Архив новостей → Подстелите соломку Маркизу де Саду.
Подстелите соломку Маркизу де Саду.
Америка в восторге от "Таганки".
Любимов опять это сделал - потряс, очаровал, заворожил, раздражил публику, пришедшую на таганковский спектакль "Марат и Маркиз де Сад" по пьесе Питера Вайса. Привезенный на ежегодный (с 1996 года) Фестиваль идей и искусства, проходящий в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, пять дней подряд спектакль собирал переполненный зал Университетского театра.
Русская публика и русский язык на целую неделю наводнили город.
Многие смотрели спектакль по нескольку раз. Сидящий рядом со мной немолодой человек, приехавший не откуда-нибудь, а из другой страны - Канады, объяснил: "Я не часто езжу в Россию, когда еще удастся посмотреть Любимова. Я видел все его спектакли в семидесятых. И он все такой же, даже лучше стал".
Седой патриарх Любимов, поставивший сотни спектаклей по всему миру, и правда потрясает молодым нерастраченным задором двадцатилетнего. Молодой человек из Нью-Йорка признался: "Я и не думал, что мои ожидания оправдаются. "Таганка" оказалась всем тем, что мне обещали: живой, умной, веселой, профессиональной, а главное - русской".
Эта "русская" черта любимовского театра - его самая выдающаяся особенность. Что бы ни ставил Любимов - все оказывается о нас, о России, о нашей сегодняшней жизни.
Сам Любимов объяснил это так: "...В хорошей пьесе всегда проводится параллель с сегодняшней жизнью, которая точно совпадает с нашим веком. В "Марате" полно иронии: сумасшедшие 20-го века, написанные Питером Вайсом, играют пьесу, написанную де Садом в 19-м столетии о сумасшедших, устроивших террор в 18-м. А сумасшедшие сегодняшнего дня из зрительного зала узнают себя и свою родину в этих накладывающихся друг на друга человеческих трагифарсах".
Именно в посткоммунистические 90-е годы вопрос о народной революции и индивидуалистической антиреволюции стал в России как никогда актуальным.
Жан-Поль Марат, лидер Французской революции, идеалист и сторонник "террора ради общего блага" (роль сумасшедшего, исполняющего Марата, исполняет Александр Цуркан) - вариант нашего Ленина. У Марата Цуркана даже рука загипсована в традиционном ленинском призыве вперед. Он пропагандирует ломку, жестокость, равенство, так как "Высшим законом жизни является смерть" - классовая борьба до последнего вздоха. Маркиз де Сад, знаменитый писатель и сексуальный дебошир (напомню, что слово "садист" произошло от его имени), современник Марата, освобожденный из тюрьмы после революции и даже ставший членом новой Национальной Ассамблеи, напротив, ничуть не интересуется массами, восстаниями и тому подобным национально-спасительным вздором. Человеческая жестокость для него единична и необходима не как решение вопроса общего неравенства, но лишь как вариация природной жестокости на индивидуальном человеческом уровне. "Природа сильнее разума... Природа сильнее человека. В условиях террора мы не можем насладиться единичной и штучной смертью. Там, где утрачен вкус к смерти, прекращается жизнь", - говорит де Сад, т.е. сумасшедший актер, которого с философским остранением играет Валерий Золотухин.
Спор между Маратом и де Садом - вечный спор всех индивидуалистов со сторонниками общего блага. В таганковском спектакле террор и революция (Марат, Ленин..., этот список можно продолжать до бесконечности) - не добродетель. Но и воинствующий индивидуализм де Сада оказывается не менее жестоким. Все те, кто отваживаются ломать систему во благо или за счет других, заслуживают "желтого дома". Задумчивый де Сад - Золотухин, который и писал-то свою пьесу в надежде "усмотреть" какой-то другой, "третий путь" усовершенствования общества - не строго общественный и не сугубо индивидуалистический - в конце делает вывод: "Я стою за ломку, но надо сперва подстелить соломку".
Не только благодаря режиссуре, но и музыкальной отделке, включающей поп, рэп, джаз и вокал, и пластической постановке с танцами, чечеточными номерами и акробатическими этюдами, спектакль являет собой идеальный образец искусства постмодернизма - искусства вседозволенной эклектики и художественно-упорядоченного сумасшествия.
Но главное - спектакль "звучит" благодаря актерам, которые играют, как и полагается играть настоящим актерам, - всегда премьеру. Повезло Америке с приездом Любимова. Но вам, читатель, повезло еще больше: далеко ездить не надо - и Сад, и Марат, и, главное, Любимов - все там же, на Таганке, вот уже 35 лет. Нью-Хэйвен.
НИНА ХРУЩЕВА.
00:04 12.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






