Архив новостей → "Мелочи" жизни Григория Коваля.
"Мелочи" жизни Григория Коваля.
Как ходил по чиновничьим кабинетам инвалид войны, бывший артиллерист, защитник Москвы, ныне 82-летний пенсионер .
Житель города Клинцы, что в глубинке Брянщины, Григорий Федорович Коваль отдал армии восемь лучших лет, имеются боевые ордена и медали, дважды был ранен. Первый раз њ в голову, в битве за Москву, отчего один глаз стал хуже видеть. Но после госпиталя солдат снова попросился на фронт. Затем ранение под Смоленском, после чего правая рука стала не всегда слушаться. Но опять он оказался на полях сражений. Знал, что воевал за Родину, за будущую лучшую жизнь свою, своих детей и внуков. А сегодня ветеран мучительно задается вопросом: "За что воевал?" Ваш корреспондент выехал к автору письма.
Неугомонный дедуля.
Калитку открыл сам Григорий Федорович. Безжалостно время: передо мной стоял явно больной старик, плохо видящий. Услышав, что я приехал по его письму в редакцию, нисколько не обрадовался, только безразлично и устало махнул рукой, как человек, потерявший веру во все:
њ Что ж, заходите, коль приехали.
Обычный частный домишко. Его сруб хозяин привез в Клинцы очень давно из деревни. Потом, когда рождались дети и становилось тесно, мастерил пристройки. Все своими руками, на свои трудовые рубли. Никто не помог защитнику Родины.
Чувствовалось, не хотелось беседовать Григорию Федоровичу.
њ Что толку от нашего разговора? Я десятки раз ходил в кабинеты городской власти. Эту власть нынче ничем не прошибешь. Хожу в общем-то по мелочам. Но эти мелочи не дают нормально жить, вернее, спокойно дожить...
њ По каким же мелочам и куда вы обращались?
њ Да вот на весь квартал был у нас один-единственный колодец. Рядом с ним купил хибарку "новый русский". Хибарку убрал, начал строить кирпичный дом. А чтобы люди не ходили сюда за водой и не видели, что он там делает, њ колодец засыпал. Всю округу оставил без воды, но это господина не волновало. Куда я только ни ходил, просил как-то повлиять на нового хозяина. Коллективные письма писали. Уж год прошел, а колодец так и не восстановлен.
њ Где же вы воду берете?
њ Пришлось мне и еще двоим соседям сложить свои пенсии, отдать здоровым мужикам, они выкопали нам колодец. Кто живет поближе, тот ходит теперь к нам за водой, а остальные њ кто где может. Одним словом, мучаются люди... И вдруг знаете, что произошло? Этого человека, который засыпал колодец, его жену и двоих детей ночью зарезали. Нет, конечно, не из-за колодца. Говорят, будто он спиртом торговал и кто-то что-то там не поделил. Но вырезать всю семью?! Откуда у нас такие нелюди появились? Да что же это за время пришло такое жестокое?
Григорий Федорович так расстроился, что даже из комнаты вышел. Разговор продолжила невестка Анджела:
њ Нашему дедуле будто больше всех надо. Вот не стало на нашей улице света. Как стемнеет њ не пройти. Люди возмущаются и только. А наш дедуля собрался и пошел к электрикам. Две недели ходил. Каждый раз обещали приехать, исправить линию. Потом сказали, что лампочек нет, купить не на что. Дедуля говорит: "Мы всей улицей соберем вам на лампочки, только приезжайте". До сих пор все едут... А он так переживает њ приходится сердечные капли давать...
Белокаменная защитила.
Григорий Федорович успокоился, вернулся.
њ А дом-то мой снести хотели. И сад, который я сам вырастил. Видите ли, им понадобился мой участок, чтобы расширить школьную спортплощадку.
њ Как это снести дом и сад ветерана войны? А вас куда?
њ Меня с супругой хотели загнать в однокомнатную квартиру. Не вышло...
И бывший фронтовик поведал, какой бой ему пришлось выдержать за свой клочок земли. Григорий Федорович и его жена Вера Михайловна трудятся на этой делянке с утра до вечера. Участок њ их кормилец. Разве могли они с ним расстаться?
Обошел в городе все кабинеты, какие только можно было. Но чиновники стояли на своем твердо как стена. Короче с местной властью Григорий Федорович борьбу проиграл. Пришлось ветерану аж до Москвы дойти. "Неужто она меня не защитит? Я же ее защитил когда-то". И Белокаменная защитила. Дала местной власти депешу: инвалида войны не трогать. И за это старый солдат благодарен Москве.
А три года назад в собесе потеряли его пенсионные военные документы. Мурыжили два с половиной года. Самому пришлось восстанавливать нужные бумаги. Сколько писем отправил в архивы, сколько кабинетов исходил и сколько нервов истрепал, пока, наконец, снова признали его инвалидом второй группы по ранению.
Я напомнил Григорию Федоровичу, что в письме в редакцию он говорил об операции, которую ему надо сделать, но на это у него нет денег, а редакция готова помочь...
њ Уже поздно делать операцию, њ произнес он подавленно. њ Два года ходил к нашим клинцовским окулистам, просил дать направление в калужский глазной филиал, ну в этот, который зовут федоровским. А они мне все твердили: "Не торопись, дед, с операцией". Я собрался и сам поехал в Калугу. Прошел там обследование, заплатил почти 200 тысяч рублей. И сказали мне: "Если бы ты, отец, приехал хотя бы на три-четыре месяца раньше, мы еще могли бы сделать тебе операцию. Сейчас поздно". Вот так мне услужили клинцовские окулисты. Я совсем недавно вернулся из Калуги. Чуть-чуть вижу њ и ладно...
Григорий Федорович снова вышел из комнаты. И пока его не было, Вера Михайловна рассказала, сколько бед терпит семья от школьной спортплощадки. Футбольные ворота стоят в пяти метрах от огорода Коваля. С ранней весны и до конца осени покоя семье нет. Здесь играют в футбол и подростки, и взрослые. Летом гоняют мяч до ночи. Крик невообразимый. Мяч то и дело залетает в огород. Игроки перемахивают через невысокий забор и топчут то, что старики с таким трудом выращивают. И так уже несколько лет...
Григорий Федорович уже не раз обошел всех, кого только можно. Даже с заместителем главы городской администрации беседовал. Тот, как водится, пообещал разобраться. Но, наверное, забыл. А прошлым летом залетевший в огород мяч прокусила хозяйская собачонка. Начала играться с мячом и прокусила. Так физрук школы обругал ветерана последними словами и пообещал мстить. И действительно, в огород стали лететь камни, а в адрес стариков њ мат-перемат. Вот такой пошел воспитатель школьников...
њ Сегодня жалуйся не жалуйся њ один черт, власть на нас, стариков, просто плюет, њ говорит Григорий Федорович. њ А надо всего лишь поставить сетку на забор нашего огорода. Вот вчера опять хотел попасть к заместителю главы города. Просидел в очереди полдня. Но меня не принял заместитель. Сказали: надо записаться на прием заранее. А принимает этот заместитель в первую и в последнюю субботу месяца.
"Улица бедняков".
Все это "мелочи"? Но жизнь-то из "мелочей" и складывается. Потому нынешняя жизнь ветерану откровенно не нравится. Многое в ней он не понимает, не хочет понять и принять. Григорий Федорович с женой вырастили двух дочерей и сына. За ними бы давно пора отдохнуть родителям. Но не получается. Дочь работает на трикотажной фабрике, несколько месяцев не видела зарплату, у мужа с зарплатой такое же положение. Сын њ плотник в школе, получает 50 тысяч рублей в месяц, невестка уже год не работает. Да еще есть две внучки и два внука. Так что надеждой и опорой продолжают оставаться родители, вернее, их пенсии, на которые все, можно сказать, кормятся.
Клинцы њ город текстильщиков, сейчас он в числе самых безработных городов Брянщины. Григорий Федорович не может этого понять и сильно переживает за детей и внуков, за их будущее.
њ А ведь недалеко отсюда выросла целая улица трехэтажных особняков, ее народ прозвал "улица бедняков", њ в сердцах говорит ветеран. њ Где они взяли сотни миллионов на такие стройки? И это в то время, когда тысячи горожан стоят на бирже труда, когда не платят "детские" и так называемые "гробовые" њ наш город заражен чернобыльской радиацией...
Внучка поехала поступать в институт, а ей говорят: "Плати деньги". И деньги немалые. Где их ей взять, если родители безработные? Разве это нормально, когда женщины не хотят рожать: боятся, что не прокормят своих детей? Почему фабрики и заводы в нашем городе стоят? За что погибли на фронте двое моих братьев? Почему на жалобы фронтовиков не реагирует начальство?
Что ответить старому солдату? Какая бы ни была его жизнь, но он ее прожил честно, прожил вместе со своей страной, деля с ней радости и печали. И судьба страны небезразлична Григорию Федоровичу. Он хочет видеть ее благополучной. Ему обидно, что с ветеранами нынче совершенно не считаются. Верно же кто-то сказал, что если в обществе не уважают стариков, то это беда для общества.
Под окнами дома Григория Федоровича две березы.
њ Им уже пятьдесят лет, њ сказал ветеран. њ Я посадил их совсем маленькими на следующий день после нашей с Верой свадьбы. Она говорит, будто по какому-то гороскопу березы наши с ней деревья. Вот мы иногда и берем у них силы. Иначе сегодня просто не выжить...
От редакции
У старого солдата уже нет надежды на лечение, на то, что смогут медики помочь. Но, как говорится, надежда умирает последней. Мы попросили нашего собкора прислать нам выписку из истории болезни ветерана. Тогда обратимся к московским специалистам: вдруг еще не все потеряно њ так хочется в это верить...
Анатолий ГРАЧЕВ.
Клинцы
Брянской области.
00:04 14.01
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






