Архив новостей → ОТКРЫВАЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!
ОТКРЫВАЙ, НО ПРОВЕРЯЙ!
Куда ведет путеводитель по "Особому архиву".
За последние годы мы стали свидетелями сенсаций и скандалов, связанных с открытием архивных фондов. Иногда "архивные бомбы" на поверку оказывались псевдосенсациями. Чего греха таить, виноват тут и наш брат-журналист.
Открытие архивных фондов и работа с ними требует не только профессионализма, но и большой ответственности, ведь речь идет о памяти и судьбах людей. Сегодня об этом наш разговор с членом-корреспондентом РАН Владимиром Козловым њ руководителем Федеральной архивной службы.
России, недавно отметившей свое 80-летие.
На продажу њ только копии.
њ Владимир Петрович, хочу начать вот с чего. Недавно ряд наших и немецких газет сообщил, что некоторые фирмы получили эксклюзивные права на копирование и даже возможное приобретение оригиналов документов, хранящихся в так называемом Особом архиве, основанном на материалах, вывезенных в военные и послевоенные годы с территории Европы. Речь идет в том числе и о личных документах Бормана, Гиммлера, Гесса и других вождей третьего рейха. Насколько обоснованы эти сообщения?
њ Вначале замечу: меня всегда удивляет, что пресса начинает интересоваться архивами только тогда, когда запускаются сенсационные слухи. И почти никого не интересует, например, тот факт, что 8 декабря в Челябинске открылось новое здание областного архива на полтора миллиона дел или что из архивов из-за недостойного финансирования вновь может уйти охрана.
Теперь отвечу по существу. Уже около трех месяцев в некоторых СМИ и в Интернете есть сообщения о том, что вы сказали. Еще раз говорю: они не соответствуют действительности. Никаких коммерческих проектов не планировалось и не планируется. Единственное, что в планах њ проект создания информационных продуктов по договору с российским фондом "Классика", базирующимся в Институте мировой литературы. Прежде всего это "Путеводитель по "Особому архиву" с перечнем фондов и их историей.
Кстати, на днях одна солидная газета запустила еще одну "утку": дескать, мы продали или собираемся продать Португалии ее архивы, якобы находящиеся у нас. Оказывается, кто-то заявил об этом в самой Португалии на какой-то пресс-конференции, и вот такая информация без проверки идет на страницы...
њ Если я вас правильно понял, "Особый архив" по-прежнему будет государственным и общедоступным...
њ По-иному и быть не может, ведь он, а точнее, Центр хранения историко-документальных коллекций, расположенный на Выборгской улице в Москве, входит в систему государственных архивов. И любой исследователь, любой гражданин имеет право ознакомиться с хранящимися там материалами, в том числе и третьего рейха. Но есть и определенные, вполне законные ограничения. Например, многие материалы Главного управления по делам военнопленных и интернированных касаются личных дел граждан и не могут предоставляться для всеобщего обзора. По тем же причинам ограничен и доступ к некоторым фондам. Скажем, в фондах французской контрразведки 20њ30-х годов есть наблюдения за личной жизнью наших видных политиков и мастеров культуры, к примеру Маяковского.
њ Владимир Петрович, заговорив сразу об "Особом архиве", мы невольно вышли на больную проблему реституции, судьбы перемещенных ценностей. Хотя она и утихла в последние месяцы, в Германии, да и не только там, немало людей считают, что Россия должна вернуть этим странам архивы, поступившие в период или после Великой Отечественной войны в Россию. Каков ваш взгляд на ситуацию?
њ Тема реституции предельно сложна, а в отношении архивов в особенности. Моя позиция такова, что перемещенные архивы надо четко делить на те архивы, которые принадлежали Германии и ее союзникам, и те, что были сформированы в странах антигитлеровской коалиции и нейтральных государствах.
В первом случае Россия, согласно решениям Контрольного совета стран-победительниц, имеет полное право на вывезенные архивы Германии и ее союзников, тем более что во время войны нашим архивам был нанесен колоссальный ущерб. Вот-вот выйдет подробный справочник, в котором будет показано, что уничтожено 6347 фондов 24 госархивов. Но и в такой ситуации считаю, что, оставив у себя все документы и материалы о преступной деятельности нацистского режима, следовало бы рассмотреть вопрос о возврате архивов антифашистских организаций. Кроме того, Германия и ее бывшие союзники могли бы получить (за плату) микрофильмы оставленных у нас документов.
Ну а архивы стран антигитлеровской коалиции и нейтральных стран следует вернуть, как это произошло в прошлом году, когда Княжеству Лихтенштейн были возвращены архивы, случайно перехваченные советской армией в 1945 году. И, между прочим, в качестве дара от княжеской семьи Лихтенштейна мы получили материалы следователя Соколова по делу об убийстве Николая II и членов его семьи.
њ Насколько я помню, перед возвращением в Вадуц лихтенштейнские архивы были полностью скопированы?
њ Ну, положим, не все...
њ То есть как?
њ Если бы были нужные средства, то копировать можно все, но и в таком случае, скажите, кому в России нужны финансовые счета Лихтенштейна XVIII века? Кто и с какой целью их будет исследовать? Но, безусловно, копии важных документов у нас остались. Кстати, когда в середине 90-х годов мы передавали Франции архивные материалы этой страны, то сделали копии всех документов, так или иначе касающихся России.
њ Ну а Америка не хочет вернуть нам Смоленский партийный архив, захваченный во время войны немцами, а потом попавший за океан?
њ Работа в этом направлении ведется, но примечательно, что американцы хотели вернуть этот архив еще в начале 60-х. Но тогда от этого предложения отказались. Почему? Да потому, что в Национальном архиве США хранится субъективно, в пропагандистских целях подобранный гитлеровцами комплекс архивных документов. И забирать в то время обратно Смоленский архив означало, по мнению власти, њ признать легитимность и историческое значение этой подборки и основанных на ней трудов советологов.
Свои в архивах не воруют.
њ Владимир Петрович, сегодня многих волнует проблема сохранности архивных фондов. Печально, но многие архивисты получают мизерные зарплаты. И не возникает ли у кого-нибудь (это я так, к примеру говорю) соблазн по-профессиональному аккуратно приватизировать, например, письмо, написанное рукой Сталина, Ленина, а то и самого Маркса. Ведь даже представить трудно, сколько оно может стоить...
њ Проблема сохранности архивов њ это проблема выживаемости. Не буду вновь и вновь говорить о финансировании отопления, света, связи, о зарплатах. Приведу такой пример. Государственный военно-исторический архив находится в Лефортовском дворце, построенном в конце XVII њ начале XVIII века. Последний раз ремонт там делали в
20-е годы, когда подводили коммуникации. Судите сами.
Ну а насчет воровства из архивов... Я давно работаю в нашей среде и знаю, что за люди здесь находятся. Это люди идеи. Хотя, как говорится, в семье не без урода, и всякое может случиться. Да, пару лет назад у нас была громкая кража из Государственного исторического архива в Санкт-Петербурге. Кстати, воришки были не архивисты. Но больше ничего подобного не случалось.
А что касается документов Ленина или Маркса, то если вы были в бывшем Центральном партийном архиве, то видели, в каких условиях они там хранятся. Украсть что-нибудь оттуда њ да это просто несерьезно!
њ И все же сколько, по-вашему, может сегодня стоить небольшая страничка, написанная рукой Ленина?
њ Трудно оценить то, что никогда не продавалось и не будет продаваться. Ленин, как бы кто к нему ни относился, является крупнейшей исторической фигурой ХХ века. И если предположить, что где-нибудь на Западе случайно отыщется письмо или даже записка Ленина, то на аукционе они потянут на десятки тысяч долларов.
њ Да, документы великих людей имеют немалый долларовый эквивалент. А как вы относитесь к тому, что появляющиеся на мировых аукционах архивные материалы великих русских людей проплывают мимо архивов нашей страны, уходя в частные руки?
њ А как к этому можно относиться, если нет средств на покупку? Но и особо драматизировать тоже не стоит. Так, в Америке вообще нет никаких ограничений на продажу архивных документов великих американцев. Захотел купить и вывезти из страны, допустим, дневники Торо њ никто не запретит. У нас с этим гораздо строже. Наш закон запрещает безвозмездный вывоз из страны всех документов и материалов, относящихся к архивному фонду России, в том числе и находящихся в частном пользовании.
њ Наверное, строже у нас и с открытостью архивов? Мне приходилось слышать сетования западных исследователей на эту тему.
њ Не могу согласиться с такой точкой зрения. Работа по рассекречиванию ведется в соответствии с законодательством, в том числе и Законом "О государственной тайне". И все же сделано немало. Несколько миллионов дел за последние годы переведено на открытое хранение. Механизм рассекречивания, конечно, требует совершенствования. Например, открытие архивных фондов требует по закону участия в этом нелегком деле представителей соответствующего министерства. Ну и как в нынешнее время озадачить этим Минфин или Минтопэнерго?
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны в последние годы все-таки нашла возможность хоть точечно, но сдвинуть процесс открытия архивов. Росархиву представлены полномочия по рассекречиванию документов и материалов советской военной администрации в Германии. Ведутся работы по открытию архива Сталина. Но в целом ситуацию поправит предоставление больших прав архивистам.
Кстати, в западных странах нормы рассекречивания очень разные, подчас строже, чем у нас. В Англии, это знают многие, на много лет вперед засекречены документы по "делу Рудольфа Гесса". Но сам я недавно с удивлением услышал, что у них еще не открыта часть фондов по интендантской службе периода Крымской войны!
Или посмотрите, как идет процесс рассекречивания в Америке. Лишь недавно там открыли фонды по финансовой системе германских трансфертов в период войны, что привело к известному скандалу на тему "нацистского золота". Только под давлением общественности стали доступны материалы по вьетнамской войне. А многие документы по делу об убийстве Кеннеди, в том числе и часть доклада комиссии Уоррена, остаются засекреченными. Между прочим, американцы обращались к нам с просьбой предоставить архивные материалы, которые так или иначе касались темы убийства Кеннеди...
њ И что им ответили?
њ Что в наших архивах таких материалов нет. Мы предоставили лишь информацию, косвенно имеющую отношение к проблеме.
Не в корзину, а в хранилище.
њ Понятно. Давайте, Владимир Петрович, от прошлого перейдем ко дню сегодняшнему. Известно, что бывшая "Ленинка" давно не получает обязательного экземпляра многих книг. Видимо, и архивисты с трудом собирают документы о сегодняшней жизни, прежде всего политической?
њ С документами государственных органов проще. Они по закону обязаны сохранять все материалы, имеющие научно-историческую ценность, которые через 15њ20 лет будут переданы на хранение в госархивы. А вот политические партии и движения, с которыми сотрудничают наши работники, не спешат передавать в архивы свои документы. Если передают, то часто не самое ценное. Словно боятся чего-то...
њ И чего они могут бояться?
њ Боятся, видимо, что документы, переданные в госархив, каким-то образом могут быть использованы против них другими органами. Хотя и нормы архивной этики, и нормы закона исключают такую возможность. Есть же в конце концов право собственника на волеизъявление, по которому передаваемые материалы могут быть закрыты на 10, 20, 25, 50, 100 лет... Главное, чтобы документы не пропадали.
њ И были бы в будущем доступны широкой публике. Не тревожит ли вас, Владимир Петрович, исчезновение в последние годы новых интересных книг на основе архивных материалов?
њ Не тревожит, потому что такие книги есть и продолжают выходить в количестве, дотоле небывалом. Просто журналисты в массе своей пишут о дешевых псевдоисторических сенсациях и не замечают серьезных исследований. Извините, но это так.
Вы не поверите, но разработанный в 1993 году план по выпуску 150 изданий на основе архивных материалов выполнен почти полностью. И какие книги вышли! Возьмите хотя бы подготовленный МИД и Службой внешней разведки двухтомник "Русская военная эмиграция 20њ40-х годов". Или ежеквартальник Росархива и РАН "Исторический архив". Но особо хочу отметить книги, подготовленные в издательстве "Российская политическая энциклопедия" совместно с западными исследователями. Глубоко научные, они интересны и массовому читателю. Назову лишь несколько: "Советская деревня глазами ВЧК њ ОГПУ њ НКВД" в 4 томах, "Политбюро и Церковь. 1922њ1925". Ну и, наконец, совершенно уникальное издание њ "Рязанская деревня в 1929њ1930 гг." В этих и других изданиях впервые опубликованы служебные отчеты местных ОГПУ о положении на селе в годы "великого перелома". И каждый читатель сможет самостоятельно решить, чем же была коллективизация: жестоким насилием над крестьянством или прорывом в новую эпоху?
њ Владимир Петрович, позвольте вас и всех архивистов России еще раз поздравить с юбилеем. Тем более что для службы, связывающей далекое и недалекое прошлое с непредсказуемым будущим, 80 лет њ это не возраст.
њ Прошлое наше также было непредсказуемо, но россияне жили. Все будет нормально и в непредсказуемом будущем.
Андрей ЩЕРБАКОВ.
00:04 11.12
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |