Архив новостей → Переговоры по Чечне изначально обречены на...
Переговоры по Чечне изначально обречены на провал, поскольку объективно предметом разногласий сторон является непосредственно Конституция России, считает В.
Сурин, главный редактор "Читательской газеты".
В ИДИМО, пришло время всерьез рассмотреть в качестве превентивной антисепаратистской инициативы вопрос о создании конституционного механизма исключения субъекта Федерации из ее состава без какого то ни было юридического статуса, т.е. без признания независимости исключенного субъекта.
"Федеральная армия может еще до зимы занять практически всю Чечню. Но..." "Российская армия может пройти через всю Чечню. Развернуться - и пройти ее еще раз. Но..." Обе цитаты из высказываний российских военных в Чечне заканчиваются весьма характерно: "...но это не решит проблему".
Премьер В. Путин с самого начала боевых действий в Чечне делает четкое разграничение. Перед военными ставится чисто профессиональная задача - уничтожение живой силы, техники и баз террористов. Вопрос о будущем статусе Чечни будет решаться исключительно политическими средствами, только путем переговоров. И в этой связи основная проблема - с кем эти переговоры следует вести.
И, наконец, недавний Международный мемориальный саммит в Осло. Запад все настойчивее требует от России прекращения военных действий и начала переговоров. Премьер вновь подтверждает и четко мотивирует необходимость жесткой позиции в отношении Чечни. Военные меры России абсолютно адекватны проблеме терроризма в Чечне. Но все политические вопросы будут решаться только путем переговоров. Это лишь вопрос времени. Итак, и Россия, и сама Чечня, и Запад - за скорейшее начало переговоров по проблеме будущего статуса Чечни?
Но! Такой проблемы не существует! Нет в природе, природе политической, самого предмета будущих переговоров! Иначе следует признать - уже в который раз! - рождение в массиве чеченской проблематики очередного феномена, очередного абсурдного противопоставления де-факто и де-юре.
И суть этого феномена в том, что предметом переговоров о статусе Чечни де-юре - де-факто... становится сама Конституция Российской Федерации!
Абсурдный термин - "отложенный статус Чечни" - почти три года буквально кричал нам всем о нашем пренебрежении, неуважении и главное - неисполнении собственной Конституции.
С УЧЕТОМ военно-политической ситуации 1996 года обязательное исполнение Конституции России требовало от Москвы только одного: приказа об отводе федеральных войск без каких бы то ни было переговоров на административную границу Чечни. Больше ничего! В самом деле, если в Чечне федеральным войскам противостоят сепаратисты и террористы, а Чечня субъект Федерации, то в случае неудачной военной кампании - разве вынужденный отвод войск должен как-то согласовываться с сепаратистами? Для того, чтобы войска отошли, собрались с силами, перегруппировались и вновь начали операцию против сепаратистов и террористов - для этого переговоры не только не нужны, они категорически запрещены Конституцией России!
Автору этих строк в 1996 году так и не удалось опубликовать ни в одной из центральных российских газет материал об этом необъяснимом юридическом и политическом феномене. Страна, словно под гипнозом, продолжала твердить о неукоснительном исполнении Конституции и одновременно самым невероятным образом нарушала собственную Конституцию!
В самом деле, разве "мероприятия по наведению конституционного порядка на территории субъекта Российской Федерации", "меры федерального центра по ликвидации и разоружению незаконных вооруженных формирований" совместимы с подписанием Договора (!) о... прекращении этих самых мер и полном выводе российских войск? Причем подписание такого договора состоялось... именно с лидерами неликвидированных (!) и неразоруженных (!) незаконных формирований (!). Это ли не гипноз? Кто и когда сказал, что для остановки неуспешных боевых действий против сепаратистов и вынужденного отвода войск недостаточно приказа командующего российской группировкой в Чечне? Почему стали возможны переговоры и договор с сепаратистами? В итоге, вместо честно заявленного, отложенного на время нового ввода войск, возник, "отложенный статус", т. е. де-факто - статус метрополии для Чечни.
Вспомним: почти восемь лет ни российских войск, ни милиции, ни российских законов в Чечне не было. Чечня не платит никаких налогов (вообще ничего!) в российский бюджет. На таком фоне перечисленные в Чечню деньги из российского бюджета на зарплаты, пособия и пенсии, поданные в Чечню бесплатно газ и электричество - разве не выглядят как дань? Чеченцы хотели только независимости. Мы сами буквально навязали им гораздо больше. Мы на долгих три года превратили Чечню в аналог новой Золотой Орды.
И все это - в обмен на обязательство чеченцев пользоваться, только без лишнего шума, своей феноменальной сверхнезависимостью метрополии, не поднимая вопрос о стандартном формате независимости де-юре!
И что самое удивительное - не Россия, а сама Чечня поднимала шум и постоянно требовала привести в соответствие реальный статус Чечни как нероссийской территории и конституционный постулат о территориальной целостности России. Вот необратимый результат переговоров, которые ни под каким видом не должны были начинаться. Необратимый, поскольку был создан прецедент.
Дальше - больше. Складывается впечатление, что чеченские фанатики-радикалы каждый на свой лад нынешнюю ситуацию политического абсурда сознательно переводят в плоскость абсурда морального. Если судить по плохо подготовленному и заранее обреченному на провал рейду Басаева в Дагестан, расчет как раз и сводился именно к тому, чтобы спровоцировать взрыв общественного негодования против чеченцев вообще. Мол, если чеченцы такие плохие, сплошь бандиты и террористы, зачем мы России? Откажитесь от нас!
Игра рискованная, но она вполне в духе традиций чеченского абречества.
Так что же дальше? Ни военные действия, ни переговоры сами по себе - не самоцель. Нужен взаимоприемлемый компромисс как результат рационального и корректного политического торга. Но сегодня компромисс невозможен и торг - неуместен. В Конституции России статус Чечни определен раз и навсегда. Это - неизменный и постоянный (не "отложенный"!) статус субъекта Российской Федерации.
ЛИДЕР "Яблока" Г. Явлинский предлагает весьма привлекательную формулу: ваша (чеченская) самостоятельность - в обмен на нашу (российскую) безопасность. Эта формула имеет только один недостаток. Она - мертвая. Чечня поголовно самовооружилась. Все - без исключения - вооруженные формирования Чечни не входят в состав российской армии и уже в силу одного лишь этого факта являются незаконными. Но они, ко всему прочему, еще и воюют с федеральными войсками. Можно сколь угодно долго, уподобившись Диогену, искать с фонарем более или менее легитимную фигуру с чеченской стороны для предстоящих переговоров - все равно это будет Масхадов. Масхадов - твердый сторонник независимости Чечни от России. Именно за выход Чечни из Федерации он воевал против российской армии в 1994-1996 годах как начальник штаба чеченских боевиков. Именно против возвращения Чечни в состав России он воюет сегодня как президент Чечни. Вопрос к господину Явлинскому: следует ли такие действия, как создание незаконных вооруженных формирований и сепаратизм, считать угрозой национальной безопасности России? Вопрос отнюдь не риторический, как может показаться на первый взгляд. Потому что "формула Явлинского" - это, по сути, псевдоформула поощрения сепаратизма за отказ от терроризма, причем без всякого реального механизма такого поощрения. В самом деле, как можно, например, ограничить самостоятельность субъекта Федерации, если он угрожает безопасности самой Федерации? Сама постановка вопроса вызывает возражения. Как сегодня можно ограничить самостоятельность Чечни, если не вводом федеральных войск? Никак. Каким образом, за какие заслуги и до каких пределов предлагает Г. Явлинский прирастить самостоятельность Чечни? Предположим крайний вариант, который означает: перестаньте взрывать дома, стрелять в войска и захватывать заложников - и мы предоставим вам независимость? Но в России, слава Богу, больше ни один из субъектов Федерации этого не делает. Почему не стоит вопрос об их независимости?
Если же речь идет о чем-то ином, кроме независимости Чечни де-юре, то все это у Чечни уже есть с избытком.
Тем временем Россия продолжает пытаться жить не по Конституции целиком, а разделив ее по частям, на де-юре и де-факто. В результате: де-юре террорист N 1 Басаев - 4 года де-факто национальный герой Чечни.
Сегодня можно только сожалеть о том, что Черномырдин, а не Путин был премьером в 1994-1996 гг. Потому что элементарный и естественный политический ход - требование немедленной выдачи Басаева - обязан был последовать в считанные часы, если не минуты, после освобождения последних заложников в Буденновске.
4 долгих года длился гипнотический сон России, и последствия его уже непоправимы. Басаев сумел принудить Россию к переговорам и в конце концов - к признанию де-факто независимости Чечни. Требовать его выдачи сегодня, спустя 4 года после Буденновска... Да, законно, но уже поздно. Возникает гнетущее ощущение оттого, что жесткое требование выдачи Басаева, заявленное В. Путиным, - это молниеносная и адекватная реакция Москвы на вторжение Басаева в Дагестан. Буденновск, в его собственно политическом аспекте, как бы "спущен на тормозах".
Сегодня вновь в искривленном политическом пространстве чеченского кризиса все чаще слышатся голоса о необходимости переговоров. Об этом говорит российский премьер Путин, об этом говорит чеченский президент Масхадов, об этом же говорят западные лидеры. По-видимому, действие "чеченского гипноза" продолжается. Подобно тому, как не нужны были переговоры 1996 года, точно так же невозможны переговоры, в подлинном их смысле, сегодня, в 1999 году. Невозможны, поскольку единственным предметом таких переговоров может быть только сама Конституция России! А обсуждение вопроса о статусе Чечни на переговорах будет означать неуважение Конституции и прямое покушение на принцип территориальной целостности России. Наперекор всему Федерация как стояла, так и стоит вот уже восемь лет без Чечни. Простоит и еще восемь в восьмой степени. Конституция как не исполнялась в части реальной принадлежности Чечни России, так и не исполняется. И тоже вроде ничего, привыкли. Так, стало быть, Россия вновь готова подвергнуться очередному сеансу политического гипноза? Ведь дать согласие на такие переговоры - значит дать сигнал о готовности внести изменения в Конституцию России.
ОТСЮДА следует только одно: именно до начала переговоров по Чечне нам необходимо сделать окончательный выбор: либо Россия создает для себя Основной Закон жизни нации, который она в состоянии исполнить, и затем свято его исполняет, либо двойной стандарт де-юре и де-факто в конце концов погубит страну. Срочно должны быть найдены морально-политический и юридический противовесы больному для России вопросу: нужна ли России такая "территориальная целостность", при которой в Чечню можно попасть, только будучи призванным в действующую армию? Почему бы не уравновесить эту проблему России симметричной ей проблемой, но уже для самой Чечни: нужно ли Чечне такое отделение от России, которое не может дать ей независимость?
Видимо, настало время всерьез рассмотреть в качестве превентивной антисепаратистской меры вопрос о создании конституционного механизма исключения субъекта Федерации без какого бы то ни было юридического статуса вообще.
Если равно невозможно ни удержать Чечню, ни предоставить ей независимость, единственно реальный вариант - исключить Чечню из состава России, т.е. лишить ее нынешнего статуса субъекта РФ без предоставления какого-либо статуса взамен и без признания Россией ее независимости.
МЕХАНИЗМ реализации такого варианта весьма прост. Вносится законопроект примерно следующего содержания: отказ кого-либо из субъектов России от общей судьбы и исторического единства, антиконституционная политика, основанная на ложном понимании своей роли в составе Российской Федерации и роли Федерации в целом, делают невозможным дальнейшее членство данного субъекта в Российской Федерации. На основании ст. 71 возможно, например, дополнение ст. 65 Конституции РФ новым параграфом 3: "Провозглашение в Конституции РФ принципа государственной целостности России не может служить запретом для процедуры исключения субъекта РФ из ее состава, если это обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и необходимо для мирного разрешения конституционного кризиса".
Снявши голову - по волосам не плачут. Почти десятилетие Россия не исполняла собственную Конституцию, де-факто признав существование в Чечне недоступной остальной Федерации абреческой метрополии.
Таким образом, перед Россией сегодня два варианта: либо приведение Конституции в соответствие со своими реальными возможностями и собственным политическим поведением, т.е. создание механизма исключения субъекта из Федерации, и только затем - переговоры. Либо - ужесточение "до путиновского" курса, отказ от любых переговоров и война до "победного конца". Чересполосица, внутренняя противоречивость политики России в отношении Чечни, фактическое пренебрежение собственной Конституцией более недопустимы. Насколько нечетки и размыты политические ориентиры России в Чечне, видно хотя бы из того, что боевые действия сегодня ведутся под флагом непримиримой борьбы с чеченским терроризмом, а заявленная тема будущих переговоров - вопрос о статусе Чечни, т.е. "легитимизация" чеченского сепаратизма.
Самая большая беда современной России - это не Чечня даже, а унаследованная от советских времен двойная общественно-политическая мораль. В Конституции СССР тоже ведь много чего хорошего было записано. Именно из советского неуважения к писаным законам и произрастает нынешняя пресловутая "де-факто независимость" Чечни. Мало ли что там написано насчет субъекта Федерации! Вы, мол, только дома не взрывайте и людей не воруйте. А так - вы уже независимы, просто об этом вслух говорить не надо...
В связи с этим вопрос: как воспримет Чечня возможный вариант своего исключения, изгнания из Федерации в политический, юридический и экономический вакуум, - приобретает совершенно особый смысл. Если Чечня окажется готова к такому выбору значит отсутствует главное условие контроля над любой территорией.
Это условие: осознание чеченским народом себя частью единого многонационального народа России.
Владимир СУРИН,
главный редактор
"Читательской газеты".
00:04 11.11
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |