Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейНа пороге "сенсорного терроризм".

На пороге "сенсорного терроризм".

О вещах, пострашнее 25-го кадра.

С заместителем генерального директора ВНИИТР доктором технических наук Светланой Немцовой и доктором биологических наук профессором Грантом Демирчогляном беседует корреспондент агентства "Среда" Александр Губанов.

Точки рассогласования СРЕDА: Светлана Рафаиловна, на конгрессах НАТ уже четвертый год собирается секция под названием "Экология вещания". Если коротко, то какой спектр проблем охватывает это понятие? И над какими из них работает ваш институт?

С. Немцова: Если коротко, то мы изучаем проблемы воздействия телерадиопродукции на ее потребителя. А точнее - параметры физической и психической безопасности этого воздействия. Когда возникают рассогласования между организмом человека, который смотрит телевизор, и информационно-энергетической средой, которую этот телевизор создает, экологическое равновесие нарушается и возникают серьезные угрозы человеческому здоровью.

Критериев, определяющих экологические нормы взаимодействия между потребителем и информационно-энергетической средой, по крайней мере, три.

Первый - это чисто физические характеристики вещания. В данном случае речь идет о всех видах электромагнитных излучений, воздействующих не только на того, кто непосредственно смотрит телевизор, но и на того, кто просто находится около источника трансляции или ретрансляции сигнала.

Второй критерий - это технические параметры того аудио-и видеовоздействия на потребителя, которое осуществляется посредством запускаемых в эфир программ.

Наш зрительный анализатор имеет свои физиологические ограничения, связанные со способностью воспринимать информацию. Чтобы восприятие было адекватным, визуальная информация должна поступать с определенной скоростью и плотностью, в определенной части светового спектра. Поэтому перед телевидением стоит задача - согласовать изображение на экране со зрительным анализатором. Проще говоря, сделать "картинку" комфортной для глаза.

СРЕDА: То есть, когда "картинка" не комфортна, тогда и возникают те самые рассогласования?

С. Н.: Совершенно верно. Есть две технических причины, которые могут привести к их появлению.

Первая - это низкое качество оборудования, на котором производятся программы. Так, например, нарушения в области амплитудной частотной характеристики приводят к нечеткому изображению объектов на экране. Это особенно сказывается на мелких деталях. А если вы не видите четкого изображения, вам приходится напрягаться. Причем не только зрительно, но и психически.

Вторая причина в каком-то смысле противоположна первой. Она является результатом не низкого качества телевизионного оборудования, а, наоборот, высокого уровня технического развития современного телевидения.

Сейчас в отрасли происходит революция. В частности, идет переход на цифровую технику, которая открывает совершенно новые возможности, позволяет создавать и применять абсолютно новые эффекты. Результат воздействия этих эффектов на человека сегодня еще не изучен.

Уязвимое подсознание.

СРЕDА: Какой-нибудь пример не приведете?

С. Н.: Да хотя бы пресловутый "25-й кадр". Это ведь один из эффектов нового времени.

Кстати, в прошлом году в Екатеринбурге был прецедент на одном из местных телеканалов. В рекламном ролике 5 раз за 58 секунд заменили содержание основного сюжета и сделали незаметную вставку, где было написано:

"Сиди. Смотри только АТН". Этот трюк был обнаружен, и виновную телекомпанию на 2 месяца лишили лицензии.

А между прочим, в Законе "О СМИ" и в Законе "О рекламе" четко написано, что скрытых кадров в телевизионных программах быть не должно. Тем не менее, такое время от времени встречается. И поэтому Министерство печати дало нашему институту задание - разработать и создать прибор, с помощью которого можно было бы обнаруживать скрытые кадры.

СРЕDА: А насколько существенно воздействие 25-го кадра на человеческую психику? Вокруг этого феномена крутится столько историй, что сложно отличить, где - правда, а где - миф.

Г. Демирчоглян: 25-й кадр вполне может использоваться для зомбирования зрителей. Дело в том, что при кратковременном предъявлении раздражителя зрительно-мозговая система человека не успевает сформировать ощущение. И, таким образом, происходит подсознательное, субсенсорное, неощущаемое воздействие.

А если это воздействие осуществляется с определенной частотой, оно как бы накапливается и затем выливается в сознание.

На самом деле этот вопрос до конца не изучен. Мы знаем, что "слабым звеном" оказывается подсознание, которое сублимирует полученную информацию и выводит ее в сознательную сферу. Благодаря этому человек начинает действовать в соответствии с теми командами, которые содержатся в 25-м кадре. На физиологическом уровне это выглядит как подавление интеллекта более древними мозговыми структурами, получающими с помощью 25-го кадра дополнительную стимуляцию.

Причем опасность исходит не только от телевидения, но и от Интернета, поскольку Всемирная паутина - это открытый канал в мозг любого человека, который ей пользуется.

В целом же, если обобщать ситуацию, мы находимся всего в одном шаге от сенсорного терроризма. И те случаи, которые уже известны - это только предвестники.

СРЕDА: Хорошо, а что еще, помимо 25-го кадра, может представлять опасность?

С. Н.: Сейчас очень модно привлекать внимание зрителя миганием телеэкрана. Именно этот эффект привел к тому, что в 1997 году в Японии 658 человек, в основном дети, упали в обморок. У некоторых даже был спровоцирован эпилептический припадок.

СРЕDА: Это, когда "покемонов" показывали?

С. Н.: Да. Кстати, именно эффект мигания часто используют наши рекламодатели, поскольку этот трюк действительно привлекает внимание. А каналы MTV, Муз-ТВ, НТВ и М1 очень сильно пользуются миганием в своих заставках. Хотя чаще всего этот эффект применяется, конечно, в клипах. И ничего с этим сделать нельзя, потому что запретительные нормы просто отсутствуют...

Наконец, существует и третий критерий экологической безопасности - сюжетное содержание программ. Пока этим мало кто занимается. Дело здесь еще в том, что данное направление выходит за рамки естественных наук. И заниматься им должны специалисты гуманитарного профиля.

А наш институт, как вы уже поняли, работает над проблемами технических параметров аудио-и видеовоздействия.

Задачи для регулирования СРЕDА: Но хоть как-то проблемы экологии вещания на законодательном уровне регулируются?

С. Н.: Как-то регулируются. Например, существуют специальные санитарно-эпидемологические нормы, в соответствии с которыми вокруг любой теле-или радиобашни СЭС постоянно производит различные замеры.

Но поскольку новая техника появляется постоянно, требуется и постоянная доработка этих норм.

В области технических параметров телевизионных программ качество последних контролируется при помощи процедуры сертификации. Все компании, которые собираются начинать вещание, должны получать соответствующие лицензии. А для того, чтобы получить лицензию, необходимо предъявить сертификаты на техническое оборудование. В момент перелицензирования все повторяется заново. Правда, под действие этой нормы попадают только вещатели. Она не распространяется на те компании, которые просто производят программы. Поэтому на чем и как они их делают - неизвестно.

СРЕDА: Грант Гургенович, вы упомянули словосочетание "сенсорный терроризм". Но если все заключается в воздействии на человека неких невидимых излучений, то возникает вопрос: а насколько вообще для этого воздействия необходимо посредничество органов чувств? Ведь, наверное, можно воздействовать прямо на мозг, минуя зрение, слух, осязание...

Г. Д.: Теоретически - да. Например, электромагнитным полем. Или, если знать частоты, которые могут совпадать с частотами нейронов головного мозга. Кроме того, даже акустические воздействия в определенном спектре (инфразвук) могут не регистрироваться сознанием, но оказывать на человека определенное воздействие.

СРЕDА: Воображение уже рисует страшные картины.

Например, кто-то запускает спутник, выводит его на орбиту, широким лучом охватывает огромные участки земной поверхности и "промывает людям мозги".

Г. Д.: Да, теоретически эта опасность существует.

СРЕDА: А сейчас такое возможно?

Г. Д.: Сейчас, думаю, нет. Но ведь наука и техника развиваются. То, что невозможно сегодня, станет возможным завтра.

  00:04 07.02  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU