Архив новостей → Генерал Шпигун не руководил работой...
Генерал Шпигун не руководил работой фильтрационных лагерей.
К ИСХОДУ 9 марта чеченская сторона, похоже, окончательно определилась с мотивами похищения генерала Геннадия Шпигуна. Это - прямое следствие его работы в фильтрационных лагерях, где во время войны 1994-1996 гг. пропало без вести 1417 человек. На этом настаивают все официальные чеченские лица, первым же в их ряду был Шамиль Басаев - версия которого стала обрастать прихотливыми интерпретациями. Пресс-секретарь президента ЧРИ Майербек Вачагаев заявляет, что "похищение совершили российские спецслужбы, таким образом использовав ненависть чеченского народа к этой одиозной фигуре". А официальный представитель министерства шариатской безопасности ЧРИ при МВД РФ Саид Бациев говорит, что "чеченским правоохранительным органам уже известно, где прячут заложника...".
Что же на самом деле? Руководил ли Шпигун работой временных фильтрационных пунктов (ФП), незаконно созданных на основании указания МВД РФ 247 от 12 декабря 1994 г.?
Как сообщил "ОГ" Евгений Рябцев, руководитель пресс-центра МВД РФ, управление кадров министерства не располагает (?!) сегодня информацией, какой конкретно работой в Чечне занимался Геннадий Шпигун. Известно лишь, что в те годы он занимал скромный пост заместителя министра внутренних дел Дагестана по кадрам, имел полковничьи погоны, общался по долгу службы с солдатскими матерями, категорически отрицая саму возможность торга пленными, аеще участвовал в нескольких громких боевых операциях.
Остается добавить, что к созданию и деятельности ФП самое прямое отношение имели два совсем других ответственных лица - это Сергей Степашин (тогда руководил ФСК-ФСБ) и Виктор Ерин (глава МВД РФ). И в Чечне это известно каждому.
Александр ЧЕРКАСОВ, член правозащитного центра "Мемориал" и сотрудник Наблюдательной миссии правозащитных общественных организаций в зоне вооруженного конфликта в Чечне (1995-1997 гг.) - один из немногих, кто целенаправленно занимался расследованием деятельности именно ФП, обладает самой мощной на этот счет базой данных и вместе с Олегом Орловым издал книгу. По его мнению, "Шпигун был десятым, если так можно выразиться, в ряду офицеров, причастных к тому, что происходило в ФП. Если принять версию Басаева, шариатский суд должен был сначала осудить остальных, а потом добраться до Шпигуна". Черкасов считает, идея с ФП вброшена Басаевым целенаправленно - чтобы увести расследование с реального пути, а также для самого чеченского общества, чтобы люди не возмущались новым наглым терактом. Черкасов обращает внимание и на то, что для ЧРИ это уже отработанная схема. Сначала кто-то из официальных деятелей объявляет о "вражеских" намерениях похищенного, одновременно заявляя, что так решил шариатский суд. Позже выясняется, что шариатский суд был нелегитимен.
"Кто видел приговор Высшего шариатского суда по Шпигуну? - спрашивает сегодня Черкасов, которого трудно заподозрить в большой любви к федералам. - Никто, потому что он вряд ли существует". Черкасов вспоминает расстрелы заложников в мае-июне 1995 г., тогда тоже ссылались на приговоры шариатского суда, а это были решения военно-полевых судов, где председательствовали полевые командиры. После войны шариатские суды так и остались в ведении бывших теперь полевых командиров.
ЕЩЕ более резкую позицию по отношению к тому, какими заявлениями обменялись сейчас Басаев и министр ВД Степашин, занимает майор Вячеслав ИЗМАЙЛОВ, обозреватель "Новой газеты". Для информации - все освобождения заложников осени 1998 года происходили по каналам, отданным МВД именно Измайловым, поэтому его знания в этой области представляются единственно достоверными и, что важно, не ангажированными.
Точка зрения Измайлова состоит в следующем: тот человек, который во время войны по сути своей работы имел отношение к деятельности Главного управления оперативных штабов (по информации майора, Шпигун имел к этому отношение), вообще не должен работать потом в Грозном - никогда! Его захват - это серьезный служебный прокол МВД. (Кстати, в 1997 году на Шпигуна в Грозном было совершено покушение - в приоткрытое окно автомобиля, где он находился, неизвестный швырнул гранату и скрылся. Тогда чудом Шпигун остался жив - граната не взорвалась, но офицер не был даже переведен в другое место и продолжил налаживать "работу правоохранительных органов Чеченской Республики - так это называлось".
Майору Измайлову также кажется смешной и версия Степашина о том, что Басаев причастен к похищению генерала. Вот рассказ Измайлова: "Именно Степашину прекрасно известны совсем другие фамилии - куда более страшных и серьезных людей, промышляющих разбоем в Чечне. Прежде всего это Арби Бараев (на совести его людей - отрезанные головы трех англичан и новозеландца), Али Итаев, Хусейн Эсебаев, Салауди Абдуразаков. А что такое сегодня "аэропорт Шейха Мансура"? Все его службы - под контролем пограничных и таможенных служб ЧРИ. Глава их - Магомед Хатуев, один из участников "рейда" в Буденновск, бывший подчиненный Басаева. Обращаю внимание, многих именно так и брали в заложники раньше. Сначала их задерживали по поводу тех или иных формальностей представители пограничной либо таможенной службы, а вскоре сообщалось, что они похищены, места их содержания неизвестны, "идет оперативная разработка".
Измайлов называет несколько известных ему фактов, когда к торговле заложниками были причастны официальные чеченские лица, а российские правоохранительные структуры никак на это не реагировали: "Первый из них - Нурди Бажиев, бывший заместитель министра шариатской безопасности. За двух журналистов в 1997 году он получил 400 тысяч долларов. На второй день после освобождения журналистов Нурди погиб при случайных обстоятельствах. Его пост по наследству перешел к Насрудди Бажиеву, родному младшему брату, который сегодня известен в Чечне тем, что берет не сотни тысяч долларов за посредничество при освобождении, как брат, а десятки тысяч. Поэтому его считают добрым и мягким человеком - он всего лишь обеспечивает свою семью, не наживается. Другой человек, замеченный в платном посредничестве, - Асланбек Арсаев, нынешний министр шариатской безопасности. Когда велись переговоры об освобождении Виталия Козменко, родственник Арсаева, живущий в Москве, - известный футбольный судья Лом-Али Ибрагимов попросил у меня и жены заложника 50 тысяч долларов, сказав, что тогда тот будет освобожден. В этом же ряду родной брат Асланбека - Адам Арсаев, ныне занимающий должность руководителя группы розыска пропавших без вести и насильственно удерживаемых граждан при президенте ЧРИ".
Измайлов уверен, структуры нашего МВД, занятые освобождением заложников, пока работают очень непрофессионально, часто идут на поводу у чеченской стороны, тем самым создают условия для дальнейших похищений и череды дерзких преступлений. В последние месяцы, как известно, Шпигун активно занимался именно освобождением заложников. Во многом в результате именно таких ошибок сегодня он сам - заложник.
АННА ПОЛИТКОВСКАЯ, АЛЕКСАНДРА САМАРИНА.
00:04 11.03
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |