Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейДоктор экономических наук В.Я.

Доктор экономических наук В.Я.

Любовный: У каждой территории - свой норов.

Горожане захотят быть ближе к земле, а селяне потянутся в города?

Научно-методический центр "Города России" института макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития России существует более 25 лет. Все эти годы коллектив центра изучает, что происходит с российскими городами, как меняется их экономика, демографическая ситуация, социальная сфера и, главное, каковы перспективы развития каждой территории.

Об общих и частных тенденциях этих процессов мы беседуем с руководителем научно-методического центра "Города России" доктором экономических наук, членом-корреспондентом Российской академии архитектуры и строительных наук В.Я. Любовным, который в октябре принял участие в Приволжском форуме "Стратегии регионального развития", состоявшемся в Самаре.

- Владимир Яковлевич, а сколько в России городов?

- Этот официальный статус имеют 1100 территорий. И это, конечно, не просто места проживания людей. В городах сосредоточено три четверти экономического потенциала страны. И очень важно с разных позиций изучить, как и чем живет современный горожанин, где работает, не собирается ли переезжать, имеет ли возможность получить новую специальность, выучить детей и т.д.

- Но в городе эти проблемы традиционно решались легче, чем в сельской местности.

- Не всегда. Вспомните так называемые монопрофильные города - с узкой сферой приложения труда, например, с развитой металлургией, угольной или текстильной промышленностью.

- То есть те, где есть градообразующее предприятие и вся жизнь населения связана с ним? Конечно, помним. "А Иваново - город невест"...

- Эта проблема возникла не сегодня и даже не вчера. Но усугубилась именно в последние годы. Раньше она ограничивалась диспропорциями полов - город невест или женихов. Сейчас, если такое предприятие заглохло, для всего населения тяжелейшее испытание, город умирает. Проблема серьезнейшая.

Представьте масштаб явления: у нас в России 1100 городов, 500 из них - монопрофильные. А если мы возьмем еще такую категорию как поселки городского типа, то две трети из 1800 можно охарактеризовать как поселки, существующие при одном предприятии. Причем помимо поселков и городов у нас еще масса сельских территорий, которые лишь считаются таковыми. Например, в России много поселений, связанных с лесными разработками. Они тоже считаются сельскими, но никаких сельхозработ не ведут, а заняты лесозаготовкой, переработкой древесины. Так что проблема монопрофильных территорий носит отнюдь не локальный характер.

- Но не все монопрофильные поселения находятся в плачевном состоянии. Предприятия-монополисты на нашем рынке, как известно, процветают. И его работники не бедствуют.

- По поручению Минтруда наш центр собрал информацию со всех субъектов Федерации и выявил 330 населенных пунктов (из них - 110 городов), которые находятся в тяжелом положении из-за кризиса, поразившего фабрику, завод, шахту, словом то самое одно предприятие, вокруг которого и кипела жизнь в городе или поселке. Правда, этот список мы постоянно корректируем, по данным последнего мониторинга в 30 территориях положение нормализовалось, жизнь не стоит на месте.

- А с чем это связано? Заработало предприятие или народ ушел в торговлю?

- Люди, конечно, приспосабливаются к любой ситуации, находят какие-то способы выкрутиться, перебиваются временными, сезонными заработками. Я не идеализирую ситуацию. Но тем не менее есть и другие примеры. Где-то начинают вкладывать деньги в переработку древесины, вывозить необработанный лес невыгодно, обработанный же и стоит в 5-6 раз дороже, и спросом пользуется почти повсеместно. Значит, начинает меняться жизнь в некогда захиревшем поселке. Остра проблема на юге, в кавказских городах, но там все упирается в политический путь решения вопроса, а мы говорим больше о хозяйственном аспекте.

- Но ваш центр не только изучает ситуацию, но и вырабатывает рекомендации. Что можете вы посоветовать умирающим там же шахтерским городкам, где закрывают убыточные шахты и где все мужики всю свою сознательную жизнь добывали стране угля?

- В каждом конкретном городе или поселке надо очень внимательно изучать объективные возможности этого населенного пункта. На местах порой текучка не дает увидеть чего-то очень важного, что хорошо просматривается со стороны. Вот мы занимались городом Донецком Ростовской области. В нем 5 шахт, 4 из них уже закрыты. Куда народу податься? Но мы выяснили, что раньше на месте города было два совхоза, да и 70 процентов территории - хорошие сельскохозяйственные земли. Это достаточно редкий случай. Почему бы его не использовать? Наш центр и предложил посмотреть на проблему с таких позиций: у вас трудности с продуктами, почему бы не заняться сельским хозяйством вплотную, тем более что многие шахтеры не порывали связей с землей. Через год приехали - дело понемногу пошло.

- А где нет такой возможности?

- В любом случае надо создавать новые рабочие места. Но важно понять, куда направить усилия, учитывая характер труда, привычки и возможности людей. Был случай в одном из шахтерских городков. Под угольные дела выделили деньги на организацию рабочих мест. Предложили работу на машиностроительном заводе. А через год бывшие шахтеры там уже не работали - не смогли приспособиться к новым условиям и другому режиму работы. Так что эта деятельность должна носить целенаправленный характер с учетом специфики населенного пункта, менталитета населения.

- У каждого города свой норов?

- Именно так!

- Владимир Яковлевич, а с нашим регионом вы работали?

- С Самарой я связан более 40 лет. А не так давно мы выполняли заказ по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации. Эта насыщенная территория является средоточием множества проблем - и экономического, и экологического и организационно-планировочного характера, которые нуждаются в комплексном решении, учитывающем всю совокупность факторов. Мы занимались "тяжелыми" городами вашей губернии - Октябрьском, Чапаевском, Кинелем. Разрабатывали стратегию развития сельских территорий на примере Кинельского, Алексеевского и Челно-Вершинского районов.

- И к каким выводам пришли?

- Попытка понять, почему территории, находясь в сходных условиях, приходят к разным результатам, привела к несколько неожиданным открытиям. Оказалось, например, что мы недооцениваем возможности личного подсобного хозяйства. Но необходимо ввести эту работу в русло цивилизованной системы: не только не мешать, но и помогать, создавать порядок сбыта продукции. Словом, требуется восстановить нарушенные взаимосвязи между основными элементами агропромышленного комплекса - производством, переработкой, сбытом. Еще один важный вопрос - социально-культурное развитие села. В общем, аграрный сектор нуждается в серьезном внимании.

- А о перспективах села не расскажете?

- Возможно, это покажется вам странным, но через какой-то промежуток времени мы можем столкнуться с аграрным перенаселением. Сейчас, когда селу нужны кадры, звучит это довольно абсурдно. Но если в сельском хозяйстве появится надежная современная техника, будет внедрена научная организация труда, востребованными станут квалифицированные специалисты, остальные окажутся не у дел. К примеру, в Челно- Вершинском районе есть хозяйство, которое вот уже шестой год возглавляет молодой, толковый, грамотный мужик - Селезнев. Он внедрил у себя прогрессивную систему земледелия, которая не требует ежегодной обработки почв и позволяет экономить массу горючего, техники, средств и получать, кроме всего прочего, экологически чистую продукцию. Но если он начинал свое дело с 230 работниками, то сейчас ему требуется менее половины прежнего состава. Если по пути оптимизации затрат пойдет и наша промышленность, с проблемой лишних рабочих рук столкнутся и города.

- А какой выход из этой ситуации вы видите? Куда девать лишних людей?

- У нас крайне низко развита сфера обслуживания. Если активизируется промышленность, вырастет покупательная способность населения, появится потребность в целом ряде услуг, особенно тех, что связаны с организацией досуга людей и прежде всего детей. У нас, по сути, под корень вырубили большинство детских мест отдыха.

Еще одно из направлений развития, как показывает западный опыт, - сфера услуг для хозяйствующих субъектов. А если экономика пойдет на подъем и начнем жить богаче, то вполне реально изменение режима работы - сокращение рабочего дня. Появится задача, как с пользой и интересно распорядиться свободным временем. Я не фантазер и не рисую утопий. Это реальный опыт других стран. И, кстати, тому же Селезневу из Челно-Вершинского района никакой заокеанский дядя денег не давал, на своих знаниях, средствах, опыте он строит экономику будущего.

- Но таких по-настоящему талантливых людей не так уже много.

- Дело даже не в этом, а в том, кто оказывается у руля. Всегда ли руководящий пост занимает тот, кто способен двигать дело вперед на самых разных уровнях.

- Так велика роль личности?

- Вне всякого сомнения! Поэтому должен быть очень жестким отбор людей, претендующих на руководящие должности. За рубежом к этому подходят очень серьезно. В Голландии, например, где я недавно побывал, чтобы стать фермером, надо иметь высшее образование, быть коммуникабельным, уметь ладить с людьми, знать законы, быть юридически грамотным.

- Владимир Яковлевич, облик руководителя будущего примерно ясен, а каким вы видите город будущего?

- На Западе эта тенденция выражена ярче, но и у нас вполне четко просматривается: люди стараются уйти из города и приобрести место жительства на живописной окраине или за городом, подальше от шумных улиц и загазованности. Конечно, это делают состоятельные люди, у кого есть возможность построить или купить собственный коттедж. Уйти от высоток важно не только в силу того, что они, как показал опыт, небезопасны. Теракты - это, конечно, лишь эпизод, хотя и страшный. Все же нормальная жизнь человека должна проходить в нормальных условиях - на земле, ближе к природе. И, к слову, Москва расширилась за счет того, что в границы города были включены прилегающие территории. Это общемировая тенденция. Но России сейчас важно не пускать этот процесс на самотек. На смену хаотичной застройке территорий и самозахвату земли должны прийти порядок и цивилизованный подход. Если вы бывали на Западе, то наверняка заметили, какая там высокая плотность городов. Россия в этом плане очень специфична - города достаточно распылены, и очень важна их роль как малых столиц больших регионов. Без этих функций им пока не обойтись, и их необходимо активнее использовать для привлечения инвесторов, хозяйствующих субъектов, ибо это налоги, занятость, развитие территории. Но в целом будущее наших городов связано с процессом субурбанизации - горожане будут ближе к земле, а домик на окраине и за городом даст дополнительный толчок развитию наших поселков, деревень и даже заброшенных территорий.

Людмила МОЛЯКОВА.

  00:04 20.11  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU