Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПриключения иностранного капитала в России.

Приключения иностранного капитала в России.

Еще каких-то десяток лет назад многие иностранные фирмы и банки стремились к сотрудничеству с Россией. Тогда казалось, что дело это перспективное и престижное, опять же манил необъятный российский рынок, неискушенный российский потребитель. Теперь иллюзии зарубежных финансистов несколько развеялись...

КОНФЛИКТ, разворачивающийся сегодня вокруг Орско-Халиловского металлургического комбината, - вопиющий пример того, как упрямство директора, наемного, в сущности, менеджера, способно враз разрушить всю стройную цепочку западных инвестиций, которая долгие годы выстраивалась кропотливым трудом и безупречной репутацией.

Напомним, что немецкая компания Nosta Metallhandels GmbH владеет 63 процентами акций комбината. Четвертая эмиссия, которую приобрела фирма, в дальнейшем предназначалась для передачи стратегическим партнерам комбината - администрации Оренбургской области и "Газпрому" с целью оздоровления финансового состояния комбината.

Однако неожиданно генеральный директор предприятия Гуркалов развернулся на 180 градусов и пошел в бой на собственного акционера. Причина до банальности проста: давая "добро" на приобретение акций фирмой Nosta Metallhandels GmbH, директор, по некоторым сведениям, вынашивал вполне прозаические планы их дальнейшей перепродажи вовсе не стратегическим партнерам, а, по некоторой информации, в оффшор, чтобы обеспечить личный контроль над комбинатом. Когда Юрий Гринин, управляющий немецкой компанией, по понятным соображениям отказался от сделки, развернулась война. Nosta Metallhandels GmbH провела внеочередное общее собрание акционеров, на котором сняла генерального директора. Гуркалов не моргнув глазом заявил, что не подчинится решению собрания и попытается оспорить законность владения акциями комбината компанией Nosta Metallhandels GmbH. Бывший гендиректор действительно повел войну в судах, пытаясь не мытьем, так катаньем отменить саму эмиссию и пункт устава предприятия, который давал право эту эмиссию провести.

Но какими бы ни были причины конфликта, факт остается фактом: зачастую в нашей стране наемные менеджеры способны не только работать на акционеров, но и могут грубо попирать их права, не подчиняясь решению собрания акционеров и тем самым обрекая их на долгие тяжбы в судах.

Характерно, что многие авторы, обточившие свое перо на конфликте вокруг ОХМК, пытались свести его чуть ли не к личному противостоянию генерального директора Павла Гуркалова и управляющего немецкой компанией Nosta Metallhandels GmbH Юрия Гринина. Выискивались какие-то подробности их взаимоотношений, строились версии, догадки, а сама компания упрощенно представлялась этаким посредником, который "гонит" продукцию ОХМК на экспорт, прикарманивая свою "дельту". Но Nosta Metallhandels GmbH нельзя отождествлять с одним человеком, хотя и учреждалась компания нашими, российскими людьми, да и управляет ею вполне наш человек - Юрий Гринин.

При всем при этом Nosta - самая настоящая немецкая фирма. И вовсе не по формальной принадлежности немецкой земле - так получилось, что за несколько лет своей работы она стала форпостом для привлечения инвестиций крупнейших немецких банков в российское производство. Что такое успешно работающий бизнес? По этому поводу рассуждать можно долго. Но если попытаться дать самый краткий ответ, то он будет следующим: бизнес - это люди. Nosta - это команда профессиональных менеджеров, экономистов, юристов и финансистов, работающих не только в московском представительстве, но и в офисе в Кельне; это те люди, которые выстраивали цепочку инвестиций. И директорские конения на Nosta неминуемо привели к разрушению этой цепочки.

ДЕЛО в том, что крупнейшие немецкие банки кредитовали Nosta под поставки продукции ОХМК. Излишне говорить, что значили для комбината, погрязшего в бесконечных зачетных схемах, "живые" деньги, да еще стопроцентная предоплата. При этом гарантом возврата кредитов выступала наряду с продукцией ОХМК и репутация немецкой компании, которая изо всех сил пыталась противостоять вопиющей технологической и финансовой недисциплинированности комбината.

Представьте себе: все кредиты, выданные России - стране, находящейся на грани дефолта, даются любым западным банком под личную ответственность сотрудников кредитного учреждения, скажем, какого-нибудь мистера Смита и герра Шмитта. В случае невозврата кредита этот человек лишается всего: работы или надежды на успешное продолжение карьеры. Вот и поставьте себя на место мистера Смита: стали бы вы давать кредит ОХМК - предприятию, долги которого перед собственными поставщиками и родными бюджетными структурами исчисляются миллионами долларов? Особенно если немногим ранее какой-то из недобросовестных российских заемщиков, как это часто бывает, уничтожил надежды на успешное продолжение карьеры герра Шмитта.

А положение дел на ОХМК не оставляло надежд на возвращение кредитов. Начать с того, что вся продукция комбината отгружается, как утверждают, "на глазок" - по так называемому теоретическому весу, а все попытки установить весы до сих пор заканчивались неудачей. Поэтому завод получает вполне полновесную предоплату за не очень-то полновесный металл, в каждой тонне которого на самом деле на 2-5 процентов металла меньше, чем оплачено. Поскольку Nosta обеспечивала предоплату, а недостача обнаруживалась уже после отгрузки, то возвращать свои кровные можно было методом рекламаций: переписка по этому поводу могла длиться месяцами. До окончания этой переписки денежки, которые комбинат должен был вернуть Nosta за недостачу металла, не оформлялись как долг комбината немецкой компании. Тем самым формировался еще один "западный кредит" - уже неучтенный, который Гуркалов категорически отказывается не только выплачивать, но даже и признавать.

В то же время программа оздоровления предприятия, разработанная специалистами немецкой фирмы, пылится в самом дальнем ящике стола Павла Ивановича Гуркалова. Представителей компании не пускают на порог комбината: знай, мол, инвестор, свое место и к российской собственности не приближайся.

А вывод из этой истории? "Поматросил и бросил" - вот сценарий, по которому очень часто разворачиваются отношения между иностранными инвесторами и российскими производственниками. Причем такие битвы разыгрываются на фоне соответствующих заверений Правительства в адрес инвесторов. Потом заверения эти разбиваются об очередных гуркаловых. Что настораживает - во многих регионах изгнание "непослушных" иностранных инвесторов явно или неявно возглавляют местные власти. Вот и Пал Иваныч тоже засобирался в губернаторы. И то: выборы в Оренбургской области - не за горами.

Игорь МИШИН.

  00:04 15.10  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU