Архив новостей → Смена сердца через посредника.
Смена сердца через посредника.
Минимальную, строго отмеренную дозу сенсации выдали прессе сотрудники больницы американского города Луисвилля. В начале июля безнадежному больному, которому по приговору врачей оставалось жить не более месяца, имплантировали автономное искусственное сердце, разработанное компанией "Абиомед".
И МЯ, возраст и пол пациента не разглашались. Более того, экспериментаторы не тешили себя и оптимистическими перспективами. С суровой объективностью было заявлено, что эксперимент будет считаться успешным, если больной проживет после операции не менее 60 дней. Таким образом, пациенту в лучшем случае продлевали пребывание в этом мире всего лишь на месяц.
Что такое сердце? Да не более чем обычный насос, чье предназначение - проталкивать кровь по сосудам. Именно с такой, упрощенной до абсурда точкой зрения подошла медицина к двадцатому столетию. Впрочем, не стоит ни осуждать ученых, ни иронизировать над ними. Успехи науки Серебряного девятнадцатого века бросали радужный отблеск на будущие, еще не решенные проблемы. Казалось: все просто и все по плечу. Именно поэтому в 1937 году студент биофака МГУ Владимир Демихов, ничтоже сумняшеся, изготовил искусственное сердце и трансплантировал его собаке. С этим "насосом" она прожила два часа. Так Демихов дал толчок мировой научной мысли: искусственное сердце - реальность. Надо только сделать его получше. Впрочем, сам Демихов на этом остановился, поскольку увлекся другой проблемой: пересадкой головы. Весь мир обошли фотографии собаки, на спину которой была пересажена голова другой собаки. Она разевала пасть и поводила глазами. Правда, мировая наука этой идеей не вдохновилась и не только из-за сложности проблемы. Слишком много "привходящих" казусов, юридических и социальных, вставало за перенесением головы с безнадежно больного, или просто старого тела, на здоровое и молодое. Так что единственным реальным результатом этой уникальной операции стал великолепный фантастический роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля".
А вот идея искусственного сердца, как говорится, овладела массами. В ряде лабораторий мира начались работы по его созданию и испытанию на животных. И это было велением времени. Сердечно-сосудистые заболевания уносили все больше жизней, пока наконец не заняли прочное первое место в печальном мартирологе болезней, выкашивающих человечество.
Но чем дольше шли эксперименты, тем больше вставало вопросов, на которые не находилось ответов. Выяснилось, что сердце вовсе не такой простой насос, как казалось когда-то. Да, его механические аналоги прокачивали кровь по сосудам. Но при этом делали страшную вещь: разбивали эритроциты - красные кровяные тельца, которые доставляют кислород во все части организма. И в конце концов подопытное животное погибало от удушья. А естественное сердце относится к эритроцитам весьма бережно. Более того, оно оказалось очень чутким насосом: постоянно меняет напор, подавая то больше, то меньше крови в зависимости от состояния, а значит, и требований организма. Очевидно, эти команды подает сердцу мозг, но пока такая связь точно не расшифрована, и блоки управления искусственными сердцами, набитые электроникой, этого не умеют, по крайней мере в той степени, в какой необходимо.
И наконец - материал. Сердце "построено" из мягких белковых тканей. Мало того, что эти ткани не разбивают эритроциты, чего так и не достигли пластмассы, из которых делают искусственное сердце, они еще необыкновенно прочны. Как и любой насос, естественное сердце, постоянно сокращаясь и расширяясь, должно со временем изнашиваться, ломаться. Но ведь этого не происходит. Академик Валерий Шумаков, директор НИИ трансплантологии и искусственных органов, приводил мне такой пример: автомобильные рессоры из самой лучшей стали выдерживают восемьсот тысяч качков. Затем лопаются. Сердце за свою жизнь претерпевает несколько миллионов сокращений - и хоть бы что. Конечно, если не заболевает. Вот почему даже не конструкция искусственного сердца, а материалы для него - главное в этой проблеме. И она до сих пор окончательно не решена. Неудивительно, что первой была решена проблема, казавшаяся не в пример сложнее, - пересадка сердца от донора, которую сначала осуществил в Кейптауне Кристиан Барнард, учившийся, кстати, в свое время у Демихова, а сегодня счет таких операций в мире идет уже на десятки тысяч.
ЛЕТ двадцать назад мне удалось присутствовать при трансплантации искусственного сердца теленку, которую проводил Валерий Шумаков. Главное, что поражало в этой операции, - само искусственное сердце. Огромный шкаф, набитый электроникой, от которого к животному тянулись шланги. Сам теленок рядом с ним просто терялся. Но это сердце работало лучше всех мировых конструкций в то время - теленок прожил с ним полгода. Симптоматично, что американец Барни Кларк, подсоединенный тогда же к искусственному сердцу модели "Джарвик-7", тоже находящемуся вне тела, прожил меньше четырех месяцев. Причем каких! У него неоднократно отказывали почки, возникали конвульсии, провалы памяти. В общем, не жизнь, а мучение. И если учесть, что Барни Кларк добровольно пошел на этот эксперимент, когда его родное сердце, хотя и больное, но еще работало, то он вполне заслуживает памятника за подвиг во имя науки.
Теперь перед исследователями стояли две задачи: сократить размеры искусственного сердца до параметров естественного и поместить его в грудную клетку человека. Лучше всего вместе с блоком питания и управления. Впрочем, на первое время можно блоки питания и управления оставить снаружи. Именно очередную модель такого сердца мне показывал Шумаков лет пять назад - по размерам и форме оно уже вполне соответствовало природному и справлялось со своей задачей - поддерживать жизнь больного, пока ему не подберут сердце от донора. Впрочем, с этой задачей справлялись и более ранние модели. В 1989 году больной в институте Шумакова прожил с искусственным сердцем 12 дней, в 1997 году другой больной, чье родное сердце могло вот-вот остановиться, прожил с искусственным 40 суток и дождался-таки донорского имплантанта, а следом за ним дождался донорского сердца третий больной, прожив с искусственным 58 суток. Всего же в Институте трансплантологии и искусственных органов произведено 17 имплантаций искусственного сердца. Но это - третий результат в мире.
Разумеется, фирма "Абиомед" превозносит свои успехи. И вполне обоснованно: их сердце замечательно. Оно весит около 900 граммов, вживляется в грудную клетку больного и ничем не соединяется с блоком питания, который пациент носит вне тела, на поясе. Энергия передается на приемник, вживленный в брюшную полость, без проводов, индукционным путем. До таких же малых размеров удалось довести и процессор, управляющий всей системой. Короче говоря, чудо науки и техники.
Т ОЛЬКО еще большее чудо могут показать в институте Шумакова. Наше последнее искусственное сердце ничуть не хуже, а по весу и габаритам меньше. Вот только средств у нас нет на эксперименты, на материалы, потому что с 1990 года государственная программа создания искусственного сердца приостановлена. А своих денег, заработанных врачами, не хватает. И жизнь тысяч больных под угрозой. Ведь искусственное сердце на современном этапе несет одну, но важнейшую функцию: помогает больному дождаться сердца естественного - от донора. А его, как правило, приходится ждать долго. И недаром фирма "Абиомед" имплантировала свою модель больному в предсмертной стадии. Это экзамен: проживет пациент два месяца, значит, работа удалась. И в следующий раз сердце "Абиомед" будут имплантировать не столь тяжелым больным, которым оно не только поможет дождаться донорского имплантанта, но и вообще в ряде случаев позволит обойтись без него на годы, а может, и десятилетия.
Альберт ВАЛЕНТИНОВ.
00:04 03.08
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |