Архив новостей → Площадь Маяковского: Лозунг дня!
Площадь Маяковского: Лозунг дня!
Евгений Арсюхин.
Заметки с расширенного заседания коллегии Минэкономразвития РФ.
ВЧЕРА прошла коллегия Министерства экономического развития и торговли.
Заседание коллегии - это обычно рутина, где зачитывают самоотчет, вручают награды. То, что на этот раз все будет иначе, стало понятно еще на улице: Маяковская площадь перекрыта, чтобы войти в министерство, надо отстоять получасовую очередь. И за всем этим наблюдал великий поэт...
Михаил Касьянов, выступая на коллегии, критиковал Германа Грефа за то, что он подменяет лозунгами реальные расчеты, а финансистов - в неспособности верно рассчитать последствия от снижения налогов.
По словам Касьянова, экономика вернулась к "нефтяной игле", с которой, "как казалось еще вчера", удалось слезть: "Все отрасли, кроме тех, что связаны с добычей сырья, неконкурентоспособны". Задача, поставленная перед Минэкономразвития еще несколько лет назад - диверсифицировать экономику,- так и не выполнена, а без этого не будет экономического роста, которого требует Президент.
И тут же поставил четкую задачу: в 2007-2008 годах темпы роста должны составлять 7-8 процентов в год. Касьянов потребовал, чтобы министерство за месяц подготовило расчеты, как этого можно добиться.
А пока вместо расчетов премьер слышит от министерства одни лозунги - "экономика должна стать прозрачной, открытой, структурные реформы надо поддерживать...
А где список мер, что нужно сделать завтра, послезавтра, чтобы этого достичь? Где выкладки: мы делаем то-то и это дает столько-то процентов роста через такой-то срок?"
В качестве примера пустого лозунга Касьянов привел известный призыв Минэкономразвития к тому, чтобы государство перестало вмешиваться в бизнес там, где это совершенно не нужно: "Долго говорят о принципе "одного окна" при регистрации предприятий.
Все стало не проще, а только сложнее, дольше, и, извините, дороже. Поэтому малый бизнес не демонстрирует роста и по-прежнему на нем наживаются посредники" из числа чиновников. "Еще год назад мы это обсуждали, но не сделано ничего. О нашей работе судят не по лозунгам, а по результатам, - заметил Касьянов.- И в итоге Президент на днях все сделал сам. Показал, что у нас в государстве нет неприкасаемых структур. Нашелся кто-то, кто обосновал все прежде вас". Премьер имел в виду маленькую кадровую революцию, произведенную Путиным в среду, после которой одним силовиком в экономике - Налоговой полицией - стало меньше.
Другим примером для премьера стали разговоры о том, сколько должно быть в стране министерств и как они должны выглядеть. Гражданину, заметил Касьянов, все равно - сколько, поэтому "не выйдет - играть числом министерств и подменять этим суть административной реформы. Главная и единственная ее цель - снять избыточные функции государства". Несмотря на то, что решение об уходе государства из бесконечного числа ГУПов принято, премьер продолжает "слышать разговоры о том, что такие-то ГУПы и торгпредстава имеют колоссальный потенциал. Эта тема настолько отработана, что стыдно".
И, чуть развернувшись на трибуне в сторону Кудрина, продолжил разговор, который шел на Правительстве днем раньше: "До вчерашнего дня меня уверяли, что по налоговой реформе все сделано и теперь осталось только ее совершенствовать, и вдруг вчера на заседании Правительства выясняется, что расчетов нет". Причем остается непонятным, сколько выигрывает экономика от снижения налогов, сколько проигрывает. "Какова будет реакция экономики на налоговую реформу? Анализа и четкой позиции Минэкономразвития у меня на столе нет. Если у вас есть позиция, займите ее и отстаивайте", - снова обратился Касьянов к Грефу. Характеризуя ситуацию в целом, премьер назвал ее смехотворной.
А как обстоят дела и на ниве формирования ценовой политики естественных монополий? Чтобы точно знать, до какого уровня можно повышать цены на газ или электричество, у Правительства должен лежать на столе полный анализ финансовой ситуации монополистов. Однако в прошлом году "был проведен лишь фрагментарный анализ" (справедливости ради отметим, что еще годом раньше вовсе никакого не было). "Мы должны принимать решения на основе совершенно ясного анализа", - подчеркнул Касьянов.
Закончил премьер авиацией: в России все еще действуют законодательные ограничения на участие иностранного капитала в производстве самолетов. Касьянов сообщил, что ему едва ли не ежедневно звонят иностранные бизнесмены и предлагают интересные проекты, "и все вроде согласны, но дело буксует. А то, что происходит в Шереметьево, просто не идет ни в какие ворота. Полная дезорганизация комплекса. Скоро все авиакомпании оттуда уйдут. Этот вопрос надо решить в ближайшие же дни".
Судя по всему, столь жесткая критика из уст премьера была для Грефа неожиданной. Однако он не стал оппонировать сразу, а вместо этого принялся спокойно читать свой заранее подготовленный доклад и, лишь коснувшись авиапрома, вскользь заметил, что "наши предложения мы давно внесли в Правительство. Без того, чтобы самим строить самолеты, мы потеряем небо".
Доклад Грефа был сух и написан явно не в расчете на массового потребителя. Все успехи последних лет Греф объяснил лишь последствиями дефолта и дорогой нефтью. Однако первое уже исчерпано, и вот-вот начнется откат, что же до второго, то никто в мире не знает, как поведет себя цена на нефть завтра. Слезть с нефтяной иглы? Можно, однако проблематично сделать это завтра или даже к 2008 году. "Это крайне маловероятно, хотя в принципе возможно", - заявил Греф журналистам уже после заседания.
Свой доклад Герман Греф завершил так: "Я вкратце, за 45 минут, перечислил основные проблемы нашей экономики. Не существует набора из двух-трех мер, которые могли бы ее вытянуть. Надо сделать все, о чем я говорил все эти 45 минут. Это кропотливая работа, которая одному нашему министерству не под силу. Мы предлагаем решения, но довести их до конца можно, лишь дружно работая с другими ведомствами".
Выступавший Алексей Кудрин назвал несколько, как он их охарактеризовал, "блестящих" законов, написанных Минэкономразвития, которые не исполняются теми министерствами, для кого они созданы. И вступил в развернувшуюся дискуссию: "Административная реформа не сводится, конечно, к тому, сколько будет министерств, но ее важнейшая задача - выявление функций ведомств и устранение их дублирования". Касаясь самого, видимо, болезненного упрека по поводу авиапрома, Кудрин рассказал просто детективную историю про то, что одобренная на заседании Правительства и подписанная премьером концепция его реформирования была подвергнута коренной редакторской правке в аппарате Правительства чиновниками, имена которых остались неизвестны. И это - не единичный случай. "Верблюд - это арабский скакун, согласованный со всеми заинтересованными ведомствами", - невесело пошутил он. Если все министерства будут работать так, как ведомство Грефа, то означенный рост в 7-8 процентов легко достижим. Что же касается налоговых проблем, Кудрин решил не выносить этот вопрос на публичный суд, но отметил, что более радикальное снижение налогов требует очень вдумчивого расчета последствий этого шага, а, поскольку целеполагание все время меняется, финансистам не так просто снова и снова выполнять сложнейший анализ, не зная, чего от них пожелают завтра.
Греф к концу заседания с некоторой иронией комментировал его ход так:
- Я рад, что наше Правительство становится все более открытым и что вопросы, которые прежде обсуждались только за закрытыми дверями, оказались вынесенными на публичное обсуждение. Ну а критику я принимаю с благодарностью, как и положено.
00:04 15.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |