной государственной стратегии в отношении ИС.

- В чем она заключается?

- Во-первых, отказ от привычного с советских времен лоббирования при выделении денег на разработку научно-технических программ и введение нормальной конкурсной системы. Необходимы также надежные системы патентной охраны и юридической защиты прав владельцев ИС - без этого западные инвесторы на наш рынок даже и не сунутся.

В отношении патентов и интеллектуальной собственности наше законодательство считается одним из лучших в мире, однако оно бездействует, потому что не разработаны механизмы его реализации. И, наконец, самая, пожалуй, важная позиция - государство больше не намерено изображать из себя "собаку на сене" и держаться за интеллектуальную собственность, которую само не в состоянии реализовать. Теперь каждый, кто может быстро превратить научно-техническую идею, созданную за государственный счет, в реальный продукт, может это делать.

- То есть государство отказывается от своей доли?

- Государство получит свое через налоги. Главное сегодня - вовлечь эти идеи в хозяйственный оборот, сделать так, чтобы они начали приносить реальную пользу. Конечно, у многих высших чиновников такая идеология просто не укладывается в голове. Вся предыдущая деятельность учила их совершенно иному. Поэтому нам - то есть Министерству науки - приходится работать в режиме сильного противодействия. И продвигать свои идеи нам удается, в частности, потому, что наши противники плохо понимают, что такое ИС.

- Кто же ваши оппоненты?

- Около двух лет назад Минобороны и Минюст вышли с инициативой самим реализовывать всю интеллектуальную собственность, созданную в России и бывшем СССР. Они хотели сами заняться продажей этой собственности, а вырученные деньги направить на проведение судебной и военной реформ. Если бы им удалось добиться своего, в очередной раз были бы обобраны ученые. Кроме того, поскольку к сегодняшнему дню основная часть интеллектуальной собственности, созданной в нашей стране, так или иначе уже имеет своих хозяев, то это означало бы ее национализацию.

С этого началось противостояние, в котором Минюст, Минобороны и впоследствии поддержавшее их Мингосимущества выступают единым фронтом против Министерства науки. Правда, мы тоже не одиноки. Нас поддерживают Роспатент, Российское космическое агентство, Минатом, Минэкономики...

- И чем же это противостояние закончилось?

- А оно и не закончилось. Тогдашний раунд завершился "вничью". Президент подписал указ, по которому при Минюсте создавалось специальное агентство, обязанное произвести нечто вроде инвентаризации так называемых технологий двойного применения. Насколько мне известно, воз и ныне там, да иначе и не могло быть.

Минюст и Минобороны просто не поняли, с чем столкнулись. Ни один директор института не отдаст им технологию, которую может продать сам. Он напишет очередной дутый отчет, и тем дело кончится. Но самое главное, наше законодательство не предусматривает за государством никаких прав на интеллектуальную собственность. Государство, как это принято во всем цивилизованном мире, просто не может быть владельцем ИС. Похоже, наши оппоненты об этом не подозревали.

- Изменилась ли позиция государства в отношении интеллектуальной собственности с уходом правительства Кириенко?

- Пока нет, хотя, разумеется, в такой ситуации прогнозы невозможны. Заседание межведомственной правительственной комиссии, посвященное этому вопросу, должно было состояться еще в мае, однако было перенесено на конец сентября. О новом переносе даты пока не сообщалось.

ВЛАДИМИР ПОКРОВСКИЙ.

  00:04 17.09  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU