Архив новостей → Нахимичили и хватит.
Нахимичили и хватит.
Мы готовы предоставить Японии свой опыт и технологии.
Наш корреспондент Владислав Воробьев встретил председателя Государственной комиссии по химическому разоружению Сергея КИРИЕНКО в Шереметьево-2, который завершил свой визит в Японию. Беседа состоялась в лимузине по пути из аэропорта в Кремль.
- Япония стала первой страной "большой восьмерки", которую вы посетили, чтобы представить новую редакцию российской программы уничтожения химического оружия. Почему вы начали именно со Страны восходящего солнца?
- График моих поездок составлялся с учетом предложений, которые вносили представители министерств иностранных дел тех стран, которые мне предстоит посетить. В целом же по поручению Президента России Владимира Путина в течение сентября я собираюсь посетить все столицы стран "большой восьмерки". И все же сначала я побывал в Японии, следующий визит - в США.
Такой выбор достаточно очевиден. Ведь речь идет о государствах, которые наряду с Россией взяли на себя достаточно серьезные обязательства по уничтожению своего химического оружия. В Соединенных Штатах складируются вторые по величине, после нашей страны, запасы отравляющих веществ - 30 тысяч тонн. В России насчитывается 40 тысяч тонн.
В свою очередь Япония обязалась уничтожить свое химическое оружие, которое осталось после Второй мировой войны в Китае.
Причем вот уже пятьдесят с лишнем лет эти боеприпасы хранятся с нарушением установленного порядка, часть уже находится в аварийном состоянии. Поэтому у нас схожие проблемы, и есть очевидный предмет для разговоров.
Одним из наших предложений было заключение двустороннего меморандума о взаимодействии в сфере уничтожения химического оружия. Мы готовы предоставить Японии свой опыт и свои технологии. Когда-то наша наука была лучшей в разработке химического оружия.
- А теперь у нас лучшие программы по уничтожению смертоносных боеприпасов?
- По крайней мере наши специалисты считают, что ряд разработанных при постоянном международном контроле российских технологий с точки зрения соотношения безопасности к вложенным затратам являются одними из самых передовых. Немаловажен тот факт, что российская программа уничтожения оружия требует существенно меньших капиталовложений, чем американская. Кроме этого, наша технология более безопасна - в России процесс уничтожения оружия проходит при низких температурах, а американцы сжигают боеприпасы, что значительно повышает долю риска.
- Согласно Конвенции о запрещении и уничтожении химического оружия, Россия первоначально взяла на себя обязательство ликвидировать все запасы химоружия к концу апреля 2007 года. Однако в новой редакции российской программы уже говорится о завершении всех работ к 2012 году. Откуда появились эти лишние пять лет?
- Первоначально принятая программа на протяжении ряда лет просто не выполнялась. Что касается сегодняшнего дня, то из двух исконно российских вопросов "что делать?" и "кто виноват?" я предпочитаю искать ответ на первый.
- И все же, какова основная цель запланированных на сентябрь поездок по столицам "большой восьмерки"?
- Прежде всего нам нужно, чтобы Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) проголосовала за продление сроков уничтожения нашего химического оружия до 2012 года. В подписанной Конвенции предусмотрен перенос завершения всех работ на пять лет. Причем Россия не может выполнить взятых на себя ранее обязательств только по одной позиции - по уничтожению химического оружия первой категории. Все остальное мы сделаем в первоначально предусмотренные сроки.
Кроме этого, нам нужна дополнительная финансовая помощь для скорейшей и безвредной нейтрализации всего арсенала химического оружия. И это не только финансовый, но и политический вопрос. Принципиально важно понять, что уничтожение российских запасов - это не только российская проблема.
Дело в том, что когда в 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию, нам обещали многое - мы поможем, мы профинансируем. Понятно, что соблазн попытаться нас оставить наедине с этой проблемой у других стран естественно, есть. Будем откровенны, мы сами дали повод. Почти четыре года программа не выполнялась по российской вине со всеми вытекающими последствиями.
А суммы большие. Даже по самым скромным подсчетам, Россия должна будет истратить до 3,5 миллиарда долларов. Для сравнения, США собирается вложить около 10 миллиардов. Только в этом году российский бюджет выделил на эти цели три с лишним миллиарда рублей.
- Голосование в ОЗХО намечено на май следующего года. Быть может, стоит подождать до весны 2002 года и тогда проехать на столицам "большой восьмерки"?
- Россия хочет показать предельную открытость своей программы и не устраивать гонку. Согласитесь, что всегда подозрительно, когда доказательства в пользу того или иного суждения предоставляются за несколько дней до принятия решения. Именно поэтому мы вынесем этот вопрос и на сессию исполнительного совета ОЗХО, которая пройдет 26-27 сентября в Гааге.
Есть и еще один очень важный момент: Россия уже один раз не выполнила взятые на себя обязательства (речь идет о четырех упущенных годах), и теперь, для того чтобы нам вновь поверили, за оставшиеся до голосования девять месяцев мы должны выполнить часть новой программы, так как любая бумага ценится меньше, чем конкретные дела.
Владислав ВОРОБЬЕВ.
00:04 06.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |