Архив новостей → Прерванный поход Рассказ о несостоявшейся...
Прерванный поход Рассказ о несостоявшейся российской культурной акции с прологом и эпилогом.
њ Ах, как жаль, что ты не был на этой
пресс-конференции в яхт-клубе, њ всплеснул руками коллега. њ Такую информацию упустил! На следующий день, развернув питерские газеты, увидел
я фотографию современной копии деревянного судна петровского времени њ фрегата "Курьер".
Газеты рассказывали, что фрегат уходит в поход
по пути Большого Московского посольства Петра I њ
300 лет спустя. С культурной миссией "Курьер" намеревался посетить Швецию, Данию, Германию, Голландию и Великобританию.
Правда, программа этой культурной миссии вызывала удивление и напоминала больше частное путешествие владельца судна Виктора Магды, генерала в отставке, а ныне руководителя одной из коммерческих фирм Петрозаводска. Ведь кроме команды, в поход на "Курьере" с культурной миссией никто не уходил, за исключением, как потом выяснилось, питерского писателя Килипенко, которого и пригласил В. Магда в поход прямо на той самой пресс-конференции в питерском яхт-клубе. Впрочем, на его месте мог тогда оказаться любой. Радушный хозяин "Курьера", как рассказывают, тогда запросто предложил собравшимся репортерам: "Могу взять одного журналиста, у кого есть загранпаспорт и возможность быстро получить визы..." О будто бы начавшемся походе поведало своим телезрителям и ОРТ. Словом, журналисты фрегат шумно проводили.
А тем временем он по-прежнему стоял в Петербурге њ выход его задерживался из-за отсутствия у команды виз. Вот в то самое время в корпункт "Российской газеты" и позвонил участник предстоящего похода писатель Александр Килипенко. Сделал он редакции предложение: готов, мол, передавать из каждого европейского порта заметки о том, как будет проходить в Европе эта российская культурная акция. Но обещанные из портов Северной Европы заметки так и не пришли. Зато через некоторое время я вновь услышал в трубке голос Александра Васильевича: "Только что добрался до дома, самолетом, через Финляндию... Поход оказался просто авантюрой..."
В итоге Александр Килипенко обещание свое все-таки сдержал. Но писать ему пришлось уже вовсе не о том, о чем он собирался... Так что привожу его отчет о походе полностью.
Отчет со слезой.
Пригласив меня поучаствовать в этом походе, его руководитель В. Магда буквально на следующий день сообщил, что визы нужно оформлять не только мне как новому участнику, но и всему экипажу "Курьера", о выходе которого уже раструбила местная печать. Это, безусловно, насторожило, ведь объявленный Магдой поход должен был проходить чуть ли не под патронажем Правительства.
Начались мои хождения по консульствам, в представительство МИД в Петербурге, но и там ничем помочь не могли. Чиновники, в том числе и зарубежные, оказались прозорливее некоторых журналистов: шведское консульство не спешило оформлять необходимые документы, а немецкие официальные органы и вовсе не пожелали впустить фрегат в свою страну и в выдаче виз команде вежливо отказали.
Оказывается, "Курьер" уже провел одну зиму в городах Северной Германии. Тогда на российском судне был устроен пивной бар, и за экипажем числились нарушения визового режима. Похоже, это не произвело на немцев положительного впечатления. Все же в конце концов генконсульство Швеции в Петербурге прониклось идеей культурной акции, визы командой были получены, и, преодолев пятибалльный шторм, "Курьер" добрался до Стокгольма, где выяснилось: так широко разрекламированный поход дружбы оказался хорошо продуманной ширмой. Основной целью руководителя плавания оказалась срочная продажа судна. Обман оказался просто беспардонным. Этим, видимо, и объясняется то, почему на борту не было, как в таких случаях принято, артистов и прочих деятелей культуры. Зачем, мол, их зря тащить? Потом стали понятны и причины, по которым хозяин решил избавиться от фрегата за рубежом.
Оказывается, 10 июля этого года, во время отдыха в Карелии, Президент России посетил в Петрозаводске местную достопримечательность њ фрегат "Курьер", построенный на судостроительном заводе "Авангард". Здесь-то Бориса Николаевича и посвятили в идею организации похода на копии петровского фрегата по странам Северной Европы в честь 300-летия великого Посольства Петра I. Президент тогда с пониманием отнесся к идее и даже сделал об этом соответствующую запись в судовом журнале. Однако, видимо, удивленный тем, что у отставного генерала танковых войск В. Магды практически в собственности находится судно страховочной стоимостью 1,5 миллиона долларов, Борис Ельцин недвумысленно "порекомендовал" владельцу передать фрегат нахимовскому училищу.
В Стокгольме, поняв, что в другие страны фрегат скорее всего не пустят, а быстро продать его не удастся, руководитель похода, желая получить разрешение на коммерческие плавания в Швеции, организовал для городских властей и семей российских дипломатов морские прогулки с черной икрой, водкой и пальбой из пушек. Только вот знал ли вице-мэр Стокгольма, отправляясь в двухчасовое плавание по фиордам, что в случае аварии ему могло не хватить спасательного жилета, ведь судно рассчитано лишь на 10 пассажиров?
Убедившись в плохих мореходных качествах корабля, отсутствии надлежащей безопасности для экипажа и пассажиров, а главное, не желая участвовать в сомнительных коммерческих мероприятиях, прямо в Швеции, прервав контракт, покинул судно капитан фрегата Валерий Андреевич Суханов. Позор на весь Стокгольм.
Летучий "голландец".
После ухода капитана на борту судна, стоящего в иностранном порту, не осталось ни одного человека, хотя бы сносно говорившего по-английски. Это нонсенс. С таким экипажем в море выходить вовсе было нельзя. Посуху пришлось добираться домой и автору этих строк. Стоит ли после этого удивляться тому, что за границей перестали испытывать к русским гражданам прежнюю любовь и уважение? Раньше к нам относились с интересом и некоторой жалостью, потом с восхищением смотрели на разбогатевших "новых русских". Теперь њ побаиваются. Но если так дело пойдет и дальше, то скоро начнут ненавидеть. Спросите: за что? В том числе и за то, что представители России слишком часто обманывают доверчивых европейцев...
Прочтя переданную Александром Васильевичем Килипенко заметку, я прежде всего захотел поговорить с руководителем похода и капитаном. Увы, в Петрозаводске у телефона я застал лишь бывшего капитана "Курьера", штурмана Беломоро-Онежского пароходства Валерия Суханова, честно признавшегося, что вспоминать эту историю ему не хочется, потому что просто стыдно за то, что в нее вляпался: "Уж слишком велик был соблазн пройтись по портам Европы".
А вот шефа фирмы "Север-8" њ дочернего предприятия судостроительного завода "Авангард" њ Виктора Магду я застал с помощью его радиотелефона в Швеции. Сегодня он по-прежнему в Стокгольме. Там и "Курьер" стоит. Правда, сославшись на дела и стоимость входящих звонков, от долгого разговора Магда уклонился.
И все же Виктор Андреевич рассказал, что поход по пути Большого Московского посольства Петра I приостановлен прежде всего из-за того, что команда недоукомплектована. О причинах, по которым моряки покинули фрегат, его хозяин не рассказал, но догадаться было нетрудно. Во-вторых, возникли проблемы финансирования. Но от кого может ждать денег В. Магда? Насколько известно, никто в поход этот его не посылал, а вот то, что за рубежом сумели смекнуть, что за красивыми словами ничего не стоит, њ очевидно. Не сумел мне объяснить руководитель похода ничего и о широко разрекламированной им летом культурной программе. Вопросы о том, кто же ее участники, повис в сотовом эфире. Виктор Андреевич даже согласился с тем, что из запланированного им похода вышло всего лишь прерванное частное путешествие. Что же касается рекомендации Президента подарить "Курьер" нахимовцам, то тут Виктор Андреевич дал четко понять, что это возможно лишь при одном условии њ пусть Президент выкупит у него фрегат, а уж потом делает с ним все, что хочет.
Генеральский фрегат.
А тем временем в нахимовском училище гадают: смогут или нет его воспитанники встать за штурвал фрегата "Курьер". Конечно, содержать такой подарок очень хлопотно. Сегодня, как сказал мне заместитель начальника нахимовского училища А. Никитин, в училище под фрегат, естественно, нет ни штата, ни средств на его содержание, да и сам вопрос этот повис, кажется, в воздухе. Кстати, невские воды зимой замерзают, а такое судно можно хранить в морозы только на суше, иначе льды его просто разломают. Но тем не менее интерес у училища все же, видимо, есть, и его начальник, прослышав о пожелании Президента передать фрегат курсантам, даже ездил его смотреть.
Мы все хорошо наслышаны о знаменитых генеральских дачах и "мерседесах", но вот личный генеральский фрегат, точная копия петровского, њ это, кажется, нечто новое. Конечно, со своей частной собственностью, оцененной в полтора миллиона долларов, генерал Магда волен делать все, что ему захочется. Захочет њ Президенту продаст, захочет њ шведскому богатею или организует на его борту пивную, как это уже было в Германии. Только вот зачем же было морочить всем нам головы с походом в город Заандам и культурной миссией? Кроме морального ущерба, стране эта акция ничего не принесла.
Сергей АЛЕХИН,
соб. корр.
Санкт-Петербург.
00:04 17.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |