Архив новостей → (6).
(6).
ИТОГИ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 1998 ГОД. (Начало опубликовано в "Вестнике экономики" N 5, 1999 г.). ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ.
В 1998 году проводилась работа в соответствии с основными направлениями совершенствования государственного регулирования деятельности отраслей естественных монополий на 1997 - 2000 гг., которые определены Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" от 28 апреля 1997 г. N 426. До настоящего времени использовался режим государственного регулирования, при котором субъектам естественных монополий предоставлялось достаточно много прав в части изменения оптовых цен (тарифов) на их продукцию (услуги), а также при формировании инвестиционных программ. Реализация мер по реформированию естественных монополий не всегда осуществлялась согласованно с реформированием других секторов экономики.
Кроме того, в части некоторых субъектов естественных монополий, в регулировании деятельности которых государство играло важную роль (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", АК "Транснефтепродукт", АК "Транснефть", ОАО "Связьинвест", а также организации и предприятия МПС России) отмечалось уклонение от уплаты налогов и нетрадиционная для развитой рыночной экономики структура издержек, производства и реализации продукции (услуг).
Принимаемые в 1998 году решения были направлены на повышение эффективности государственного управления субъектами естественных монополий, в частности: - укрепление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом субъектов естественных монополий; - развитие форм и методов корпоративного контроля в части проведения аудиторских проверок и совершенствования финансовой отчетности; - разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти и координацию их деятельности; - совершенствование механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополистов; - структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства.
В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти и совершенствования государственного управления естественными монополиями упразднены ГАП России, ГКРП России, ФСЕМС России, ФСЕМТ России.
Государственный контроль за ростом цен (тарифов) и совершенствование механизмов ценообразования на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий позволили существенно сдерживать рост цен (тарифов) на данную продукцию (услуги). Однако в секторе естественных монополий проявились негативные тенденции: - продолжает ухудшаться финансовое положение отраслей естественных монополий, растет их убыточность; - остается низкой доля оплаты за поставляемую продукцию (услуги) в денежной форме; - продолжается рост задолженности покупателей за потребляемую продукцию энергетикам и газовикам - основным кредиторам за поставляемую продукцию; - продолжается рост кредиторской задолженности естественных монополий, основная часть которой приходится на электроэнергетику и газовую отрасль (доля железнодорожного транспорта составляет одну десятую часть от всей задолженности естественных монополий); - сохраняется перекрестное субсидирование, которое ведет к завышению цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий для российской промышленности и других сфер материального производства, и сдерживает применение более совершенных методов регулирования.
Антимонопольное регулирование в 1998 году было направлено на реализацию следующих задач: - предотвращение монополизации экономики (было пресечено 2209 картельных соглашений и злоупотреблений); - сохранение единого экономического пространства, преодоление регионального сепаратизма, предупреждение и пресечение актов, действий и соглашений органов исполнительной власти всех уровней, направленных на ограничение конкуренции (было отменено около 1800 незаконных нормативных актов); - государственный контроль за экономической концентрацией (вскрыто около 1000 случаев административных нарушений при подаче ходатайств и уведомлений о слиянии, ликвидации, присоединении предприятий; - обеспечение равных возможностей хозяйствования для участников рынка, поддержка добросовестного предпринимательства; - предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции (пресечено около 2 тыс. случаев нечестных методов ведения конкурентной борьбы, ущемляющих интересы участников рынка); - разработка и реализация отраслевых и региональных программ демонополизации (в 80 субъектах Российской Федерации приняты региональные программные документы по стимулированию демонополизации и развитию конкуренции); - защита прав потребителей (проведено свыше 6 тыс. проверок хозяйствующих субъектов в сферах торговли, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, транспорта и др.); - контроль за соблюдением установленных тарифов и порядка ценообразования на услуги естественных монополий (осуществлялся контроль 63 федеральных аэропортов, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи); - поддержка предпринимательства, устранение административных барьеров (было проведено более 26 тыс. торгов на сумму 122 млрд. рублей, в том числе 14 тыс. на региональном уровне). В 1998 году продолжалось развитие реформы предприятий. Так, вступивший в силу в 1998 году федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" способствовал увеличению числа процессов по делам о несостоятельности (банкротстве), возбуждаемых кредиторами по денежным обязательствам.
В целях содействия улучшению финансового положения предприятий принято постановление правительства от 24 июня 1998 г. N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценки основных фондов", которое предоставляет организациям право реализации амортизационной политики в части переоценки основных фондов в сторону уменьшения, в тех случаях, когда балансовая стоимость превышает текущие рыночные цены, а также применения понижающих коэффициентов к действующим нормам амортизационных отчислений.
Продолжилась работа по реформированию бухгалтерской отчетности предприятий. Постановлением правительства от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, определяющая комплекс мероприятий бухгалтерского учета предприятий и их финансовой отчетности к общепринятым международным стандартам. В настоящее время часть стандартов уже действует.
В декабре 1998 г. правительство внесло в Государственную думу Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об акционерных обществах", предусматривающий защиту прав держателей мелких пакетов акций, внесение предложений и дополнений, касающихся специального права "Золотая акция", и иных поправок, учитывающих происшедшие изменения в законодательстве Российской Федерации. Проводилась работа по совершенствованию системы управления государственной собственностью и повышению доходов от ее использования.
Постановлением правительства от 30 июня 1998 г. N 685 утвержден план поступлений в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества, предусматривающий существенный рост в период до 2000 года доходов от аренды, использования зарубежной недвижимости и дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" было установлено задание по поступлениям доходов в федеральный бюджет от сдачи в аренду государственной собственности и дивидендов по акциям, принадлежащим государству в объеме 1400 млн. рублей. По данным Мингосимущества, за 1998 год в федеральный бюджет поступило 1651.8 млн. руб. от аренды федерального имущества, а доходы по долям, принадлежащим Российской Федерации в уставных капиталах коммерческих организаций, составили 1366.5 млн. рублей. 3 июля 1998 г. было принято постановление правительства N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества". Организация ведения реестра федерального имущества позволит осуществить и проанализировать перечень государственных предприятий и акционерных обществ, в капиталах которых участвует государство, выделить из этого состава определенные группы объектов и выработать подходы и меры государственного воздействия применительно к каждой из этих групп. Кроме того, будут выявлены неэффективно используемые объекты федеральной собственности. С учетом значительного за последние годы спада объемов производства у хозяйствующих субъектов, особенно у государственных предприятий, ориентированных в прошлом в основном на государственный заказ, появятся возможности по отчуждению излишнего имущества либо сдаче его в аренду без ущерба для основной деятельности. Это позволит не только повысить эффективность функционирования предприятий, но и обеспечит существенные поступления в бюджет. Постановлением правительства от 17 июля 1998 г. N 784 утвержден перечень акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства. В результате количество указанных акционерных обществ сократилось до 697 (более чем в 3 раза). Это позволит повысить качество управления и существенно сэкономить ресурсы на управление акционерными обществами. В качестве основных задач приватизации в 1998 году было намечено: создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, максимизация доходов бюджетов всех уровней, повышение ликвидности объектов государственной собственности путем предпродажной подготовки, стимулирование конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности. При этом приоритетность в выполнении задач отводилась проблеме наполнения бюджетов разных уровней.
В 1998 году не была принята Государственная программа приватизации. В этой связи правительство было вынуждено осуществлять приватизационные проекты, подготавливая и издавая отдельные Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства.
В соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" от 26 марта 1998 года N 42-ФЗ задание по доходам в федеральный бюджет от приватизации составило 8125 млн.рублей. Поступления от продажи акций акционерных обществ и других объектов государственного имущества в 1998 году, по данным Минфина, составили 15442 млн. рублей, причем 66% (12139.3 млн. рублей) всех доходов бюджета от приватизации и управления имуществом, принадлежащим Российской Федерации, принесла в федеральный бюджет продажа 2.5% акций РАО "Газпром" на аукционе немецкому газовому концерну "Рургаз".
На 1 января 1999 г. общее число приватизированных предприятий составило 131.7 тысяч, или 61% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало процесса приватизации. В 1998 году было приватизировано 2129 предприятий.
Во исполнение федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" проведена работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения приватизации по индивидуальным схемам, в том числе приняты постановления правительства от 27 марта 1998 г. N 356 "Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества" и от 23 мая 1998 г. N 487 "Об утверждении Положения о продаже на специализированном аукционе находящиеся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации", с целью создания условий для открытой конкуренции, расширения круга участников и введения более жесткого порядка участия.
В этой связи был проведен конкурсный отбор независимых финансовых консультантов из числа имеющих опыт и международное признание инвестиционных учреждений на право заключения договора по выполнению работ по предпродажной подготовке объектов приватизации. В конкурсе приняли участие 26 российских и 14 иностранных компаний. Победителями признаны 11 компаний. Кроме того, в связи с принятием федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Мингосимущество и РФФИ по рекомендации конкурсной комиссии были привлечены еще 17 компаний оценщиков для реализации приватизационных проектов в части оценки активов и акций приватизируемых предприятий и финансового консультирования, а также в размещении акций приватизированных предприятий на мировых рынках.
Была проведена предпродажная подготовка продажи таких предприятий, как "Славнефть", "ЛУКойл", "НОРСИойл", "Новосибирский электродный завод", ОАО "Челябинскинформ", приняты решения правительства, определившие порядок проведения конкурсов по продаже пакетов акций ОАО "Роснефть", ОАО "Связьинвест", ОАО "Электросвязь" (Московская область), ОАО "НИК Сибур". Однако, из-за отсутствия активной позиции инвесторов, неоднократно изменялись условия и сроки проведения аукционов и специализированных коммерческих конкурсов.
В связи со сложившейся крайне неблагоприятной ситуацией из-за значительного снижения рейтинга корпоративных акций на международных финансовых рынках, обвала российского фондового рынка и резкого оттока инвесторов правительство отменило проведение аукционов и коммерческих конкурсов по продаже контрольных пакетов акций перечисленных компаний.
В 1998 году продолжался процесс создания финансово-промышленных групп. На 1 января 1999 года Государственный реестр финансово-промышленных групп России содержит 80 официально зарегистрированных ФПГ, в том числе за 1998 год создано и зарегистрировано 7 ФПГ.
Наибольшее число ФПГ носит региональный характер. Проявилась тенденция концентрации центральных компании ФПГ в Центральном регионе России (по данным Минэкономики) - 15% (без г. Москвы, включая г.Москву - 52.5%) от общего числа зарегистрированных групп, в Уральском регионе - 11%, Северо-Западном - 7 процентов.
Основными направлениями деятельности ФПГ являются: металлургия, нефтехимия, машиностроение, добыча полезных ископаемых, агропромышленное производство.
Развивается малое предпринимательство. В первом полугодии 1998 года число малых предприятий достигло 868.4 тысяч, т.е. прирост к 1997 году составил 0.8%. Таким образом, в предкризисный период сохранялась тенденция медленного, но поступательного роста числа малых предприятий.
В III квартале 1998 года число малых предприятий уменьшилось почти на тысячу (0.1%) и составило на 1 октября 1998 г. 867.6 тысяч. Это показывает, что последствия финансового и общеэкономического кризиса в III квартале еще не успели сказаться в полной мере на числе малых предприятий. По экспертной оценке, к началу 1999 г. также не произошло резкого снижения числа малых предприятий, так как законодательство позволяет им, приостанавливая свою деятельность, находиться в реестрах статистических и налоговых органов. Уменьшение числа малых предприятий отразилось прежде всего на сфере торговли и общественного питания. Соотношение числа малых предприятий по отраслям к их общему числу в 1998 году сохранялось: преобладающий удельный вес малых предприятий оставался в сфере торговли и общественного питания - 44 - 45%, в промышленности и строительстве их доля составляла 15 - 16 процентов.
В региональном разрезе, по-прежнему, ведущее место по числу предприятий занимают Центральный и Северо-Западный районы. Каждое пятое малое предприятие функционирует в Москве. Cреднесписочная численность работающих на малых предприятиях на постоянной основе в 1997 году составляла 6.5 млн. чел., а за 9 месяцев 1998 г. - 6.2 млн. человек. Снижение среднесписочной численности работающих за этот период произошло в основном в промышленности - с 1.49 млн. чел до 1.36 млн. чел. и в строительстве - с 1.57 млн.чел. до 1.34 млн.чел. и увеличилось в торговле - с 2.07 млн. чел. до 2.2 млн. человек. Таким образом, произошло перераспределение числа занятых на малых предприятиях на постоянной основе из сферы производящих отраслей в сферу торговли. К концу 1998 года, по экспертной оценке, на малых предприятиях на постоянной основе было занято около 5.5 - 6 млн. чел., т.е. снижение составило 10 - 15%, а по отдельным регионам - до 20 процентов.
Среднесписочная численность работающих на условиях вторичной занятости сократилась в январе - сентябре 1998 года по сравнению с соответствующим периодом 1997 года почти в 2 раза.
Если в 1997 году малыми предприятиями было произведено продукции (работ и услуг) по всем видам деятельности на сумму 303.1 млрд. руб., то в первом полугодии 1998 г. - 131.6 млрд. руб., в январе - сентябре 1998 г. - 190.4 млрд. рублей. К концу года по экспертной оценке, объем произведенной продукции (работ и услуг) по всем видам деятельности был 80% к 1997 году.
Инвестиции малых предприятий в основной капитал в январе - сентябре 1998 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года уменьшились на 24.4 процента. Таким образом, последствия финансового и экономического кризиса сказались на таких показателях развития малого предпринимательства, как средняя численность работающих на малых предприятиях по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (на условиях вторичной занятости), а также на выпуске товаров и услуг малыми предприятиями и на их инвестициях в основной капитал.
Меры государственной поддержки малого предпринимательства в 1998 г. были направлены на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1998 - 1999 гг., утвержденной постановлением правительства от 3 июля 1998 г. N 697. В связи с тем, что программа до настоящего времени не получила одобрение в Государственной думе, финансирование ее мероприятий в 1998 году не начато.
В 1998 году развернулся процесс упорядочения практики лицензирования. Принятый в сентябре 1998 г. Государственной думой федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования. Он позволяет ликвидировать противоречия в части применения норм и возникающих в соответствии с ними правоотношений, создает необходимые гарантии соблюдения законности во взаимоотношениях всех субъектов хозяйствования.
В течение 1998 года проделана работа по развитию и совершенствованию нормативной правовой базы, которая осуществлялась в соответствии с планами и программами законотворческой деятельности правительства, а также приоритетами в законопроектной деятельности.
Развитие нормативной правовой базы экономической реформы осуществлялось путем восполнения пробелов в законодательной базе, совершенствования действующего законодательства, разработки нормативных правовых актов в целях реализации принятых законов.
Были приняты такие крупные кодифицированные акты, как Бюджетный кодекс Российской Федерации и первая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Стали составной частью правовой системы такие важнейшие федеральные законы, как "О бюджете развития Российской Федерации", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О несостоятельности (банкротстве)", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О лизинге", "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О негосударственных пенсионных фондах", "О лекарственных средствах" и другие.
В целях увеличения доходов бюджета приняты федеральные законы, устанавливающие новые налоги: на игорный бизнес, налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Законодательно установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты обязательных платежей в бюджет.
В новой редакции федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" реализована концепция ухода от ликвидационной направленности процесса банкротства и предусмотрено обеспечение баланса интересов кредиторов и должников.
Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" созданы правовые основы для вовлечения в экономический оборот земельных участков и иной недвижимости. Для развития ипотеки, рынка земли и недвижимости важное значение имеет принятый федеральный закон "Об оценочной деятельности", которым определены правовые основы оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
00:04 23.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |