Архив новостей → Голоса из зрительного зала.
Голоса из зрительного зала.
Таганка была той социальной и политической точкой на застойной карте страны, где злободневные проблемы эпохи оказывались наиболее чувствительными. Это был самый необычный театр: нигде сильнее, чем здесь, не ощущалось биение пульса времени. В этом и было значение Таганки для людей ищущих, для тех, кто, может быть, чувствовал, но не мог выразить то ощущение глубочайшего неблагополучия, в котором пребывало все общество. Драматургия, музыка, сценическая пластика, декорации - все было нацелено на интеллектуальное пробуждение. Театр не только сумел притянуть к себе особый круг почитателей, но и заслужил репутацию коллективного властителя дум своего времени. Сегодня мы живем в совсем другую эпоху. При существующем нынче калейдоскопе идей, как исконно наших, так и тех, которые переживает весь мир, сфокусировать внимание на одной точке уже невозможно. Ни у кого, даже у Театра на Таганке, не хватит на это сил.
Для меня Театр на Таганке представлял и представляет один человек - Юрий Петрович Любимов. Его молодость неувядаема, это подтверждает весь тот путь, который театр прожил от "Обмена" до недавней премьеры "Шарашки". Чтобы сегодня появился театр такой силы, какую излучала Таганка в годы застоя, необходим очередной запрет. Наш нынешний политический театр - Государственная Дума. Что бы ни говорили про застой, в те годы была стабильность, а стабильность рождает формы. От нашего нестабильного времени форм ждать не приходится. Если и появится политический театр, он будет выступать в чьих-то личных интересах, а не в интересах страны и народа. Сегодня жизнь театра Любимова гораздо труднее, чем раньше. Но гораздо прекраснее: ведь он существует не как политический вымпел, а как Театр.
Я не хочу выступать ценителем искусства. Это не моя профессия. Театр на Таганке произвел на меня впечатление самым первым спектаклем, "Добрым человеком из Сезуана" Брехта. С тех пор у меня с Юрием Петровичем завязались хорошие отношения, надеюсь, они сохранились и по сей день.
Ни в каких гонениях на театр я не участвовал. Я вообще по службе занимался только тем, что было мне по душе. Таганка раздражала официальные власти не новаторством и не вольнодумством. Не знаю, что ставили Любимову в вину, этот вопрос лучше задать самому Юрию Петровичу. Лично я никогда не участвовал в формировании этой вины. Все внешние проблемы мы с Юрием Петровичем почти всегда умели разрешать. Не помню ни одного случая, когда наши общие усилия остались бы без результата. Если честно, то гонения, вернее, разговоры об этих гонениях, рождались в самом театре. Я знаю тех, кто отлично чувствовал себя гонимым тогда и великолепно использует свою прошлую гонимость сегодня.
Роль Таганки в моей жизни невозможно переоценить: я не пропускал ни одно слово, доносившееся со сцены, всеми правдами и неправдами добывал билеты на премьеры. Влияние Таганки было формообразующим для целого поколения. Либеральные идеи, которые провозглашала Таганка, звучали как вызов унылому существованию, противодействием существующей действительности. Таганка стояла в том же ряду, где располагался журнал "Новый мир", фильмы Андрея Тарковского, где звучали имена Высоцкого и Галича. Но все сегодняшние попытки возродить прежнюю Таганку обречены на неуспех. Время открытого текста безвозвратно ушло. Театр на Таганке всегда был очень пафосным и романтичным. А нынешний политический театр должен быть более холодноватым, ироничным и отстраненным, напоминающим по настроению программу "Куклы".
Прав был Александр Зиновьев, когда в "Зияющих высотах" назвал Театр на Таганке "театром на гражданке". Он говорил о пошлости зрителей, о трусах, которые считают себя храбрецами, потому что ходят на Таганку. На самом деле зрители смотрели спектакль, а потом шли заседать на партсобраниях, сексотить, выбивать путевки за границу. И весь таганский десяток взрывов Хиросимы пропал втуне, вся кошелка вольнодумных семян была выброшена на бесплодную почву. Если кто-то настаивает, что театр его на что-то подвиг, то пусть ответит, на что именно он решился. Анатолий Марченко, например, едва ли ходил на Таганку, куда билеты были столь дефицитны. Он просто много лет просидел в тюрьме за свои взгляды. И Юрий Петрович всю жизнь боролся с коммунистами, которые отобрали у него театр, который он строил по кирпичику.
Искусство не в силах улучшить жизнь: "свинцовые мерзости" сами по себе, а Юрий Петрович сам по себе. Театр на Таганке, эта фиалка инопланетного происхождения, украшает жизнь, но ничего не меняет. Как раньше Таганка не остановила вход наших войск в Афганистан, так и теперь не помешала бойне в Чечне и вряд ли предотвратит вмешательство в Сербии. Тем не менее театр никогда и никуда не уходил от политики. И последний спектакль по Солженицыну "Шарашка" - о том, что мы привыкли жить в шарашке и никогда не жили на свободе.
Политический театр в чистом виде меня никогда не интересовал. Но Таганку я воспринимал и воспринимаю как настоящее искусство. Она началась для меня со студенческого спектакля "Добрый человек из Сезуана", который я видел на сцене Щукинского училища. Меня поразили не вольнодумные идеи, а та яркая форма, в которую они были обличены, та непосредственность, с которой они преподносились. Я прекрасно помню и Зину Славину, и Аллу Демидову - все было необычно и вместе с тем очень просто и точно. Мне кажется, что в настоящий момент возвращение к гражданскому театру общественного звучания не только возможно, но и необходимо. В сегодняшних спектаклях слишком раздражает излишняя надуманность и жеманство. Думаю, Юрий Петрович Любимов чувствует это как никто. Я желаю ему продолжать работать в полную силу, желаю новых побед и неслабеющей любви публики.
Юрий АФАНАСЬЕВ:
Андрей БИТОВ:
Филипп БОБКОВ, бывший начальник 5-го Главного управления КГБ СССР:
Игорь ИРТЕНЬЕВ:
Валерия НОВОДВОРСКАЯ:
Марлен ХУЦИЕВ:
00:04 22.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |