Архив новостей → Трагедия в космосе.
Трагедия в космосе.
ЭТО БЫЛ самый драматический год в истории советской космонавтики. С каждым космическим стартом иллюзий становилось все меньше, и теперь даже "на самом верху" начали понимать, что опередить американцев не удастся. Требовалось что-то очень эффективное, неожиданное. Уже было ясно, что суперракета Р-1, предназначенная для полетов к Луне, не полетит и программу нужно закрывать. Оставалось лишь одно: создание орбитальных станций, тем более что при этом можно использовать существующие и проверенные корабли. Было найдено удачное название - "Салют", и работа вокруг нового проекта в конструкторском бюро академика Владимира Челомея закипела.
Нам, журналистам центральных газет, аккредитованным на космодроме и в Центре управления полетом, сообщили, что космонавтика "становится на службу народному хозяйству" и это теперь - главное направление в пропаганде. А основной "инструмент космической науки" - орбитальная станция.
"Салют" запустили 19 апреля 1971 года, а через пять дней намечался старт "Союза-10". Шаталов, Елисеев и Рукавишников должны были перейти в станцию и начать там работать. Однако перед стартом одна из мачт на космодроме не отошла, из-за чего взлет оказался невозможным. На следующий день после устранения неисправности "Союз-10" ушел к станции. Шаталов вручную пристыковал корабль. Однако, поскольку соединение не удалось сделать герметичным, космонавты вернулись на Землю.
Новый корабль подготовили к старту в июне. За сутки до пуска экстренно заменили экипаж. У Валерия Кубасова врачи обнаружили затемнение в легких, и его сняли с полета. Командир Алексей Леонов попытался заменить бортинженера, но госкомиссия решила иначе: к старту допустили дублирующий экипаж - Добровольского, Волкова и Пацаева. Они ушли в космос 6 июня.
Космонавты не были готовы к совместной работе - дублеров у нас всегда готовили хуже, чем основной экипаж; да и очень разными по характеру оказались эти трое. Так что понятие "психологическая несовместимость в космосе" неожиданно для самих космонавтов и тех, кто на Земле обеспечивал их экспедицию, приобрело особую актуальность. Хотя отнюдь не это стало причиной трагедии.
Находясь в Центре управления полетом во время возвращения корабля на Землю, мы слышали переговоры с экипажем. Через какое-то время связь прервалась - такое случалось и раньше, поскольку вокруг спускаемого аппарата образуется плазменное облако. Вскоре из района посадки сообщили: замечен раскрывшийся парашют. "Все идет штатно!" - объявил дежурный. Новая информация: "Сработали двигатели мягкой посадки!" Экипаж на Земле, и все находившиеся в Центре управления полетом по традиции зааплодировали.
Потом информации долго не было. И вдруг мы услышали одно-единственное слово: "Плохо!" Что именно "плохо"? Неужели при посадке кто-то сломал ногу или руку? Или, не дай Бог, разбил лицо, как это было при посадке Волынова?
"Очень плохо!" - пришла новая информация. После этого связь с поисковой группой прервалась на два часа. И только из правительственного сообщения мы узнали, что экипаж "Союза-11" погиб. Произошло это потому, что в начале спуска с орбиты открылся клапан - и весь воздух из спускаемого аппарата вышел...
Причиной трагедии стала нелепая ошибка в конструкции.
Новые экспедиции на орбитальную станцию "Салют" уже не отправлялись. Спустя пять месяцев и 23 дня после запуска ее сбросили в океан. В конструкторском бюро имени С.П. Королева начали готовить к старту новый "Салют". А в КБ, руководимом академиком Челомеем, - военную станцию "Алмаз". Им суждено было открыть эру пилотируемых орбитальных станций.
ВЛАДИМИР ГУБАРЕВ.
00:04 05.10
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |