Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейКНИГА ЕДИНОБОЖИЯ ЗАПРЕЩЕНА Российская юстиция...

КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ ЗАПРЕЩЕНА Российская юстиция не должна превращаться в инквизицию Можно ли рассматривать с точки зрения соответствия современному законодательству и запрещать мусульманский богословский труд, написанный два с половиной века тому назад и уже в силу этого не имеющий никакого отношения к современной политике?

Российская юстиция решила, что можно. Зачем перегибать палку 20 апреля этого года Савеловский суд удовлетворил представление прокурора Москвы Анатолия Зуева о признании в качестве экстремистской литературы "Книгу единобожия", изданную в русском переводе в Москве издательством "Бадр". Автором этого сугубо богословского мусульманского трактата является основатель так называемого ваххабитского движения в исламе, видный аравийский богослов Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ат-Тамими, живший в XVIII веке. По мнению прокуратуры, "в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" указанная книга может быть отнесена к экстремистской литературе, так как ее содержание направлено на осуществление экстремистской деятельности, а также обосновывает и оправдывает необходимость осуществления такой деятельности". Суд согласился с доводами прокуратуры, и теперь "Книгу единобожия", представляющую собой важный памятник мусульманской религиозной мысли и ценный исторический источник, запрещено издавать и распространять на территории РФ. По всей видимости, на мнение экспертов прокуратуры повлияло то, что автор "Книги единобожия" считается духовным основателем ваххабизма. При том, что этот научный термин, применявшийся ранее лишь к истории Аравии XVIII века и известный лишь узкому кругу специалистов по истории ислама, в последние годы с подачи СМИ превратился в расхожее клише, своего рода ярлык, который можно навесить на кого угодно. Понятие "ваххабизм" все чаще используется в качестве синонима экстремизма, хотя людей, называющих себя ваххабитами, в природе никогда не было и нет - это слово не является самоназванием. Подобная терминологическая путаница приводит к тому, что в экстремизме можно огульно обвинить тех мусульман, которые в реальности не имеют к нему никакого отношения. Кроме того, обвинения в поддержке ваххабизма зачастую используются в качестве инструмента междоусобной борьбы между различными исламскими центрами. Россия и ислам Сразу подчеркнем, что мир ислама - это не что-то чужое и далекое по отношению к России. Значительная часть коренных граждан нашей страны принадлежит к миру ислама. Всесторонний учет интересов мусульман в процессе государственного строительства является, по нашему глубокому убеждению, одной из важнейших задач для России. Не нужно, очевидно, специально доказывать, какую опасность несет в себе противопоставление одной части ее населения другой по религиозному признаку. И сегодня с большим удовлетворением можно констатировать, что это хорошо осознается и признается высшим руководством страны, у которого, судя по всему, нет сомнений в том, что ислам органичен для исторических судеб России. Вместе с тем, нынче все более усиливается впечатление, что в нашей стране ислам нередко пытаются представить в качестве чего-то если не враждебного ей, то чуждого, побочного. Мысли об этом возникают, когда мы становимся свидетелями того, как многие средства массовой информации весьма активно, порой даже азартно (не сказать бы - бесцеремонно) вмешиваются в дискуссии, идущие среди самих мусульман. Справедливости ради заметим, что такие дискуссии нередко возникают, когда тот или иной духовный лидер смещает идеологические акценты в определенном, желательном для него или группы его сторонников направлении, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. В результате поверхностного или, что еще хуже, предвзятого освещения подобного рода дискуссий в средствах массовой информации зачастую налицо прямо-таки настоящее жонглирование терминами и понятиями, превращение их в расхожие ярлыки и политические штампы. Подобного рода настрой средств массовой информации не может не вносить свою лепту в дальнейшую политизацию ислама. Это становится особенно очевидно, если обратить внимание на то, что в отношении христианской и других традиционных для России конфессий, в которых, как известно, также имеется немало весьма острых споров и противостояния, подобного вмешательства не наблюдается. Немного истории Специалистам хорошо известно: слово "ваххабизм" (аль-ваххабийя) - простонародное прозвище, возникшее в XVIII веке на Аравийском полуострове среди противников религиозно-обновленческого движения, основоположником которого стал шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, причем не случайно. Следует отметить, что шейх был потомственным мусульманским ученым (алимом, то есть богословом-законоведом), а отнюдь не политиком, причем жил в то время, когда на обширных территориях Аравийского полуострова да и в сопредельных регионах исламскому вероучению грозила настоящая деградация, что особенно проявлялось в повсеместном распространении суеверий и просто откровенного язычества. Отсюда понятен главный призыв шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба к возврату к чистому исламу, к его фундаментальным основам и принципам на основе священных первоисточников - Корана и Сунны. И в проповеди Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в целом нет ничего такого, что противоречило бы общепризнанным взглядам большинства авторитетных мусульманских богословов. Неверно также говорить о ваххабизме как о секте (для ислама термин "секта" вообще едва ли применим, коль скоро в нем, в отличие от христианства, отсутствует институт церкви и не существует механизмов канонизации тех или иных доктринальных положений). Показательно в этой связи, что серьезные специалисты, даже когда они вынуждены по тем или иным причинам пользоваться псевдотермином "ваххабизм" и его производными, неизменно сопровождают их вводными замечаниями типа "так называемый". Но в любом случае, независимо от выбора выражений, всякий непредвзятый взгляд не обнаруживает какой-либо органичной связи между последователями Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба с одной стороны и экстремизмом и терроризмом с другой. Наличие подобной связи до сих пор не подкреплено никакими доказательствами. Вообще следует обратить внимание на опасность и непродуктивность использования таких штампов, как "фундаментализм", "исламизм", "исламский экстремизм" в качестве универсальных политических ярлыков как в силу их весьма сомнительной научной корректности, так и в силу практической несостоятельности. К сожалению, определенную зависимость от ошибочных стереотипов порой испытывают даже некоторые авторитетные специалисты-востоковеды. Например, когда на страницах одной из ведущих газет публикуется статья с многозначительным подзаголовком "Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор", у читателя невольно складывается впечатление, что речь идет об исламе вообще, а не о политическом экстремизме, не имеющем ничего общего с исламом и лишь прикрывающемся исламской фразеологией. Не надо вешать ярлыки Клише "ваххабизм" и его производные в России и ряде других стран СНГ используются в действительности в отношении весьма разнородных по своему происхождению мусульманских групп, что в принципе не может способствовать ни выяснению их подлинных устремлений, ни налаживанию конструктивного взаимодействия с ними. В итоге вольно или невольно стимулируются процессы их радикализации. На территории бывшего СССР штамп "ваххабиты" впервые стал применяться к участникам политизированных исламских групп, распространившихся в республиках Центральной Азии, а затем и на Северном Кавказе в конце 80-х - начале 90-х годов. Эти разнородные идейные группы и течения осуждали деятельность тогдашних официальных властей и духовных управлений, пропагандировали образ жизни в соответствии со своим пониманием Корана и Сунны. Однако большинство таких групп и движений не имели под собой серьезной богословской базы и, как результат, внешним сторонам исламского культа, то есть форме, придавалось порой даже большее значение, нежели сути. И это было всеобщей бедой. Что понятно, если помнить, что на территории бывшего СССР в результате десятилетий тотальной войны против всякой религиозной идеологии, в том числе и исламской, практически исчез слой мусульманских богословов-улемов и факихов, вооруженных профессиональными знаниями как ислама, так и арабского языка. Тщательный непредвзятый анализ ситуации в Дагестане, в Чечне и в других районах Северного Кавказа показывает, что так называемые "ваххабитские" общины, несмотря на достаточно широкое распространение, не имели и не имеют ни общих организационных структур, ни, тем более, единого руководства. Более того, они, как правило, отмежевываются от самого ярлыка "ваххабиты", который применяют по отношению к ним их идейные и политические оппоненты. Отмечаемый многими современными наблюдателями непримиримый антагонизм возрожденцев-радикалов и традиционалистов-суфиев на Северном Кавказе состоит в том, что первые объявляют все, не соответствующее, по их мнению, букве корана и сунны, "недозволенными новшествами" и даже проявлениями многобожия, в то время как традиционалисты, в свою очередь, обвиняют своих оппонентов в неуважении к вековым обычаям и традициям. В то же время было бы в высшей степени ошибочным по сути и крайне опасным огульно причислять тех, кому навешивают ярлык "ваххабитов", непременно к числу сепаратистов, экстремистов, террористов и т.п. Подавляющее большинство так называемых "ваххабитских" общин Северного Кавказа не просто сохраняют лояльность по отношению к федеральным властям, но и ждут от них защиты от несправедливости и произвола местных властей, чье поведение в значительной мере явилось как раз питательной почвой для проявления недовольства среди широких масс населения и стихийного поиска ими путей и средств противодействия административному произволу и социальной несправедливости. К сожалению, воздействие ошибочных стереотипов в отношении ислама совсем еще недавно сказывалось на выборе нашей страной в отношении различных мусульманских государств той или другой политической линии, не всегда в полной мере отвечавшей глубоким национальным интересам России. Отрадно, что этот сложный период начинает последовательно и успешно преодолеваться. Здесь, очевидно, нет нужды специально доказывать всю стратегическую выгоду партнерских и даже союзнических взаимоотношений между Россией и ее южными соседями, в том числе всеми без исключения арабскими странами, идет ли речь о странах Ближнего Востока, Аравийского полуострова или Северной Африки, а также мусульманскими странами в целом. Достаточно еще раз подчеркнуть, что ни одна исламская страна не ставит под сомнение территориальную целостность России. Тем не менее попытки поссорить исламский мир с нашей страной вполне очевидны. И здесь всегда следует помнить, кому в конечном счете выгодно создавать условия для напряженности в отношениях между Россией и исламскими странами. Тем, кто в свое время объявил мир ислама следующим своим противником после коммунизма, потерпевшего с распадом СССР поражение. Это выгодно тем, кто, взяв на вооружение идею о непременном, фатальном столкновении цивилизаций, имеет в виду столкновение именно с миром ислама и его великой цивилизацией. Это те же самые силы, что стремятся форсировать процесс глобализации как средство для утверждения однополярного мира. В этой связи следует отметить необходимость постоянной всесторонней и скоординированной разъяснительной и просветительской работы наших научных и общественных структур, наших СМИ - работы, призванной способствовать преодолению ложных и недопустимых с точки зрения национальных интересов России стереотипов в отношении ислама среди россиян. Сделать в этом направлении еще предстоит немало. Что же касается скандальной ситуации вокруг издания перевода "Книги единобожия" в России, парадокс заключается в том, что на тех же основаниях при желании можно усмотреть признаки экстремизма в богословской литературе и даже священных текстах практически всех мировых религий, а уж в Библии и Талмуде - запросто. Если в качестве "экстремистских призывов" расценивать любое утверждение о превосходстве одной религии над другими. Но ведь каждая религия четко и недвусмысленно заявляет о себе как о единственно верном учении! Так что борьба с религиозным экстремизмом, если довести ее до абсурда, может завести очень далеко. Андрей ВОЛЬНОВ

  00:04 26.05  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU