Архив новостей → (2).
(2).
УТОЧНЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА.
2. Макроэкономика, рынки труда и финансов, динамика цен.
2.1. Демография, рынок труда Среднегодовая численность населения России в 2000 году составила, по оценке, 145.2 млн. человек. По прогнозу Госкомстата России, за 2001 - 2003 годы средняя численность населения уменьшится на 2.1 млн. человек и достигнет в 2003 году 143.1 млн. человек. Сокращение численности населения по-прежнему будет обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся. Увеличение численности населения за указанный период произойдет лишь в 6 субъектах России.
Общий коэффициент рождаемости в 2000 году составил 8.8 родившихся на 1000 населения. Прогнозируется увеличение рождаемости в последующие годы; в 2003 году коэффициент рождаемости составит 9.0 родившихся на 1000 населения. При этом в 27 регионах этот коэффициент составит более 10 родившихся на 1000 населения. Ситуация со смертностью несколько улучшится. Если в 2000 году показатель смертности достиг 15.4 умерших на 1000 населения (в 1999 году - 14.7), то в 2003 году прогнозируется уменьшение показателя смертности до 14.5 умерших на 1000 населения. Соответственно, естественная убыль населения, составившая в 2000 году 6.6 человек на 1000 населения к 2003 году снизится 5.5 человек на 1000 населения. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, по оценке Госкомстата России, в 2000 году составит 66.6 лет и к 2003 году незначительно увеличится до 67.2 года.
Возрастная структура населения России характеризуется продолжающимся увеличением численности трудоспособного населения. На начало 2001 года численность трудоспособного населения составит 87.1 млн. человек, а к началу 2004 года этот показатель увеличится до 89.0 млн. человек, т.е. на 1.9 млн. человек. Главной особенностью в изменении возрастного состава населения России на современном этапе является сокращение численности и доли населения в возрасте младше трудоспособного в результате резкого падения ежегодных чисел родившихся. Число лиц моложе трудоспособного возраста будет снижаться с 27.8 млн. человек на начало 2001 года до 24.2 млн. человек на начало 2004 года, т.е. на 3.6 млн. человек. Самое значительное сокращение численности детей будет отмечаться в районах Севера и Дальнего Востока, где наряду со снижением уровня рождаемости имеет место существенный миграционный отток населения. Численность населения старше трудоспособного возраста в целом по России останется на уровне 30 млн. человек. В области миграции населения будет продолжаться спад ее активности. Миграционный прирост численности населения Российской Федерации в 2000 году составил 132.0 тыс. человек. К 2003 году этот показатель составит 86.1 тыс. человек. По-прежнему сохранится высокий уровень оттока населения из Северного (31 тыс. человек в год) и Дальневосточного (56 тыс. человек) районов страны. Миграционный прирост в основном характеризуется притоком мигрантов из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии); во внешней миграции со странами СНГ и Балтии, по предварительным оценкам, будет наблюдаться некоторый спад выезда мигрантов в Россию из этих республик. Меры в области миграционной политики будут направлены на обеспечение свободы передвижения, создание благоприятных условий для репатриации и миграции из стран СНГ и Балтии, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, регулирование иммиграции и трудовой миграции из стран дальнего зарубежья. В частности, предполагается приступить к подгото! вке поэтапного перехода на заявительный порядок регистрации, вместо разрешительного, с соответствующим изменением системы учета населения.
Остается острой ситуация с вынужденными мигрантами. Хотя численность указанной категории мигрантов несколько снижается, их социальные проблемы по-прежнему решаются медленно. Прогнозируемые темпы экономического роста в 2001 - 2003 годах не приведут к адекватному увеличению численности занятых в экономике, поскольку вводимые рабочие места будут частично замещаться работниками, вынужденно занятыми в настоящее время неполное рабочее время. Численность указанных работников хотя и сократилась в 1999 году на крупных и средних предприятиях с 9 до 6 млн. человек, все же остается значительной. Продолжающееся увеличение прироста численности населения в трудоспособном возрасте (на 1.5 млн. человек за три года) так же окажет влияние на ситуацию на рынке труда. С учетом изложенного, в 2001 - 2003 годах сохранится значительное превышение предложения рабочей силы над спросом. С учетом территориальных различий в формировании трудовых ресурсов прогнозируется усиление дифференциации регионов по уровню безработицы. В целом численность занятых в экономике увеличится, с 64.5 млн. человек в 2000 году до 65.5 млн. человек в 2003 году. При этом сохранится тенденция роста численности занятых в материальном производстве (с 44.3 млн. человек до 45 млн. человек) в основном за счет отраслей промышленности и строительства при сохранении ее доли в общей численности занятых в экономике практически неизменной. Доля занятых в отраслях материального производства в России продолжает оставаться чрезмерно высокой по сравнению с экономически развитыми странами.
Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы будет расти незначительными темпами (с 20.2 млн. человек в 2000 году до 20.5 млн. человек в 2003 году). По прогнозным оценкам, останется практически без изменений численность занятых в организациях государственной и муниципальной форм собственности (ее увеличение составит 0.1 млн. человек). Численность занятых в частном секторе увеличится с 29.2 млн. человек в 2000 году до 30.3 млн. человек в 2003 году, а в организациях с иностранным участием - с 1.2 млн. человек до 1.6 млн. человек соответственно. Что касается численности безработных граждан, рассчитанной по методологии МОТ, то в условиях опережающего роста численности населения трудоспособного возраста по сравнению с потребностью экономики в рабочей силе прогнозируется ее увеличение с 7.6 млн. человек в 2000 году до 8.1 млн. человек в 2003 году, что составит 11 % от экономически активного населения.
В условиях ликвидации задолженности по выплате пособий по безработице и принятия законопроекта о государственной социальной помощи, в соответствии с которым незанятое нуждающееся население обязательно должно зарегистрироваться в службе занятости в качестве безработных, в 2001 - 2003 годах возможно определенное увеличение численности официально регистрируемых безработных граждан с 1.1 млн. человек в 2000 году до 1.6 млн. человек в 2003 году. При этом доля зарегистрированных безработных, в общей численности безработных граждан (рассчитанной по методологии МОТ) повысится с 14.1% в 2000 году до 20% в 2003 году.
2.2. Условия для роста инвестиций и инвестиционная деятельность.
Важную роль в начавшемся оживлении инвестиционной деятельности будет играть реализация намеченных структурных и институциональных преобразований в экономике. Существенному улучшению инвестиционного климата будут способствовать реализуемые меры по снижению налоговой нагрузки. Реализация предложенных изменений налоговой системы (принятие части второй Налогового кодекса Российской Федерации) позволит снизить налоговую нагрузку на субъекты экономики путем отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, а также снижения ставки налога на основные виды доходов. Это приведет к улучшению ситуации как в сфере развития производства реального сектора, так и в сфере потребления населением товаров и услуг.
Отменяется ряд неоправданных льгот и привилегий, в том числе по уплате налога на добавленную стоимость. Предусматривается также снятие ряда существующих ограничений на возможность отнесения на затраты тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли. Намечается реализовать меры по улучшению прав собственности, включая законы о защите прав акционеров и кредиторов и прав интеллектуальной собственности. Среди них: создать равные условия для конкуренции, включая отмену большинства прямых и косвенных субсидий неэффективным компаниям; сократить чрезмерное вмешательство государства в дела предприятий; ввести международные стандарты бухгалтерского учета и добиваться выполнения требований раскрытия финансовой информации. Оценивая возможности различных факторов инвестиционной активности необходимо учитывать, что сегодня 60% инвестиций - собственные средства предприятий. В условиях финансового кризиса это стало одним из стабилизаторов экономической ситуации. Однако, выход на траекторию устойчиво высокого экономического роста требует максимального привлечения всех возможных источников инвестиций. Для развития рынков капитала намечается расширить круг финансовых инструментов, ввести налоговые льготы для стимулирования роста негосударственных пенсионных фондов и инвестиций в российские ценные бумаги и усовершенствовать регулирование рынков капитала.
Важным фактором, определяющим устойчивое функционирование инвестиционной сферы, является сформированный в настоящее время широкий спектр нормативно-законодательных актов, обеспечивающих стандартные международные условия для инвесторов, гарантии стабильности их прав. Перспективным и наиболее реальным каналом вовлечения средств населения в инвестиционный процесс на ближайшую перспективу остается жилищная ипотека, а также дальнейшее развитие лизинга отечественного оборудования для таких ключевых отраслей как агропромышленный комплекс, авиация, телекоммуникации и др. К первоочередным мерам также относится приватизация значительного числа государственных предприятий и улучшение мер управления государственным имуществом, реструктуризация военно-промышленного комплекса для повышения его эффективности, снижение энергоемкости и стимулирование конверсии на гражданские нужды. Рост инвестиций будет во многом определяться улучшением финансового состояния предприятий, связанного с сохранением благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, и наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций будет приходится на отрасли топливной промышленности. В этом секторе ожидается значительный рост прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также увеличение иностранных заемных средств. В то же время, рост реального обменного курса будет способствовать относительному удешевлению импорта высокотехнологичных инвестиционных товаров, что создаст условие для освоения новых затратных месторождений углеводородов, которые требуют крупных капитальных вложений.
Также ожидается значительный рост инвестиций в отраслях транспорта и жилищного строительства и сфере рыночных услуг, вызванные во многом ростом совокупного спроса.
2.3. Инфляция и цены.
Снижение инфляции - одно из важнейших условий достижения прогнозируемых параметров экономического роста. В соответствии с целевым вариантом прогноза инфляция (прирост потребительских цен за годовой период) в 2002 году снизится до 11%, в 2003 году - до 9 процентов. Со стороны издержек на рост цен повлияет: рост реальной заработной платы; опережающее увеличение регулируемых цен на продукцию естественных монополий, рост цен на бензин и газ в результате высоких мировых цен, ухудшение ресурсной базы экономики за счет недоинвестирования в предыдущие годы в топливно-энергетический комплекс и другие капиталоемкие отрасли, старения и выбытия производственных мощностей и др.
Высокие мировые цены на нефть будут способствовать росту внутренних цен на бензин и нефтепродукты. Возможное сокращение экспортных пошлин, также приведет к сближению внутренних и мировых цен. Ожидается дальнейший рост спроса на товары, предназначенные для обслуживания инвестиционного сектора (тяжелое машиностроение и сопряженные с ним отрасли), поэтому продолжится трансформация системы относительных цен. Предполагается, что интеграция в мировую экономику и увеличение открытости российской экономики будут способствовать развитию конкуренции, подталкивать российские предприятия к сокращению издержек за счет повышения эффективности производства, внедрения прогрессивных форм учета издержек, применяемых в мировой практике, завоеванию рынков сбыта на основе улучшения качества товаров и услуг. Снижение темпов инфляции в рассматриваемый период до прогнозируемого уровня может быть достигнуто за счет намеченных мер Правительства. Основными условиями со стороны государства будут:
- бездифицитность (по возможности, обеспечение профицита) федерального бюджета;
- сохранение положительного сальдо внешнеторгового баланса;
- проведение денежно-кредитной политики, обеспечивающей финансовую стабильность, постепенное укрепление реального курса рубля и поддержание плавной динамики обменного курса;
- совершенствование регулирования цен (тарифов) на продукцию и услуги, относящихся к естественно монопольным видам деятельности в условиях дальнейшего реформирования субъектов естественных монополий;
- создание условий по вытеснению бартера, нерыночных форм обмена и неденежных расчетов;
- создание условий для развития конкурентной среды.
Ценовая политика в прогнозируемый период будет направлена на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, стимулирование сокращения затрат на производство, содействие техническому перевооружению и внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий. Ее реализация является одним из важнейших условий для снижения инфляции и роста производства. Государственное регулирование цен на продукцию и услуги, производимые естественными монополиями, в прогнозируемом периоде должно будет способствовать обеспечению надежного функционирования естественных монополий при минимизации стоимости их услуг. Для создания противозатратных стимулов и повышения эффективности деятельности естественных монополий будут продолжены реформирование и реструктуризация, предусматривающие четкое разграничение естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности при максимальном использовании преимуществ имеющихся интегрированных производственных систем и стимулирования конкуренции; создание условий для полной организационной и финансовой прозрачности деятельности организаций естественных монополий. В отраслях естественных монополий будет продолжено проведение организационных мероприятий по введению раздельного учета затрат по основным и непрофильным сферам деятельности. Будет продолжено совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, определяющей правовые, экономические и организационные основы отношений в сферах естественных монополий, и являющееся необходимым условием для осуществления государственной политики регулирования цен (тарифов) на проду! кцию (услуги) субъектов естественных монополий. Будет обеспечена комплексная оценка последствий принимаемых решений с учетом баланса интересов, как производителей, так и потребителей электроэнергии, газа, железнодорожного и трубопроводного транспорта и связи.
Совершенствование механизмов регулирования цен на продукцию и услуги, производимые естественными монополиями, в прогнозируемом периоде будет направлено на отказ от затратного принципа ценообразования, на разделение тарифов на естественно-монопольную и конкурентную составляющие, и предусматривает: - поэтапную либерализацию цен на услуги, выделяющиеся из монопольных структур коммерческих организаций, включая поставщиков газа и электроэнергии, совершенствование правовой регламентации их деятельности на рынках сбыта; - поэтапное прекращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей; - совершенствование инвестиционной политики, обеспечивающей разумную прибыль на инвестированный капитал;
- регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на основе методологий, направленных на снижение издержек отраслей естественных монополий и, как следствие, потребителей их услуг; - проведение аудита и углубленного анализа финансово-экономической деятельности субъектов естественных монополий. В электроэнергетике предусматривается совершенствование ценообразования на услуги по передаче, диспетчеризации и распределению электроэнергии путем введения раздельного учета затрат на производство и передачу электро- и теплоэнергии. Планируется создание сети независимых производителей электроэнергии и обеспечение недискриминационного доступа к системам электроснабжения, что будет способствовать развитию реальной конкуренции в этом секторе. Продолжится формирование системы купли-продажи энергии на федеральном и региональных (зональных) рынках энергии и мощности с целью снижения тарифной нагрузки на затраты потребителей электроэнергетики, совершенствование антимонопольного контроля энергетических рынков. В газовой отрасли цены на газ будут регулироваться на основе раздельного определения стоимости добычи и услуг по его транспортировке и распределению. Это позволит обеспечить наиболее полный учет затрат и финансовых результатов деятельности газодобывающих, газотранспортных и газоснабжающих организаций и усовершенствовать методы их государственного регулирования. По мере создания условий деятельности для независимых производителей (поставщиков) газа и развития конкуренции в сфере его добычи будут осуществляться меры по либерализации цен на природный газ, предусматривающие поставку газа потребителям по договорным ценам при сохранении государственного регулирования тарифов на услуги по его транспортировке и распределению, реализации свободного доступа независимых производителей газа к газотранспортным сетям.
Будет продолжена работа по созданию нормативно-правовой базы и осуществлению мероприятий, обеспечивающих недискриминационный доступ к трубопроводным мощностям, и недискриминационные тарифы на услуги по транспортировке нефти по нефтепроводам. В области регулирования деятельности железнодорожного транспорта продолжится проведение мероприятий по снижению транспортной нагрузки на затраты потребителей и рационализации транспортных потоков. По мере реализации структурной реформы в монопольном секторе будет осуществляться государственное регулирование тарифов за пользование инфраструктурой, в конкурентном - их поэтапная либерализация по мере развития конкуренции на рынке пассажирских и грузовых перевозок. Железнодорожные тарифы на грузовые перевозки будут устанавливаться на основе единых недискриминационных принципов с учетом действия всех факторов, и, прежде всего, связанных с реальными издержками основного вида деятельности железнодорожного транспорта.
Решения по совершенствованию тарифной системы и оптимизации затрат в отрасли будут приниматься по результатам проведения аудита и анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций железнодорожного транспорта. Продолжится выведение из состава железнодорожного транспорта предприятий, не связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса и аварийно-восстановительных работ. В области связи будут осуществлены меры по дальнейшей либерализации рынка телекоммуникаций. Регулирование тарифов на услуги сети связи общего пользования будет проводиться с учетом максимально возможного удовлетворения спроса потребителей, повышения эффективности деятельности организаций связи, обеспечения дальнейшего развития и модернизации средств и сетей связи, расширения рынка услуг и повышения их качества.
Мерами ценовой политики будет осуществляться решение проблемы постепенной оптимизации ценовых соотношений на отдельные виды топлива. Будет продолжена корректировка ценовых соотношений на продукцию естественных монополий и потребителей путем повышения регулируемых цен (тарифов). Параметры роста регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий будут устанавливаться исходя из того, что возможности некапиталоемкого развития топливно-энергетического сектора практически уже исчерпаны, поэтому обеспечение потребности внутреннего рынка и экспорта потребуют существенного роста капитальных затрат. Одновременно для дальнейшего сдерживания инфляции, создания условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественной продукции, рост цен (тарифов) будет ограничен. Решения об изменении цен и тарифов будут приниматься в увязке с мерами по повышению прозрачности организационной и финансовой деятельности организаций естественных монополий, на основе ! раздельного учета естественно монопольных и конкурентных сфер деятельности. Темпы роста цен на газ будут примерно в 1.04 - 1.07 раза выше прогнозируемого среднегодового роста цен в промышленности. Рост тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей в 2002 - 2003 годах, по оценке будет превышать уровень инфляции в промышленности не более чем на 4 - 6 процентов. По мере реформирования электроэнергетики и сокращения задолженности потребителей, ежегодный прирост тарифов будет снижаться. Повышение грузовых тарифов на железнодорожные перевозки не будет превышать рост цен в промышленности. Повышение цен на продукцию и услуги естественных монополий в проектируемых масштабах не окажет существенного влияния на уровень инфляции в промышленности, так как изменение уровня цен будет зависеть от соответствия спроса и предложения. Перераспределение доходности от экспортеров, фактически субсидируемых естественными монополиями с августа 1998 года, в пользу естественных монополий создаст необходимые финансовые ресурсы для инвестирования последних.
Учитывая, что доля естественных монополий в совокупном валовом выпуске составляет менее 10%, ежегодное увеличение общего уровня инфляции за счет повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий составит не более 0.5 - 0.7 процента. Повышение цен и тарифов естественных монополий будет способствовать экономии энергоресурсов, сокращению энергоемких производств и за счет этого снижению затрат. В перспективе рационализация структуры цен на энергоносители приведет к росту эффективности инвестиций в производство энергосберегающего оборудования и внедрению новых энергосберегающих технологий во всех отраслях и сферах экономики, будет стимулировать развитие наиболее перспективных высокотехнологичных машиностроительных производств. В прогнозируемый период в реальном секторе будет действовать целый ряд факторов, оказывающих повышающее давление на уровень цен. По мере укрепления реального курса рубля и повышения уровня оплаты труда будет продолжать сокращаться ценовое преимущество отечественных товаров. Обострятся проблемы ресурсной базы экономики в результате недостаточного инвестирования в предыдущие годы в топливно-энергетический комплекс и другие капиталоемкие отрасли, старения и выбытия производственных мощностей. После 2001 года ожидается постепенная отмена экспортных пошлин, что будет стимулировать дальнейшее сближение внутренних и мировых цен на нефтепродукты, топливо и другие материалы.
00:04 15.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |