Архив новостей → Звездная "Лаванда" композитора Матецкого.
Звездная "Лаванда" композитора Матецкого.
В том, что талантливый человек талантлив во всем, можно в очередной раз убедиться, оценивая судьбу известнейшего композитора Владимира МАТЕЦКОГО не только с чисто творческой точки зрения. И выясняется, что в данном случае композиторству как таковому может быть отнюдь не чужд и столь же высокий профессионализм в абсолютно иной сфере деятельности, связанной с юридическими аспектами авторского права. Главное при этом - дар аналитика, способность видеть все происходящее всегда как бы чуть-чуть "со стороны"...
-Владимир, вы - популярный композитор, представитель шоу- бизнеса. Как, исходя из этого, вы относитесь к нашей пресловутой музыкальной критике? Наверняка терпеть ее не можете?
- Да нет, совсем даже наоборот, я ее очень люблю! Дело в том, что я благодаря судьбе неплохо знаю английский язык и могу поэтому читать практически всю зарубежную периодику по части современной музыки. То есть имею полную возможность для сравнения. Так вот, во всем мире существует всего два вида журналистики, в том числе и музыкальной - "желтая" и "белая". "Желтая" специализируется на смаковании историй в основном скандального характера, связанных с жизнью звезд шоу-бизнеса. При этом, я считаю, она вполне имеет право на жизнь, так как шоу-бизнес уже сам по себе подразумевает атмосферу мифа, легенды, а то и обычной сплетни. Все это, как известно, служит неотразимой "приманкой" для широкой публики, подогревает ее интерес, то есть в конечном счете работает на популярность тех же звезд. Как же им не любить ее за это? А "белая" музыкальная журналистика - это уже область самой профессии, сфера строгих цифр, статистики и грамотно написанных рецензий. Словом, каждому свое. Что же касается конкретно России, то можно лишь посетовать на то, что у нас произошел очень резкий перекос именно в сторону "желтой", то есть - непрофессиональной музыкальной критики.
- Мне показалось, что на недавней передаче "Акулы пера" с вашим участием вы вели себя довольно иронично по отношению к вашим визави...
- Ну, по этому поводу могу сказать лишь, что человек, приходящий к "акулам", должен заранее принимать правила игры, иначе незачем туда идти... Все дело в том, что я действительно являюсь в мире шоу-бизнеса несколько странным "объектом". С одной стороны, я сам - "часть" шоу-бизнеса, эстрадный автор. Сочинение же эстрадных песен как бы априори предполагает в человеке некоторую "несерьезность". А будь я, скажем, композитором-симфонистом, атмосфера вокруг моей персоны была бы наверняка совсем иной. С другой стороны, будучи столь "несерьезным" автором, я являюсь при всем при том еще и вице-президентом РАО - Российского авторского общества, то есть человеком, избранным на эту весьма серьезную должность другими авторами. Многие обращаются ко мне с массой вопросов по проблемам авторского права. Так получилось, что я в этой сфере деятельности просто чуть больше знаю, чем многие мои коллеги, и потому стараюсь им помочь по мере сил.
- То есть вы в данном качестве выступаете еще и как служащий, чиновник довольно высокого ранга?
- Выходит, что так! Но зарплату я на этой должности не получаю. Можно назвать это общественной нагрузкой - в кавычках или без.
- И в чем же заключается работа РАО?
- Это - организация, защищающая имущественные права тех авторов, которые в ней состоят. К ним относятся композиторы, поэты, писатели, драматурги, художники... словом, все люди творческих профессий, чьи произведения исполняются публично или тиражируются каким-либо механическим способом. Кстати, я только что приехал из США, где встречался с президентом американского авторского общества "Би Эм Ай" госпожой Френсис Престон. И выяснилось, что, несмотря на многие различия, нас объединяют одни и те же проблемы. Главная из них - охрана авторских прав.
- Понятно. Допустим, я сочинил популярную песню, а деньги за нее получает кто-то другой... Что тогда?
- Тогда обращайтесь к нам в РАО, для этого оно и создано! На нем же лежат и обязанности по сбору и распределению авторских гонораров. Так что забот у нас, сами понимаете, хватает. Ведь мы - не государственная организация, а общественная. Единственное "оружие", которым мы располагаем, - это "Закон об авторском праве". С американскими же коллегами объединяет нас в первую очередь то, что и у нас, и в Штатах люди очень неохотно выплачивают авторам их гонорары!
- Словом, почти те же коллизии, что и со сборами налогов!.. Но знаете, что интересно: все это время, пока вице-президент РАО Владимир Матецкий ведет речь о столь прозаических, хотя и весьма важных материях, мне невольно вспоминается знаменитая "Лаванда" композитора Матецкого - песня, ставшая подлинным лирическим символом 80 х... Как, кстати, она появилась на свет?
- Да, эта моя песня уже отпраздновала свой 10 летний юбилей. Могу только сказать, что судьбы всех достаточно заметных песен необычны. Сейчас для многих эта песня неотделима от ее первых исполнителей. Но дело в том, что сам я в тот момент даже не был знаком с ними! Более того - и они сами друг с другом не были практически знакомы! Просто позвонила мне как-то замечательный музыкальный редактор ТВ Алла Дмитриева и сделала неожиданный заказ - сочинить песню-дуэт для Софии Ротару и Яака Йоалы. Почему именно дуэт? Почему именно для этих звезд? Как оказалось позже, осенила ее однажды такая вот идея - и все! Без комментариев! Ну, начал я работать. Придумал мелодию. И вместе с ней откуда-то появилось главное слово будущей песни - "лаванда". Почему "лаванда"? А Бог его опять же знает! Казалось, идет от этого слова какой-то особый, милый сердцу "аромат". Звоню известному поэту-песеннику Игорю Шаферану, ныне, к сожалению, покойному. Говорю: "Есть идея песни про лаванду. Вот, послушайте". И напел ее ему прямо по телефону. А он отвечает: "Ты знаешь, старик, не устраивает меня что-то в этой твоей идее с лавандой! Есть в ней, на мой взгляд, нечто этакое "парфюмерное"... Ну что ж, на нет и суда нет! Обратился я тогда к своему давнишнему соавтору по сочинению песен поэту Михаилу Шаброву, которому, в отличие от Игоря, моя мысль понравилась. Вскоре он мне звонит: "Володя, я тут написал слова, но так и не смог точно угадать ритм твоей мелодии. Может быть, ты поправишь свою мелодию по отношению к моим стихам?" Я согласился. И теперь трудно представить себе "Лаванду" в ее первоначальном виде. Так вот и родилась эта песня: "В нашей жизни все бывает, и под солнцем лед не тает..." На записи ее я познакомился с Софией Ротару. Было это в музыкальной редакции Останкино. И, как мне кажется, мы понравились друг другу...
- После чего Владимира Матецкого стали называть "личным" композитором Ротару...
- Да, как позднее - композитором Роксаны Бабаян, а теперь еще - и Влада Сташевского... Выходит, что и вправду - "в нашей жизни все бывает"! Соня - совершенно замечательный, творческий человек, и наша с ней дружба продолжается уже довольно долго, больше 10 лет. Такие союзы очень редки в условиях шоу-бизнеса. Скажем, сейчас активно работаем с ней над новой пластинкой. Недавно состоялась премьера нашей новой песни, съемки которой происходили в Нью- Йорке на "Песне года"... Ну так вот, после новогоднего телевизионного "Огонька", где впервые прозвучала "Лаванда", Слава Добрынин, бывший тогда еще "не поющим" композитором, сказал мне: "Слышал твою песню, вещь вроде неплохая. Но она у тебя - не пойдет!"
- Словом, почти все сомневались в успеха. А вы сами?
- Честно говоря, мне и самому не очень верилось, что эта песня станет широко исполняться. Но - спустя две недели ее запели буквально везде - на концертах, во всех ресторанах... И живет она до сих пор, хотя, как известно, у эстрадных шлягеров жизнь недолгая. Причем что интересно, эта песня очень полюбилась в странах Скандинавии. Почему - не знаю!
- То есть вы и сами тогда не ведали, что за вещь сотворили?
- Более того! В те времена ведь еще очень много значило "членство" в Союзе композиторов. "Не членскую" музыку просто запрещали публично исполнять, как это было, скажем, с превосходными популярными песнями Юрия Антонова. Был такой "грех" и за мной. Вот почему из двух песен, написанных мной к этому "Огоньку" - вторая называлась "Автомобили" и звучала в исполнении ВИА "Веселые ребята", - мне разрешили оставить в программе лишь одну. Какую - на мое собственное усмотрение.
- И вы, конечно, предпочли "Лаванду"?
- Каюсь, нет. Я был уверен полностью, что шуточная, игровая песенка про автомобили, которые "все вокруг заполонили", понравится публике гораздо больше! Но так как я не был членом композиторского Союза, мое мнение ничего не значило. И в эфир пошла "Лаванда".
- Просто мистика какая-то: уже и сам автор был против! Но хоть кто-нибудь да поверил же в нее?
- Вы знаете, во время ее записи в студию зашел мой друг, замечательный композитор Игорь Николаев. Послушал и сказал: "У этой песни, поверь мне, большое будущее".
- Вот видите! Кстати, "Лаванда" отличалась и весьма своеобразной аранжировкой - стоит только вспомнить этот "ностальгирующий" саксофон.
- Ввести в аранжировку саксофон придумал я, а сделал ее Руслан Горобец - руководитель музыкального ансамбля Аллы Пугачевой. Отсюда, кстати, возникла некоторая интрига - ведь в тогдашней эстраде существовали две, так сказать, самостоятельные "ветви" - Пугачевой и Ротару.
- То есть возможен был момент некоторой творческой "ревности"?
- Вполне, вполне!
- Помню, когда Лариса Долина еще только готовила к выпуску свой знаменитый альбом "Погода в доме" на музыку Руслана Горобца и стихи Михаила Танича, я в шутку спрашивал ее: "Не будет ли слегка "ревновать" к вам Алла Борисовна "своего" Руслана?"
- Теперь уже, думаю, нет. Искусство есть искусство, жизнь есть жизнь...
- А в вашей жизни сразу стало ясно, кем вам быть?
- С самого раннего детства я учился играть на фортепьяно, а моим педагогом была Софья Моисеевна Карпиловская, бывшая, в свою очередь, ученицей самой Елены Фабиановны Гнесиной... Потом, в 60-х, началась "волна битломании". И очень многие наши музыканты обязаны теперь своей судьбой этой "волне"! Я жил тогда на Гоголевском бульваре, а по соседству жил Андрюша Макаревич. Конечно, мы дружили и, конечно, часто музицировали вместе на гитарах...
- Что ж, результаты этого сегодня налицо!
- А уже с 70-го года я играл в ансамбле под названием "Удачное приобретение". В то же самое время оказался в Институте стали и сплавов.
- Как Макаревич - в архитектурном.
- Надо сказать, мы этой своей музыкой и деньги зарабатывали неплохие по тем меркам. И передо мной открылась реальная перспектива - играть в профессиональном ВИА. Но я выбрал свой, иной путь в музыке.
- Который для вас как раз и оказался звездным! Следовательно... .
- ...Просто нужно быть в нужное время в нужном месте, как говорят на Западе. Что, собственно, и произошло в истории с "Лавандой".
Владислав ЧЕБОТАРЕВ.
Фото Александра Красника.
00:04 12.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |