Архив новостей → ОТ МОСКВЫ ДО ВАШИНГТОНА.
ОТ МОСКВЫ ДО ВАШИНГТОНА.
Если учитывать внутриполитическую обстановку и экономическое положение Югославии, станет понятной важность вопроса ее взаимоотношений с внешним миром и особенно с Западом. Если в годы правления Слободана Милошевича Белград практически находился в изоляции в связи с действием особых санкций ООН, то сейчас это уже в прошлом. Однако последствия десятилетнего правления диктатора оказались удручающими: политическая жизнь нестабильна, экономика в упадке. Вскоре после ухода Милошевича с политической сцены новое руководство получило заверения Запада, что стране будет оказана экономическая помощь. Ее размеры как по официальным, так и неофициальным заявлениям должны были составить от 1,5 до 3 млрд. долларов. Шло время, но даже выдача Милошевича Гаагскому трибуналу (что было условием предоставления такой помощи) не способствовала активизации процесса. Воислав Коштуница принял во внимание настроения в обществе, которое не могло забыть бомбардировок столицы Югославии натовской авиацией. Он решил диверсифицировать внешнеполитические ориентиры страны. С одной стороны, он начал активно налаживать отношения с Западом, а с другой - не стал забывать о России. И дело здесь не только в стремлении отказаться от односторонней зависимости. Россия снабжает Югославию газом, активно выступает за сохранение территориальной целостности Югославии и Сербии. Кремль заинтересован в Югославии как в партнере на Балканах. Для Белграда это очень важно во взаимоотношениях с Западом:
таким образом можно минимизировать его возможное давление по черногорскому и косовскому вопросам.
Этот принцип балансировки оказался, как это ни парадоксально, не совсем пригодным в новых условиях.
Уже сейчас достаточно отчетливо проявилось желание европейцев и американцев не допустить развала Югославии. И Вашингтон, и столицы союзных США государств дали понять албанцам-косоварам и черногорскому президенту, что они категорически против "измельчения" Союзной Югославии. И дело здесь не в альтруизме, а в прагматизме:
превращение Черногории в самостоятельное государство не решит проблем ее экономического развития и не сможет создать политическую стабильность на Балканах. Более того, возникновение на полуострове маленьких и слабых государств даст шанс националистическим силам потребовать в очередной раз своей части "балканского пирога". В условиях, когда национальные меньшинства захотят обособить свою государственность, будет трудно сдержать воинственные настроения "горячих голов". Это продемонстрировали Босния и Герцеговина, где воинские контингенты миротворцев до сих пор сдерживают радикалов. Уйдут они - уйдет и мир из боснийско-герцеговинской конфедерации.
Аналогичная ситуация складывается и в Косове. Едва ли кто-нибудь из серьезных политиков на Западе сомневается, что создание независимого косовского государства с сербским меньшинством решит проблему совместного проживания двух народов. Более того, это может дать импульс развитию ситуации по похожему сценарию в другой бывшей югославской республике, ныне независимой Македонии. Задача западных политиков сейчас заключается в том, чтобы добиться в Югославии успокоения. На последнем заседании Парижского клуба они попытались решить и экономическую проблему: списать ее долги.
Тогда произошло самое интересное: Россия выступила против. Столь непоследовательный на первый взгляд шаг объясняется несколькими обстоятельствами: во-первых, нежеланием Кремля "отпускать" Белград в объятия Запада (хотя таких объятий и не существует), во- вторых, существованием экономических проблем между двумя странами еще с советских времен (СССР был должен Югославии), в-третьих, желанием Москвы использовать экономический рычаг для закладки стартовых площадок в югославской экономике, так как существует заинтересованность в активном российском участии при приватизации и акционировании нефтегазовых предприятий Югославии. Это позволит российским компаниям создать замкнутую цепочку: добыча - перекачка - переработка и даст возможность проникнуть на Балканы уже в полном объеме.
На данный момент югославская сторона в раздумьях. Большинство промышленных предприятий не работает. Единственное, что остается эффективным, - это сельское хозяйство, традиционный сектор хозяйственной жизни страны. Из 10 миллионов населения около 2 млн. трудоспособных граждан остаются без работы. Инвестиции из-за рубежа не хлынули потоком, как на это надеялись. Российский рынок, куда многие югославские бизнесмены надеялись обратить свой взор, оказался поделенным и занятым другими странами. Экспортные возможности Югославии ограничены продуктами сельского хозяйства.
К тому же дают знать о себе последствия войн на постюгославском пространстве: беженцы, раненые, убитые, масса гуманитарных и социальных проблем. Поэтому надежды на российское участие в югославских делах как в общественном мнении, так и в политических кругах продолжает сохраняться.
00:04 05.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |