Архив новостей → ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ МИНУС СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ Реформа...
ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ МИНУС СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ Реформа электроэнергетики под вопросом Перекрестное субсидирование в электроэнергетике оказывает негативное воздействие на экономическое развитие страны.
РАО "ЕЭС" придумало, как избавиться от ненавистной "перекрестки". Для этого предлагается ввести специальный сбор для промышленных предприятий. Не секрет, что мы как потребители платим за электроэнергию отнюдь не по ее себестоимости. За каждый израсходованный киловатт-час за нас доплачивают промышленные предприятия. Дотировать стоимость электроэнергии, как это делается по услугам ЖКХ, должно государство. В идеале помощь можно было бы оказывать не всем потребителям, а лишь малоимущим. К сожалению, в силу разных причин государство переложило эту проблему на плечи промышленных потребителей энергии. В результате промышленникам электроэнергия обходится дороже, чем она стоит на самом деле, а населению - дешевле. Впрочем, дорогую "промышленную" энергию, в конечном счете, все равно оплачивает население, покупая товары и услуги, так как предприятия закладывают в стоимость своей продукции завышенные тарифы. Таким образом, тарифная политика дает неверные ценовые сигналы и инвесторам, и потребителям. Кроме того, неадекватные тарифы для промышленности снижают ее конкурентоспособность на мировом рынке, отрицательно сказываясь на темпах экономического роста. "Перекрестка" - своего рода атавизм периода дикого капитализма начала 90-х годов минувшего века. Ведь даже в советское время цена электроэнергии для населения была выше, чем для промышленности. И это вполне логично: население - розничный потребитель, промышленность - оптовый. Кроме того, себестоимость розничной энергии объективно выше, ведь ее надо преобразовать и распределить по городским сетям малого напряжения. По оценкам РАО "ЕЭС", объем перекрестного субсидирования в целом по стране равен 60 млрд. рублей в год. При этом ситуация существенно разнится: в одних регионах потребители платят до 40% от экономически обоснованного тарифа, в других - до 100%. Однако система тарифообразования сейчас такова, что энергетики склонны завышать реальные объемы "перекрестки". По сути неизвестно, какая доля тарифа для предприятий реально идет на дотирование населения, а какая остается у энергетиков в виде необоснованно полученного дохода. До недавнего времени проблема "перекрестки" волновала только промышленные предприятия, но с началом реформы затронула и РАО "ЕЭС". В рамках реформы образован единый оптовый рынок электроэнергии. Крупные предприятия получили возможность отказаться от покупки энергии у АО-энерго, и последние стали терять потребителей. В соответствии с законом об электроэнергетике, до 1 января 2005 года все энергокомпании обязаны разделить монопольные и потенциально конкурентные виды деятельности. На месте каждого АО-энерго должны быть образованы генерирующая, сетевая и сбытовая компании. Очевидно, что всю тяжесть "перекрестки" придется нести сбытовой компании-перепродавцу: она, покупая энергию по рыночным ценам у генерирующей компании, должна будет продать предприятиям дороже, а населению - дешевле. Но в новых условиях любая сбытовая компания, обремененная социальными обязательствами, обанкротится на следующий же день своей работы. Генератор реформы РАО "ЕЭС" предлагает для решения проблемы, во-первых, ввести обязательный сбор, своего рода налог со всех промышленных потребителей электроэнергии. Собранные средства будут направляться в специальный фонд для последующей компенсации убытков сбытовых компаний, обслуживающих население. Во-вторых, предлагается установить нормы субсидируемого потребления (50 Квт/ч в месяц на человека), в пределах которых будет действовать заниженный тариф. В-третьих, предлагается ввести категории субсидируемых потребителей: население, госучреждения и сельхозпроизводители. Реализация этих планов просто-напросто легализует "перекрестку" и перенесет проблему с регионального уровня на федеральный. При этом "перекрестка" может возникнуть там, где от нее уже избавились. Кроме того, неясно, как будут приниматься решения о распределении средств фонда между региональными сбытовыми компаниями. Получается, что в случае реализации предложения РАО "ЕЭС" предприятия будут по-прежнему переплачивать за энергию, субсидируя население, а возможно, и самих энергетиков. Решить проблему перекрестного субсидирования поможет дифференцированный подход в отношении различных регионов. Субъекты Федерации различаются не только объемами перекрестного субсидирования, но и объективными ограничителями - объемом промышленного производства, доходами и численностью населения. Необходимо разработать комплекс мер по полной ликвидации "перекрестки", в чем в равной степени заинтересованы государство, промышленность и энергетики. Александр ПИРОЖЕНКО.
00:04 23.06
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |