Архив новостей → ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ СТАНЕТ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ...
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ СТАНЕТ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ФАС активизирует работу В марте 2004 года руководителем Федеральной антимонопольной службы был назначен Игорь Артемьев.
За четыре месяца в деятельности федерального антимонопольного органа произошли серьезные изменения. - Игорь Юрьевич, какие задачи являются сейчас наиболее актуальными для антимонопольной службы? - Политика Федеральной антимонопольной службы может существовать только как часть политики Президента и Правительства Российской Федерации. Ведь формирование основ политики защиты конкуренции, новых направлений антимонопольной деятельности всех органов исполнительной власти - стратегическая задача органов власти России на ближайший период. Премьер Михаил Фрадков это прекрасно осознает. С большим удовлетворением могу отметить, что демонополизация основных отраслей экономики впервые объявлена стратегической целью Правительства на среднесрочную перспективу. Это тем более важно, что защита конкуренции имеет и социальную составляющую, о которой в последние годы у нас, к сожалению, забывали. Только конкуренция может обеспечить реальное равноправие граждан России при осуществлении экономической деятельности, обеспечить высокую занятость и справедливую оплату труда, а также равную доступность потребительских благ для всех слоев населения. Особо хотелось отметить, что задача удвоения ВВП в 10-летний срок решается только на путях диверсификации экономики страны и динамичного развития всех ее секторов, что можно достичь лишь с помощью целенаправленной политики защиты конкуренции. - Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для решения этих задач? - Несмотря на то, что в действующий Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" восемь раз вносились изменения, в настоящее время он не соответствует экономическим и правовым реалиям современной России и не дает возможности эффективного пресечения целого ряда монополистических проявлений. В первую очередь, речь идет о злоупотреблениях доминирующим положением, согласованных действиях группы организаций по ограничению конкуренции, необоснованном предоставлении государственных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам органами власти различных уровней. Поэтому необходима разработка нового закона о конкуренции, чем Федеральная антимонопольная служба займется в ближайшее время. - Что новое будет привнесено в российское конкурентное законодательство? - Минэкономразвития предлагает сместить акцент антимонопольного контроля с доли, занимаемой крупными компаниями на рынке, на их поведение. Мы неоднократно обсуждали эту тему с Германом Грефом и его заместителем Андреем Шароновым и пришли к общему выводу, что важны обе составляющие. Очевидно, что само доминирование не является преступлением и правонарушением, а наказывать нужно только за злоупотребление доминирующим положением. Поэтому нам нужен разумный инструментарий, когда возмещение по конкретным правонарушениям соответствует ущербу, нанесенному потребителям, контрагентам, государству. Сегодня размер штрафов за нарушение антимонопольного законодательства смехотворно мал: максимальная его величина составляет 5000 МРОТ. Зачастую доход, полученный монополистами при злоупотреблении доминирующим положением на рынке, неизмеримо больше. А в Европейском союзе максимальный размер штрафа составляет 10% от годового оборота компании. Поэтому увеличение размера штрафа будет играть профилактическую роль. Другой вопрос - применение структурных предписаний, таких как принудительное разделение компании или выделение части бизнеса. У всех на слуху громкое дело против "Майкрософт", в свое время был разделен гигант американской нефтяной индустрии - компания "Стандарт ойл". А вот в российском законодательстве эти механизмы прописаны плохо, в результате подобные предписания практически не применяются. - Другими словами, большая часть статей закона о конкуренции будет пересмотрена в сторону ужесточения? - Предполагается, например, резко повысить порог контроля по сделкам, для которых сейчас необходимо согласование или уведомление антимонопольного органа. Сейчас этот порог составляет 100 - 200 тысяч МРОТ, и мы зачастую контролируем средний бизнес, который монополистом не является. В концепции нового закона о конкуренции разрешение ФАС нужно будет получать для сделок с активами порядка миллиарда рублей, а уведомительный порядок будет действовать по сделкам на сотни миллионов рублей. Причем изменения, возможно, будут приняты уже в этом году, до вступления в силу нового закона. Это нововведение позволит нам сконцентрироваться на контроле за крупными сделками, который действительно необходим. В перспективе основной вид контроля, который должен возникнуть, - это не столько контроль по величине активов, сколько по долям рынка. То есть рано или поздно от контроля за активами нужно будет отказаться и перейти на отслеживание долей рынка. Если компания занимает на рынке долю свыше 35% и включается в соответствующий реестр, то антимонопольный орган должен отслеживать все ее шаги, связанные с концентрацией. И речь здесь идет не только об общероссийских компаниях, но и о тех, кто доминирует на региональных и локальных рынках. - Что еще вы считаете необходимым изменить в конкурентном законодательстве? - Простой пример. В Соединенных Штатах важнейшим инструментом борьбы с монополистами являются иски граждан и различных общественных организаций. Этот инструмент доказал свою эффективность, поэтому сейчас и ЕС подумывает о его введении. Необходимо, чтобы и в нашей стране сами граждане и некоммерческие организации обращались в суды с исками о пресечении недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Пока таким правом обладают лишь коммерческие организации и сами чиновники. Существующая система имеет высокий коррупционный потенциал. Если сами граждане смогут препятствовать монополистической деятельности, то антимонопольная служба будет концентрироваться на особо крупных делах, помогая выигрывать дела гражданам, если считает справедливыми их иски. - А как быть с соглашениями крупных компаний, имеющими место сплошь и рядом на различных рынках? - Действительно, самый распространенный случай - это согласованные действия, по сути негласные соглашения. Сегодня суды по-разному толкуют, что такое согласованные действия, некоторые суды от нас требуют принести протокол, подписанный должностными лицами, как будто у нас есть возможность такой протокол раздобыть. Я уже не раз заявлял: участники сговора протоколов не подписывают. Для доказательства согласованных действий, в отличие от явных соглашений, должно быть достаточно совместное повышение цен. Такая практика используется в Европейском союзе, когда в качестве доказательства применяется коэффициент корреляции ценовых изменений компаний-конкурентов. В расследовании дела о повышении цен на металлопрокат мы привлекали специалистов Центрального экономико-математического института. Проведенный регрессионный анализ показал, что коэффициент корреляции цен на продукцию "Северстали" и Магнитогорского комбината составляет 0,98. В то же время далеко не все соглашения хозяйствующих субъектов подрывают конкуренцию. Тенденция самых последних лет в зарубежной практике - это пересмотр отношения государства к соглашениям в области НИОКР. Совместные научные исследования помогают фирмам выстоять в условиях глобализации и жесточайшей международной конкуренции. Поэтому и наш орган исходит из того, что одной из задач политики по защите конкуренции является повышение конкурентоспособности российских производителей на мировых рынках. - Одним из первых ваших заявлений было заявление по поводу монополизма на рынке недвижимости в крупных городах. Какая ведется работа на этом направлении? - Одно из самых узких мест ценообразования на жилье - это предоставление земельных участков под застройку, при котором нарушаются сплошь и рядом федеральные законы о конкурсах. Можно говорить о том, что значительное количество игроков на этом рынке связаны с чиновниками, и получая эксклюзивное право на участки, они на самом деле взвинчивают цены. Чтобы не было злоупотреблений, нужно проводить конкурсы по одному критерию. Необходимо развивать рынок девелоперской деятельности, чтобы участки под застройку готовили не коммунальные службы, а частные фирмы. Мы также предложили ограничить долю предоставляемых земельных участков для каждой компании на уровне 35%. Что же касается рассматриваемого Государственной Думой пакета законопроектов по созданию рынка доступного жилья, то необходимо, чтобы меры, направленные на стимулирование предложения, заработали раньше, чем меры, направленные на стимулирование спроса. Иначе, если мы сейчас резко активизируем спрос на рынке, то у нас произойдет еще один скачок цен в Москве, а остальные регионы последуют за Москвой, и мы получим в целом повышение цен на жилье. - Многих граждан волнует ситуация с ценами на бензин, которые повысились в среднем более чем на 10%. Собирается ли антимонопольная служба разобраться в этой ситуации? - Мы получили соответствующее поручение Правительства по этому поводу. В отдельных регионах, например, в Ставропольском крае, мы ведем дело о согласованных действиях нефтяных компаний и добиваемся через суд серьезных штрафных санкций в их отношении. Кроме того, помимо ставшего традиционным сезонного фактора, на подорожание бензина повлиял и перенос акцизов с оптового звена непосредственно на бензоколонки, что привело к определенному снижению конкуренции в этой сфере. Доля независимых поставщиков уменьшилась на этом рынке за последнее время в несколько раз. Поэтому наши предложения касаются в том числе изменения налогового законодательства. Наконец, мы предлагаем организовать биржевые интервенции на рынке нефтепродуктов. Для начала мы предложили премьеру создать биржевую торговлю нефтепродуктами в рамках госзаказа. Тогда топливо и ГСМ для армии, например, будет закупаться исключительно по рыночным ценам, которые будут всем известны. Что же касается интервенций, то для этих целей можно использовать часть запасов "Транснефтепродукта" и государственного резерва. Это практика, принятая во многих странах. Мы сможем снизить цены на 10%, а конкуренция усилится. Для этого потребуется внесение порядка 17 поправок в действующее законодательство, эту работу можно завершить в течение полугода. Наше ведомство также подготовило концепцию формирования рынка нефти и нефтепродуктов. К сожалению, идея развития биржевой торговли нефтепродуктами блокировалась крупными компаниями. Потому что одна из классических схем уклонения от налогов - это трансфертное ценообразование. Мы теряем на этом миллиарды долларов в доходах бюджета. "РВ"-Досье Артемьев Игорь Юрьевич родился 27 ноября 1961 года в Ленинграде. В 1983 году окончил биологический факультет Ленинградского государственного университета. Второе высшее образование получил на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета по специальности "юриспруденция". Автор 43 научных статей и изобретений, автор 6 монографий по вопросам бюджета и экономики. Кандидат биологических наук. С 1986 года - ассистент, с 1990 года - доцент кафедры анатомии и физиологии Ленинградского государственного педагогического института. С 1992 года - председатель комиссии по экологии и городскому хозяйству Ленсовета. С 1994 года - председатель комиссии по городскому хозяйству, председатель комитета по бюджету Законодательного Собрания Петербурга. С 1996 года - первый вице-губернатор и председатель комитета финансов администрации Петербурга. С 1999 года - руководитель Фонда экономических и политических исследований "ЭПИЦентр - Санкт-Петербург". С декабря 1999 года - депутат Государственной Думы, являлся заместителем председателя фракции "ЯБЛОКО", заместителем председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Автор и соавтор ряда действующих федеральных законов. С 10 марта 2004 года - руководитель Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Женат, воспитывает двух дочерей. Беседовал Алексей СВЕТЛАНОВ.
00:04 07.07
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |