Архив новостей → В парламенте: Чтобы учесть все голоса...
В парламенте: Чтобы учесть все голоса избирателей, нужно внести коррективы в законы о выборах.
На той неделе в первом чтении принят новый Закон о выборах депутатов Государственной Думы. Этот его вариант фактически ничего не меняет в избирательной системе. По сравнению с действующим законом новый вариант более техничный и подробно описывает процедуру подготовки, проведения выборов, голосования. Причем появилась и масса спорных моментов. Как великое достижение преподносится авторами возвращение к открепительным талонам. По мнению полномочного представителя Президента в Государственной Думе Александра Котенкова, это несет больше путаницы, чем пользы. Вводя открепительное удостоверение, закон отменяет возможность досрочного голосования. Но открепительное удостоверение действует лишь в пределах избирательного округа.
Что же может решить открепительный талон в пределах одного округа? В больших городах, например, таких, как Москва, Санкт-Петербург и тому подобных, избирательные округа - очень маленькие по территории. Открепительное удостоверение может пригодиться разве что в случае, если избиратель пошел, например, в магазин и обнаружил, что некий пункт для голосования к этому магазину ближе, чем тот, в котором он должен голосовать. Но в этом случае человек вряд ли пойдет заранее открепляться от своего "родного" пункта. Вот в сельском районе - дело другое. Если человек уехал за 150 - 200 километров, например, к родственникам, он, все еще случается, находится в своем округе, а значит, может проголосовать. Но это случаи нечастые. Поэтому сказать, что такое нововведение существенно повышает процент участия избирателей в выборах нельзя, считает А.Котенков. А ликвидация при этом института досрочного голосования и вовсе делает надежды на повышение активности избирателей эфемерными.
Большой вопрос, что больше способствует увеличению процента голосующих: открепительный талон, действующий в пределах округа, или возможность досрочного голосования?
Такие технические новации, считает представитель Президента в нижней палате парламента, весьма и весьма спорны.
В то же время четыре года работы Государственной Думы показывают, что существующая пропорциональная избирательная система, то есть избрание по партийным спискам, имеет существенные пороки. В зале заседаний Государственной Думы присутствуют такие депутаты, которых избиратели, голосуй они за них персонально, никогда бы не избрали. К сожалению, согласно действующему закону, а новый вариант эту норму сохраняет, в избирательные бюллетени включаются только три первых лица по федеральному списку и три первых лица по региональному списку. В тени лидеров порой идут ТАКИЕ фигуры, что, знай о них избиратель, он не стал бы голосовать за их движение или партию в целом. Практика, при которой локомотив протаскивает за собой целый "состав".
Александр Алексеевич считает, порочной, однако отказаться от нее, видимо, не удастся, поскольку большинство в Государственной Думе принадлежит партийно-фракционным депутатам. Они, скорее всего, не пойдут на кардинальные изменения удобной для них системы. Идеальным был бы, по мнению А.Котенкова, полный отказ от партийных списков и переход на абсолютную мажоритарную систему, то есть когда все депутаты избираются по одномандатным округам. Но при этом можно было бы предоставить политическим партиям право преимущественного выдвижения кандидатов в одномандатных округах. Например, политическим партиям всероссийского масштаба, зарегистрированным в установленном порядке, можно предоставить право выдвигать кандидатов без сбора подписей в отличие от индивидуально выдвигающегося кандидата, который должен эти подписи собрать. Это, по мнению президентской стороны, было бы справедливо. Но увы, маловероятно, что депутаты с этим согласятся.
На выборах в Государственную Думу в 1995 году по партийным спискам фактически 49 процентов голосов избирателей оказалось за бортом. 49 процентов избирателей, проголосовавших за различные политические партии, движения, блоки, не преодолевшие 5-процентный барьер, оказались не представленными в Государственной Думе. Поэтому президентская сторона намерена настаивать как на самом компромиссном варианте - на проведении двухтурового голосования. Это обязательно для мажоритарных округов. А коль скоро там будет проходить два тура, то одновременное проведение повторного голосования по партийным спискам не потребует больших дополнительных расходов. Итоги голосования 1995 года показывают, что уже названные 49 процентов голосов и соответственно 49 процентов мандатов потом перераспределены между победителями. В итоге коммунисты, получив наибольшее количество голосов при первом голосовании, автоматически получили наибольшее количество из оставшихся вакантными мандатов. На самом же деле из 49 процентов оставшихся за бортом голосов абсолютное большинство проголосовали за избирательный блок демократической направленности. И если бы в 1995 году голосование по партийным спискам проходило в два тура, то большинство голосов оказалось бы у НДР или у "Яблока", и соотношение сил в нижней палате парламента было бы несколько иным. Если проводить двухтуровое голосование, то на первом этапе определенное количество партий преодолевает 5- процентный барьер. Во втором туре оставшиеся за бортом голоса избирателей и соответственно вакантные депутатские мандаты, голосами самих же избирателей перераспределяются между теми партиями, которые преодолели 5-процентный барьер. Например, избиратель готов проголосовать за НДР, но ему более симпатична другая политическая партия или движение. Однако они не преодолевают 5-процентный барьер. Во втором туре в таком случае избиратель отдает свой голос НДР. По нынешнему закону же его мнение, его интересы в парламенте просто не представлены.
Понимая, что сейчас депутаты из конъюнктурных соображений не пойдут ни на отмену партийных списков, ни на изменение пропорций избранных по одномандатным округам и по партийным спискам, президентская сторона намерена настаивать на том, чтобы в закон была введена необходимость двухтурового голосования. Тогда выявление мнений избирателей станет более объективным. И соответственно максимально объективным будет распределение мандатов.
Ольга БУРКАЛЕВА.
00:04 02.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |