Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейПроблема: Старый дом .

Проблема: Старый дом .

В России он становится не семейной крепостью, а миной замедленного действия.

Когда какая-то инженерная проблема упрямо и длительно игнорируется, она разрешается очень больно. Обрушение казармы в Томском училище связи с гибелью курсантов прежде всего вызвало стрессовую эмоцию. Но на очереди и другой, практический, вопрос: как такое могло произойти и как избежать подобных трагедий?

Побывав недавно в Томске, и прежде всего в старой части города, я то и дело поражался, как люди живут в домах, стены которых пересечены крупными трещинами, фундаменты осели, а сами эти сооружения порой частично разрушены. Видно, сибирские купцы и заводчики прошлого века строили себе жилье с десятикратным запасом прочности, потому они пока и терпят жильцов. Этап старения значительной части томского жилья совпал с финансовыми трудностями областной и городской казны. И нет возможности массового сноса или массового капитального ремонта таких домов. Одно из таких зданий и не выдержало нагрузок.

Надо отдать должное местным властям. Они оперативно отреагировали на подобное, из ряда вон выходящее происшествие. Ведомства Томской мэрии начали проверку надежности зданий города. Так, выездная комиссия по анализу состояния детских дошкольных и школьных учреждений выяснила, что каждое десятое из них нуждается в капитальном ремонте, а некоторые здания дореволюционной постройки надо немедленно ремонтировать или сносить. Мэр Новосибирска Виктор Толоконский также распорядился провести оценку ветхости жилья, в первую очередь в старой части города. В числе муниципальных домов оказалось до четырех процентов крайне ветхих, а в частном секторе таковых - около 18 процентов. Если эти, пусть предварительные оценки, перевести в российский масштаб, то окажется, что у нас накопились миллионы квадратных метров ветхого и аварийного жилья, вероятность обрушения которого предстоит срочно оценивать. Хотя бы потому, что с каждым годом доля такого жилья стремительно увеличивается.

Со времени ЧП в Томском училище связи прошло несколько недель. Томичей, как и всех россиян, волнует вопрос: каковы же точные причины обрушения? Техническая экспертиза по этому поводу состоялась, но ее выводы, отправленные в Москву, там не обнародуются. Хотя они должны стать уроком для предупреждения других подобных катастроф. И чем раньше - тем лучше! Ни в коем случае не желая повлиять на судебное разбирательство, не могу не сказать о главном. Казарма - бывшее здание духовной семинарии, мало того, что было построено в прошлом веке, так еще и надстраивалось в середине века нынешнего. Надстройку можно было делать лишь при условии больших запасов прочности конструкций. Такими запасами здание явно не обладало.

Но одно дело - общий вывод, а другое - такие конкретные факты, как дефект конструкций, возможный брак строительных работ или халатное отношение к эксплуатации здания. Любой из них мог вызвать катастрофу. Но как их точно установить? Срочные выездные комиссии, назначенные в Томске и других городах для проверки старых зданий, смогут оценить лишь степень их ветхости, а скрытые пороки, которые могут быть непосредственной причиной обрушения, обнаружить значительно труднее. Вот почему строительная наука сегодня нуждается в суммировании подобного опыта, накопленного в этой области, а также в разработке таких методов и таких инструментов контроля за зданиями, которые бы позволили избежать ошибок в его оценке.

Такие работы ведутся и сегодня. Геофизическая служба Сибирского отделения Российской Академии наук разработала методику и комплекс приборов, позволяющих изучить некоторые характеристики зданий в результате слабого сейсмического воздействия на них с помощью генераторов колебаний. Конечно же, фиксация колебаний отдельных конструкций не может быть окончательным результатом анализов. Это только своеобразная подготовка для выводов. Строители были бы счастливы обладать приборами, действующими, как рентген, или датчиками, способными зафиксировать даже небольшой, но опасный брак в самих конструкциях.

Пока же эксперимент на прочность происходит стихийно и в заселенных домах. Иногда он оканчивается благополучно, как недавно в Саратове. Там, к счастью, прежде чем обвалиться, жилой дом несколько часов скрипел и стонал, вылетали стекла из окон, и подавляющее большинство жильцов спешно покинули здание. После этого оно и обвалилось. Надеяться на такой исход в каждом случае нельзя. И потому пришло время разработать четкую систему прогнозирования разрушения здания. Предстоит проанализировать полувековой багаж научно-исследовательских работ, которые сегодня лежат на полках, а могли бы сыграть существенную роль в таком прогнозировании. Необходимо срочно спроектировать нужные инструменты. Предстоит решать и экономические аспекты этой проблемы: необходимо создать специальный фонд временного жилья для переселения жителей аварийных домов. Задача настолько ответственна и неотложна, что координацию ее должно взять на себя государство в лице его Госстроя и других компетентных органов.

Остаточная прочность старых зданий в России иссякает на наших глазах. Восхищаясь добросовестностью и мастерством наших предков, пора вспомнить, что время властно и над делом их рук.

Андрей ИЛЛАРИОНОВ,.

соб.корр. "РВ".

Новосибирск - Томск.

  00:04 08.08  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU