Архив новостей → Сколько градусов в "тени"?
Сколько градусов в "тени"?
Парадоксы алкогольного рынка.
Алкогольный рынок опять трясет. Говорят, на нем наводят порядок и теперь ни одна бутылка "левого" алкоголя не попадет на прилавок. До сего дня новации Министерства по налогам и сборам критиковали только сами производители спиртного, поэтому к ним никто не прислушивался - мол, тронули вас, потому и ропщете. Но вот к нам в редакцию позвонил эксперт совсем другого уровня. Владимир РЕБРИКОВ, в прошлом сотрудник БХСС, а ныне государственный советник РФ и штатный эксперт Госдумы, предложил совершенно новый взгляд на проблему. Взгляд острый, и, думаем, многие по прочтении этого материала покроются холодным потом. Мы оставляем право оппонентам нашего сегодняшнего гостя также высказаться на страницах "РГ".
- Владимир Андреевич, алкогольный рынок переживает большие перемены, если не революцию. Меняются все правила игры. Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на нем?
- Охарактеризовал бы так: по-прежнему десяток ведомств, каждый по-своему, "контролируют" рынок и не знают, что же там на самом деле творится. Налоговики говорят, что они якобы легализовали более 90 процентов алкоголя, в сером обороте только 10. А правоохранительные органы заявляют: "в тени" 50 процентов алкоголя. И я силовикам больше верю. Производители жалуются, что их задавили, работать они не могут, загружено всего 35 процентов мощностей. Но на прилавках - изобилие, причем продукция явно заводская, не в подвале розлитая! Да и народ пьет - при простаивающих-то якобы заводах - уже не 9-10 литров абсолютного алкоголя на душу населения в год, как в начале 90-х, а 14 и больше. Но если произвести несложный подсчет, то получится, что заложенные в бюджет 140 миллионов декалитров, с которых предполагается брать акциз, - смехотворная цифра по сравнению с реально выпиваемыми 400 миллионами (декалитр, или дал, - это ящик водки).
- Как же такое может быть? Ведь нас уверяют, что все под контролем, и капля водки не прольется на почву, не будучи обклеенной двумя акцизными марками.
- А вы посмотрите, что происходит с лицензированием производства спиртного.
Скажем, приходят инспектора на предприятие, там стоят мощности на производство 50 тысяч дал в час. А предприятие просит лицензию на 5 тысяч дал. Зачем? И что интересно, лицензию им дают. Понятно, что этот официально как бы слабомощный агрегат будет давать легальную продукцию в соответствии со своей зарегистрированной мощностью, с нее уплатят акциз. А прочие мощности могут заработать "в тени". Причем официально директор завода будет стонать, мол, производство простаивает. Откуда такая благоглупость у обычно столь въедливых налоговиков? Это уж у них спросите. Закон давно требует, чтобы лицензию давали только на ту мощность, на которую рассчитано оборудование, но это почему-то не нравится лицензирующим организациям.
- А почему никак не проходит идея - оборудовать каждый завод счетчиками содержания алкоголя?
- Те, кто лицензирует, уверяют, что поставить счетчики "технически невозможно". Зато "возможно", как это сделано сейчас, заставлять всех спиртовиков покупать счетчики только на одном-единственном заводе. К этим счетчикам идет масса претензий. Нашли даже особую кнопку, на которую нажимаешь - и вводи какие угодно цифры. Мы спрашиваем, неужели нельзя провести в Госстандарте экспертизу этих счетчиков, стендовые испытания? Нельзя, говорят нам. Абсурд! Видимо, контролеров устраивает, что они приходят на завод, а там им показывают "лажу" на счетчике, и все довольны. На самом деле давно создана и предложена система мгновенного контроля за реальным производством на любом заводе. Нажимая клавиши на компьютере, налоговый чиновник в Москве мог бы знать все, вплоть до того, в каком цеху сколько бутылок в данный момент пробками закупоривают. Она давно внедрена во всем мире.
- Что делать - алкогольный рынок криминален, на свету сразу зачахнет...
- Не криминальнее, чем производство вязаных шапочек. Криминальным его сделала фискальная система. Почему в той же Финляндии все хваленые социальные программы финансируются из водочных денег, а мы с трудом собираем акцизные копейки? Кого винить - хитрых винокуров? А я бы обвинил систему, которая никак не может придать алкогольному рынку социальную направленность.
Были же попытки - снизили акцизы, и сразу выросло легальное производство. Вот этой дорогой и надо было идти, постепенно снижая налоговое бремя и находя баланс. С какого уровня налоговой ставки производители начинают честно платить налоги? Это можно установить только экспериментально.
- Хорошо, но вот новые идеи - о создании акцизных складов, например. Они-то, наверное, в корне переломят ситуацию, нужно только время?
- Давайте разберемся. До создания акцизных складов акциз брали по месту производства. Регионы, в которых водку делали, не знали проблем с деньгами. Те, кто не делал, заводил у себя как бы заводик, его лицензировали, а уж работает он или там только этикетку клеят - это никого не волновало. Классная среда для теневиков! И эту среду создала сама система налогообложения.
Авторы Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкоголя предлагали брать половину акциза на месте производства, половину - на месте продажи. Причем половину оставлять в губернии, но жестко контролировать, чтобы эти деньги шли не на выборные кампании и не по карманам чиновников, а на детские сады, помощь бедным, новые рабочие места. Чтобы федеральный центр за этим и следил.
- Звучит дельно. И какова была реакция?
- Эти предложения не прошли. Зато создали акцизные склады, где и берут налог. Что это дало? Да ничего. В регионе, где склад, губернатор свою маржу получает. А пьют в соседней губернии, и у того губернатора - одна только головная боль, что с алкоголиками делать, а денег нет.
- Но реально ли брать акциз по месту продажи? Можно ли каждую пивнушку контролировать?
- Губернаторы в своих вотчинах уже стихийно создали мощные системы контроля над торговлей. Я говорю о тех организациях, что клеят пресловутую третью акцизную марку, которая теперь оказалась вне закона. Этим занимаются государственные унитарные предприятия. Вот дайте право этим ГУПам брать акциз, установите дополнительный за ними контроль и через них работайте!
Посмотрите, как делают в Москве. Въезжает фура на оптовый рынок, ее - в клещи. Плати сбор, получи местную марочку и торгуй. Если поймают такого, который через систему "просочился" и торгует на рынке чем попало, - выгонят. Были скандалы, лоббисты пошумели, но в итоге не только в Москве, а по всей России - резкое падение левого алкоголя, с 90 процентов до нынешних 50. И вот федералы это увидели и говорят - о, какая классная схема! Берем ее всю под себя. Желание похвальное, только получится ли? На этот счет есть большие сомнения.
Логика предложенных перемен такая. Региональные системы контроля, создававшиеся последние два года и наконец созданные, не нужны. Вместо них создадут, по аналогии с таможенными складами, акцизные. Вроде бы появилось звено какого-то контроля. Но это если предположить, что на прилавках торгуют только тем, что прошло через акцизный склад. А как это отследить, если розницу только милиция контролирует? Да никак. Получается, склад под контролем, а прилавок бесконтролен. Торговцы для вида купят пару ящиков с акцизного склада, остальное наполнят "леваком", более дешевым, а то и фальшивые марки где-нибудь добудут. Еще раз повторю: контролировать надо, во-первых, производство, где отслеживать объемы и уплату акциза, во-вторых, прилавок, где следить за качеством и опять-таки уплатой акциза.
- Ну а чем лучше старая региональная система контроля, которую вы хвалите?
- Да хотя бы тем лучше, что все было под рукой. Тут продают, здесь и проверяют качество. Если кто-то отравился, скандал: как, вы на вашем рынке дрянь лицензируете. А когда, не дай бог, отравишься тем, что куплено как бы с акцизного склада - ведь и концов не найдешь. Если бы еще на акцизной марке был уникальный код этой конкретной бутылки, номер телефона...
- А что в других странах?
- Да там-то все нормально. Там и контроль, и сбор акцизов - прямо в магазине. Производителя почти не контролируют, но он, если задумает "левак" гнать, нигде его не продаст. Кстати, в тех же Штатах регионы имеют огромные права по контролю алкоголя и сбора доходов. Но и спрос с них огромный. Прежде всего - чтобы собранные деньги шли в социальную сферу.
У алкогольного рынка есть одна страшная особенность. Она в том, что любая оплошность государства в этой сфере "аукнется" лет через 5-10. Сегодня мы радуемся: растут доходы бюджета. Через 10 лет - получаем как бы вдруг армию алкоголиков. Так, сегодня власти настаивают на том, что пиво - безалкогольный напиток, его можно свободно производить, масштабно продавать и ярко рекламировать по телевидению. Пройдут годы, и миллионы нынешних молодых людей, "подсевших" на пиво, "вдруг" дадут резкий всплеск "тяжелого" водочного алкоголизма.
Вел интервью Евгений АРСЮХИН.
00:04 18.09
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |