Архив новостей → Дмитрий ЛИХАЧЕВ: Ни правого, ни виновного не...
Дмитрий ЛИХАЧЕВ: Ни правого, ни виновного не убивайте.
Рост преступности внушает самую сильную тревогу за будущность нашей страны. Меры, принимаемые государством для борьбы с преступностью, не только недостаточны њ они порой приводят к прямо противоположным результатам. Суровые наказания за содеянное еще более ожесточают. Переполненные тюрьмы и КПЗ становятся своего рода "академиями преступности", где заключенные взаимообучаются.
БОРЬБА с преступностью должна вестись комплексно. Мне представляется, что одной из главных задач борьбы с преступностью является необходимость пересмотреть Уголовный кодекс, в котором удивительно неточно формулируются и состав преступления, и сроки наказания за него ("от трех лет и выше" њ на сколько выше?). В этой расплывчатости заложена возможность произвола.
Остановить преступника может не столько жестокость наказания, сколько его неотвратимость. Замысливший преступление должен быть уверен, что у него нет шансов остаться безнаказанным. Жестокость наказания вызывает ответную жестокость преступников. Думается, что некоторые преступления должны наказываться высокими денежными штрафами. Для многих значительный денежный штраф, с сохранением преступником обязательств по отношению к своей семье, был бы более действенным, чем содержание его в переполненной тюрьме за казенный счет и освобождение от семейных обязанностей.
Нужно ясно сознавать, что к преступности ведут отсутствие нормальной жизни в семье, нищета в соседстве с окружающим богатством, плохая постановка начального и среднего образования, неуважение к закону, вызванное существующей зависимостью его от власти и денег. Поэтому, я убежден, с преступностью нужно бороться не только судебными решениями, но частично меняя уклад нашей жизни. Особенно велика роль в этом процессе среднего образования.
Известно, что начальное и среднее образование њ главные факторы воспитания людей в обществе. Школа должна давать не только некую сумму знаний, но прежде всего воспитывать. Окончив школу, каждый должен иметь представления о логике и психологии, о праве и государственном устройстве страны, о необходимости сохранения ее культурных ценностей. Необходимо прививать гуманные взгляды на проблемы, связанные с национальным, религиозным, культурным многообразием мира.
Настоящая культура вырастает лишь на почве различных взглядов и вкусов, на почве уважения к личности. Этот принцип я считаю особенно важным.
Обязательное условие нормального развития общества њ уважение к труду. Увлеченность избранной специальностью значительно уменьшает опасность сближения с преступным миром. Специальность должна делать человека счастливым. Воспитание интереса к той или иной профессии избавило бы многих от ошибок в выборе жизненного пути. Увлеченность собственным трудом, уважение к чужому создают атмосферу, где предпочтение отдается профессионалам. Не только экономический, но и культурный рост общества возможен лишь при высоком профессионализме каждого человека.
Бесполезно пытаться предотвратить преступление на грани его совершения: грань эту легче перешагнуть, чем кажется. Преступник, замысливший свое деяние, в любую минуту может перейти эту грань, переступая и через страх перед наказанием, и через доводы рассудка. Смертная казнь в основном рассчитана на то, чтобы припугнуть потенциального преступника. Опыт показывает, что она не достигает этой своей главной цели. Напротив, она воспитывает равнодушие к чужой жизни, создает эффект привыкания к смерти, вызывает появление профессиональных убийц от правоохранительных органов (те несчастные, что приводят смертный приговор в исполнение, кто думал о них и их дальнейшей судьбе? А мне пришлось слышать исповедь человека, расстрелявшего по постановлениям "троек" не одну сотню людей, а затем ставшего бандитом-убийцей из-за приобретенной внутренней потребности убивать). Обесценивание человеческой жизни опасно.
ЗАМЕЧУ, что на Руси смертная казнь отнюдь не была массовым явлением (в системе наказаний гораздо более значительное место занимали штрафы). Обычные ссылки на Ивана Грозного лишь подтверждают уверенность в том, что, сделав казни массовым явлением, царь нарушил существовавшие традиции. Однако хотелось бы напомнить, что в том же ХVI в. герцог Альба во Фландрии казнил значительно больше людей.
Смертную казнь уже отменяли в России при императрице Елизавете Петровне. Это не вызвало вспышек преступности, чего многие опасаются. Напротив, ужесточение наказаний не снижает ее. Приведу некоторые цифры из сборника "Против смертной казни" (М., 1992). "Только по официальным данным, военными трибуналами в 1917њ1920 гг. было расстреляно 6 671 человек, а с 1921 по 1954 г. њ 642 987. Вдумаемся в эту цифру (конечно, далеко не полную)..." њ пишут составители сборника. Ни одна страна в мире не знала столь кровавой бойни. Однако и эти чудовищные цифры не уменьшили количества совершенных преступлений. Замена смертной казни пожизненным заключением, не предусматривающим амнистии за преступления, совершенные с особой бесчеловечностью, может оградить общество и от преступников, и от собственных судебных ошибок.
СЕЙЧАС много пишут о развращающем влиянии телевидения. На мой взгляд, кровавые триллеры и фильмы ужасов приучают воспринимать преступления как повседневное явление, оставаясь равнодушным к чужой боли и страданию. Массовое ожесточение опасно. Надо быть слепым, чтобы не видеть, как низко падает уровень культуры общества, где значительное количество часов экранного времени отведено подобному живописанию преступлений.
Введение запрещения на показ нарушающих общественные приличия фильмов отнюдь не означает введение государственной цензуры. Просто необходимо восстановить равноправие сцены, экрана и жизни. Вдумайтесь: на экране телевизора можно безнаказанно демонстрировать любую непристойность, невозможную для демонстрации в общественном месте. Штрафы и общественное мнение защищают каждого из нас от непристойностей на улице, но не ограждают нас от них в собственной квартире. Логично ли это?
Штрафы, налагаемые на программы, включившие подобные фильмы, должны налагаться после показа и быть столь высоки, чтобы желания демонстрировать их более не возникало. Было бы опасно восстанавливать предварительную цензуру: от цензуры нравственной недалеко до политической и идеологической, отмена которой њ одно из наиболее значительных достижений в жизни России в конце ХХ в.
В заключение хотелось бы напомнить о словах, принадлежащих выдающемуся политику начала ХII в. князю Владимиру Мономаху, обращенных к своим потомкам, в том числе и к нам: "Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души."
00:04 31.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |