Архив новостей → Актуальный Репортаж: Китайская грамота.
Актуальный Репортаж: Китайская грамота.
Как ее изучить, не став жертвой "челнока" из Поднебесной.
С выше 813 тысяч россиян побывали в прошлом году в Китае по туристическим путевкам и по делам бизнеса. Большинство из них - "челноки", своей бурной деятельностью приносящие китайской казне ежегодно сотни миллионов долларов наличными. Кроме российских "челноков" огромные прибыли экономике КНР приносят также сами китайцы - представители неорганизованной торговли. И если количество гостей из КНР, легально посещающих нашу страну, возможно, поддается определению, то численность нелегально проживающих на территории России китайцев неизвестна никому. (Предполагается, что около половины китайских туристов "по обмену" из приграничных с Россией районов не пересекает границу в обратном направлении.) Так же как невозможно определить, каждая вторая или каждая третья вещь, покупаемая сегодня россиянами на рынке, произведена в Китае. Можно, конечно, спорить о качестве китайских вещей, но известно, что Россия является восьмым по объему товарооборота крупнейшим торговым партнером Китая, а Китай входит в первую тройку торговых партнеров России. Судя по всему, китайский напор на нашем рынке с каждым годом будет ощущаться все больше, и россиянам неплохо бы иметь представление не только о качестве китайского ширпотреба, но и о психологии самих китайцев, которые им нас так навязчиво обеспечивают.
Только в столице, по предположительным оценкам сотрудников спецслужб, численность азиатской диаспоры, в которую кроме китайцев входят еще вьетнамцы, перешагнула уже полумиллионную черту. Китайцы, приезжающие в столицу на заработки, обычно оккупируют студенческие общежития, реже гостиницы. Любое место, где они поселяются, тотчас же превращается в склад. Потому что, как любят повторять в Срединной империи, каждый в Китае рождается торговцем.
Из полутора миллиардов китайцев миллиард занимается заключением сделок на самых разных уровнях. Первый уровень - большая государственная компания, которая торгует не только на межгосударственном уровне, но и заключает контракты с частными фирмами. С такими компаниями, по мнению российских бизнесменов, торговать удобно и достаточно надежно - устраивают и форма оплаты, и качество выполнения договоров.
Другой уровень торговли - средние и небольшие фирмы, обязанные выходить на внешний рынок не только через государственные внешнеторговые компании. Как правило, это совместные предприятия, организованные проживающими в Китае китайцами в партнерстве с выехавшими за рубеж земляками. С такими компаниями, имеющими право на заключение сделок с инопартнерами, вести дела также достаточно просто - они активно пытаются занять "нишу" на российском рынке.
Но самый известный массовому потребителю уровень китайско-российской торговли - это "челночный" бизнес. Те, кто побывал в Пекине на Ябалоу (где традиционно отовариваются наши туристы) или в китайском общежитии, переоборудованном под торговые ряды, в Москве, знают - торговать с китайцами крайне сложно. В китайской лавке туриста, к примеру, могут обложить по-русски матом и даже огреть чем-нибудь увесистым только за то, что он отказался сделать покупку. Запросто могут обмануть, подсунув бракованный товар, спокойно обсчитать - и все это делается деловито-быстро и чаще всего с неизменной улыбкой на лице. Эти происшествия и преступления практически никогда не попадают в сводки МВД, если они происходят за пределами российской державы, а на террритории России китайцы стараются с нашими покупателями и с властями не конфликтовать.
Суть дела от этого не меняется. Потому что образ китайского купца - жесткого, хитрого, бесстрастного, частно пытающегося обмануть - складывался веками. "В торгу таких лукавых людей на всем свете нет, - писал из Пекина русский посол Николай Спафари в середине XVII века, - и нигде не найдешь таких воров: если не побережешься, то и пуговицы у платья отрежут".
А вот что рассказывает один наш современник, недавно побывавший в Китае: "В уголовном кодексе у китайцев 60 расстрельных статей, и желающих грубо попирать закон я лично не видел. Другое дело - надуть. Когда подходишь к прилавку и спрашиваешь, сколько стоит тот или иной товар, продавец делает вид, что не понимает, чего от него хотят. На самом деле в это время он соображает, что предпринять. После повторного вопроса он опять же "не понимает", но уже знает, что надуть надо. Вопрос, на сколько. И только с третьего раза он называет цену. Можно, конечно, поторговаться, но иностранцы, даже русские, как правило, этого не делают, ибо даже завышенная продавцом цена кажется им смешной в сравнении с той, которую они платят на своей исторической родине".
Впрочем, самое яркое и точное, на мой взгляд, определение психологии современного китайского дельца дал автор нашумевшей на Западе книги "Китай просыпается" Шерил У Данн: "Китай сегодня представляет нечто среднее между Городом хитрецов и диккенсовской Англией, некое место, лишенное законов, движимое алчностью и страхом, что такая удивительная возможность делать деньги в любой момент может исчезнуть".
Если сублимировать все эти представления о Китае сегодня в единое целое, то становится очевидным следующее. Современные китайцы, производители и продавцы так необходимых нам всем товаров широкого потребления,- динамично меняющаяся нация. Они жадно, в самом лучшем понимании этого слова, перенимают достижения западной цивилизации, при этом умудряясь сохранять привычки и представления далеких предков, сложившиеся на лессовых берегах Желтой реки в постоянной борьбе с засухами, наводнениями и бесконечными набегами воинственных соседей. Они во многом иначе, чем мы, судят о правилах приличия, о красоте и комфорте. Воспринимают любых иностранцев - европейцев или американцев - как особый биологический вид, главное назначение которого - платить деньги.
Хотя в 1997 году объем российско-китайской торговли составил более 6 млрд. долларов (около 10 процентов этой суммы приходится на неорганизованную торговлю) и предположительно к концу десятилетия товарооборот двусторонней торговли увеличится до 20 млрд. долларов, весьма интересное мнение об этом сотрудничестве сложилось у жителей приграничных с Китаем российских регионов. Первый и самый мощный "натиск" по завоеванию российской потребительской аудитории китайскими торговцами пришелся на наш Дальний Восток. В администрации Приморского края говорят, что китайцы обманывают так часто, как это возможно: "Сегодня в крае практически нет ни одной организации, ранее торговавшей с КНР и в конечном итоге не обманутой. Большинство наших коммерсантов не желают сотрудничать с китайскими компаниями, а большинство наших покупателей не желают покупать китайские товары".
Но "одноразовые" китайские куртки, плащи, шубы, белье, джинсы, обувь, детская одежда, продукты питания очень даже пришлись по душе в других регионах России. Действительно, о качестве этих товаров можно спорить очень долго и бурно, но при этом вряд ли кто станет утверждать, что оно не соответствует своей цене. Отоварившись на триста тысяч рублей в "чайна-таун", каждый может почувствовать себя человеком, внешне вполне прилично и модно экипированным - пусть даже на один сезон носки. Зачастую эти вещи бывают криво прострочены, несуразно скроены или выполнены из дешевого материала, но ведь встречаются и такие по крою, выделке и качеству ткани замечательные китайские товары, что даже остаешься очень доволен покупкой.
Лично мне еще не попадались, например, плохо сшитые и неноские китайские джинсы, вполне приличными бывают вещи, сшитые из шелковых тканей - даже не всегда натуральных. Одеваться от "чайна-таун" особенно актуально для молодежи, поскольку тинейджеры и студенты, подбирая себе гардероб, по большей части преследуют единственную цель - чтобы вещь была модной. А здесь она еще и баснословно дешева! Купив же у китайцев в Москве товар на 30 млн. (старыми) и продав его где- нибудь в глубинке, наш внутрироссийский "челнок" может получить такой "навар", что хватит на "челночную" поездку уже в более цивилизованные страны - Польшу, Италию или Турцию.
Пока российское Правительство, ссылаясь на заботу о качестве товаров для народа, пытается обеспечить привилегии на охраняемом рынке для отечественных изготовителей одноименной продукции, этот самый народ уже сам сделал ставку на товары китайского производства. Почему? Да потому, что нормального человека не интересует гражданство изготовителя. Его в первую очередь интересуют качество товара и соотношение этого качества с ценой. Так что сообразительные китайцы способны обеспечить выполнение любой нашей долгосрочной программы задолго до ее зарождения в великих умах российских чиновников.
Впрочем, на этот мой посыл они могли бы резонно заметить, что из 150 тысяч обращений российских граждан в Антимонопольный комитет с жалобами на качество покупаемых ими товаров 60-70 процентов приходится именно на импортную продукцию из Юго-Восточной Азии. Подозреваю даже, что немалая доля этих обращений приходится именно на некачественные товары китайского происхождения. Утешением в этой ситуации можно считать лишь тот факт, что российский потребитель сегодня обладает свободой потребительского выбора. А это значит, что мы живем в цивилизованном обществе. Осталось лишь найти правильное применение этой свободе.
Марина ГЛАДАРЕВСКАЯ.
00:04 01.04
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |