Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейДума об угле и металле под стук колес.

Дума об угле и металле под стук колес.

Дума об угле и металле под стук колес.

МОЖНО ЛИ снизить тарифы или их рост неизбежен, как неизбежна смена времен года? Нас постепенно приучают к тому, что следует, дескать, смириться с судьбой. Но для металлургии и угольной промышленности цена вопроса о тарифах слишком высока.

Губернатор Кузбасса Аман Тулеев недавно написал письмо Владимиру Путину, где изложил простые и эффективные идеи по "больному" тарифному вопросу. Практически сразу же он был приглашен на встречу с Президентом для обсуждения конструктивной стороны дела.

Разговор шел о необходимости создания рабочей группы из представителей руководства естественных монополий, единого тарифного органа и Минэкономразвития, которые разработают способы решения всего комплекса проблем, связанного с ценами и тарифами на услуги естественных монополий.

Прежде всего такой комиссии предстоит оценить негативные последствия повышения тарифов и сложившуюся кризисную ситуацию в металлургической и угольных отраслях.

Вот только некоторые цифры:

- в 2001 году по сравнению с 2000 годом тарифы на электроэнергию увеличились на 28,6 процента;

- на железнодорожные перевозки - на 34,4 процента;

- а цены на природный газ для промышленных потребителей - на 59,8 процента.

- В то же время цены на черные металлы выросли всего на 2,9 процента;

- на уголь на 5,6 процента.

- Рентабельность производства на ЗСМК снизилась с 15,1 процента в 2000 году до 5,6 процента в 2001 году;

- на КМК упала с 7,8 процента до нулевой отметки;

- в черной металлургии в целом рентабельность снизилась в 2001 году на 50 процентов.

Положение металлургических и угольных предприятий Кузбасса усугубляется прежде всего тем, что они расположены в географическом центре России. Расстояния до морских портов и границ - что на запад, что на восток, по 4 тысячи километров, на внутреннем рынке до основных потребителей в европейской части России от 2 до 3 тысяч километров.

На сегодняшний день стоимость ж/д тарифа на перевозку тонны проката с НДС от Новокузнецка до Москвы - 1070 рублей, в то время как стоимость провоза той же тонны проката с Магнитогорска до Москвы - 578 рублей, от Череповца - всего 252 рубля.

В настоящее время естественные монополисты (железнодорожники и энергетики) суммарно ежегодно получают от металлургических комбинатов до 45 процентов всех вырученных средств от производства металлопродукции.

С повышением железнодорожных тарифов с 15 февраля 2002 года весь экспорт металла с Западно-Сибирского и Кузнецкого металлургических комбинатов становится убыточным как в восточном, так и в западном направлениях на 16 процентов.

В угольной отрасли та же картина. Рост стоимости перевозки угля опережает рост цен на уголь. Транспортная составляющая в средней цене отечественного потребителя угля в январе составила 25,7 процента (в 1991 - 12 процентов). А при расстояниях свыше 3 тыс. км эта составляющая вообще сопоставима или превышает стоимость рядового угля у производителя.

Например, перевозка тонны кузнецкого энергетического угля со станции Междуреченск до станции Ожерелье Московской ж/д (угледефицитный район) на расстояние 3733 км составляет 371 рубль, а прейскурантная цена угля 350 рублей. Т. е. расходы на перевозку превышают цену на 21 рубль. При доставке углей до морских портов транспортная составляющая достигает 36,5 процента. Такой дорогой уголь даже при наличии его самых замечательных качеств потребителям покупать не выгодно. А при дальнейшем росте тарифов на ж/д грузоперевозки кузбасский уголь может потерять все рынки сбыта за пределами Сибирского региона.

По мнению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, главное направление решения проблемы - усиление государственного контроля за образованием тарифов естественных монополий.

- Во всех развитых странах, - напоминает А. Тулеев, - государство строжайше законодательно ограничивает прибыль структур, функционирующих в этой сфере. И если из-за роста тарифов происходит снижение объемов и темпов производства - монополии жестоко штрафуются.

У нас, напротив, за этим никто не следит - так же, как и за прозрачностью финансовой отчетности монополистов. В стране отсутствует единый подход к решению проблемы контроля за деятельностью естественных монополий, не говоря уже об общей методологической базе при расчете тарифов.

Регулированием тарифов сегодня занимаются ФЭК, РЭКи, МПС, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, но по сути рулят сами естественные монополии. И понятно, что "игра идет в одни ворота" - тарифы устанавливаются исключительно в интересах самих монополий, без учета интересов потребителей и состояния экономики государства в целом. Правительство в большинстве случаев идет на поводу у естественных монополистов. Сегодня уже очевидно, что для того, чтобы сдержать динамику раскручивания инфляции и обеспечить конкурентоспособность отечественного производства, требуется единая скоординированная политика регулирования ценовых показателей на услуги естественных монополий.

Ситуация, складывающаяся сегодня в российской промышленности, в очередной раз наглядно демонстрирует, что единый тарифный орган, защищающий эффективность народного хозяйства страны в целом, а не лоббирующий интересы отдельных монополий, нужно создавать незамедлительно. В этом состояла суть предложения В.В. Путина. От реализации этой идеи во многом зависит безопасность страны.

Как демонстрирует международный опыт, министерская структура для этих целей не пригодна. Это должен быть коллегиальный орган исполнительной власти, например комиссия, не зависимая от Правительства, руководитель которой должен назначаться лично Президентом или утверждаться парламентом России. В ряде стран это вообще выборная должность, за которую голосуют все, так как от результатов работы такого органа зависит жизнь каждого члена общества.

Как реально можно "разрулить" проблему повышения тарифов? По мнению Тулеева, понизить тарифы можно за счет уменьшения их на так называемую "инвестиционную" составляющую, которая в свою очередь должна компенсироваться целевыми кредитами.

В общем, никто не спорит с тем, что естественные монополии нуждаются в больших капитальных вложениях: у энергетиков изношены котлы и другое оборудование - без инвестиций не будет света и тепла; у железнодорожников нехватка и износ подвижного состава - не на чем будет возить грузы и пассажиров. Но рост тарифов заставляет промышленность поднимать цену на свою продукцию. В результате раскручивается очередной виток инфляции.

Выход, по мнению Амана Тулеева, один: "формирование тарифа должно быть прозрачным. Тогда его минимальный рост будет оправданным. Главная задача - не допустить произвольного роста издержек, иначе ущерб может стать общенациональным".

Другое предложение от региона - ввести дифференцированные и специальные ставки на транспортировку кузбасских углей, с учетом географического положения региона.

Несомненно одно: повышение тарифов естественных монополистов - не печальная необходимость, нужны конструктивные предложения на уровне макроэкономики, нужно думать вместе и искать выход.

Ирина Расколова.

  00:04 01.03  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU