Архив новостей → Наш зритель њ в последнем ряду.
Наш зритель њ в последнем ряду.
Вчера на заседании Правительства обсуждали вопрос "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", проект постановления был подготовлен Министерством культуры РФ и Союзом театральных деятелей.
Многочисленные приглашения трупп и актеров за рубеж ярко демонстрируют признание наших театров во всем мире. Наши актеры, наши театральные режиссеры играют и ставят спектакли в зарубежных театрах, например, Валерий Фомин имеет на своем счету много интересных постановок в Польше, Японии, других странах, в США работали Галина Волчек, Олег Табаков. Русская школа верховенствует в мире, не случайно именно в Россию, в Школу-студию МХАТ, приезжают учиться иностранные студенты, чтобы впитать традиции великих Станиславского и Немировича-Данченко.
Когда перечисляешь все это, невольно приходит на ум сакраментальное: хорошо работают и пусть работают, не надо им мешать. И тем не менее успехи театра не отменяют необходимости перемен, реформирования театральной отрасли.
В принципе реформы в театре не новость. За последнее десятилетие он пережил уже несколько этапов реформы. Началось все в конце 80-х. Тогда в стране заявили о широкомасштабном театральном эксперименте. Эксперимент на самом деле никаким экспериментом не был. Театры получили то, что должно бы им принадлежать, но не принадлежало по сути дела все советское время: самостоятельность в выборе репертуара, выпуске новых постановок, некоторые льготы при оплате труда актеров и установлении платы за билеты.
Эксперимент только объявили, но сразу стало ясно, что он њ полумера, что нужны иные кардинальные изменения в театральном деле, поэтому в 1988 году Министерство культуры и Союз театральных деятелей подготовили документ, названный "Основные направления развития перестройки театрального дела в РСФСР". Правительство тогда посчитало этот документ основой для своего постановления, и театр получил так называемые новые условия хозяйствования, вошедшие в практику в конце 1989 года.
Отныне театр получал свободу не только в выборе репертуара и творчества, но и хозяйственную самостоятельность, возможность многоканального финансирования при обязательной государственной поддержке. Кроме того, изменилась система управления свободными театрами: подавляющее их большинство стало подчиняться исполнительной власти субъектов Федерации и финансироваться из их бюджетов. И тут в условиях полной свободы как грибы после дождя на почве развивающейся в стране демократии стали появляться негосударственные театры и театральные организации. Сегодня многие с раздражением говорят о сотнях новых театральных коллективов: дескать, так было хорошо, на всех денег с трудом, но хватало, а тут еще неизвестно откуда и зачем появились новые авангардные, модерные и прочие. Скептики не правы: появление новых театров свидетельствует прежде всего о том, что у общества есть социальная потребность в них, что они нужны не только актерам и режиссерам, пожелавшим сказать свое авторское слово, но и множеству зрителей, которые посещали и посещают эти новые театры. Другое дело, что поначалу не было никакой законодательной основы и эти новые театры существовали вроде бы на самодеятельных основах, что давало право их государственным собратьям громко спорить о том, кто имеет право на государственную финансовую поддержку, а кто њ нет.
Ясно было, что снова нужно многое менять, и в конце 1990 года Министерство культуры и Союз театральных деятелей России проводят Всероссийскую конференцию руководителей органов культуры и театров "Город и театр њ лицом друг к другу". В результате Правительство, услышавшее голос театральной общественности, в мае 1991 года принимает новое постановление "О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР". В рамках этого постановления наконец-то было принято Положение о театре. Оно было поистине революционным, ибо уравнивало в правах театры всех форм собственности, объявляло театральную деятельность некоммерческой, закрепляя гарантии бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров, наконец, давало гарантии их творческой и хозяйственной самостоятельности. Именно это постановление во многом обеспечило сохранение и дальнейшее развитие театрального пространства России.
Можно предвидеть, что кто-то спросит: а зачем все это? Так трудно живем, до театра ли? Ответ один: да, до театра. Статистика свидетельствует, что театральная жизнь в России становится все более востребованной зрителями. Мало того, что за четыре года (с 1993 по 1997 гг.) театров в России стало больше (с 427 до 496), так и количество зрителей, по статистике, составило немалую цифру (30 млн. в год). И это при том, что на самом деле нет полного реестра театров (а это значит, что их значительно больше, чем следует из статистических данных), при том, что статистический учет не позволяет выявить полную картину зрительского интереса, поскольку не включает сведений о посещении негосударственных театров, данных о заполняемости театров на гастрольных, фестивальных спектаклях, во время проведения различных театральных акций.
Тут опять можно было бы поставить точку и сказать: все хорошо. Но на самом деле все не так хорошо. Великая театральная Россия сегодня оказывается самой малообеспеченной театральным предложением страной: у нас на 1 млн. жителей приходится всего 3,2 театра, в Австрии этот показатель составляет 24; в Швеции њ 13; во Франции њ 9,6; в Великобритании њ 8,9; в Японии њ 8,7; в Италии њ 5,9.
Опережая по качеству, мы здорово отстаем по количеству: при огромном зрительском спросе на театральную продукцию у нас налицо огромный ее дефицит. Достаточно сказать, что сегодня в России имеет свои театры только пятая часть населенных пунктов, обладающих статусом города.
Спрашивается, зачем городу нужен театр? Ответ прост: для того чтобы обеспечивать нормальный ход экономических реформ. Потому что успешно работать может лишь человек, который подпитывается интеллектуально и эмоционально, которому искусство позволяет переживать стрессы, справляться со сложными жизненными проблемами. Но сделать это удается далеко не всем россиянам. Зрительских мест даже в существующих театрах до обидного мало. Если малые и средние города почти не имеют своих театров, то в больших и крупных городах число театров мало по сравнению с потребностями населения. В крупнейших городах страны на тысячу населения приходится не более 5 мест в театральных залах. К тому же только 6 крупнейших городов страны имеют театры всех видов, в подавляющем же большинстве городов, имеющих театры, есть лишь драматический театр.
Раньше были гастроли, и дефицит театров не был так заметен. Мы слыли не только самой читающей, но и самой театральной страной. Теперь нет денег на гастроли: расходы на них не предусмотрены в бюджетах театров, не всем коллективам удается найти спонсоров для поддержки гастрольной деятельности. Театр, замкнутый границами одного города, чтобы выжить, должен постоянно предъявлять ему все новые и новые постановки. Но на это тоже нет денег в его бюджете. За последние 10 лет число новых постановок в драматических театрах снизилось почти вдвое (с 8 в 1987 году до 4,5 в 1997 году в расчете на один театр).
Находятся люди, которые всерьез советуют театрам зарабатывать самостоятельно. Такие театры находятся и устанавливают цены на билеты от 300 рублей и выше. Но большинство театров сознательно не идет на повышение цен на билеты, особенно в провинции. Там, как правило, билеты стоят 20 рублей, на детские спектакли њ 5њ10 рублей. Это предел допустимой цены для зрителя, который несвоевременно и не в полном объеме получает зарплату. Не получает зарплату, но ходит в театр. Это очень важно, потому что именно театр помогает регионам снизить социальную напряженность.
Подводя итоги, можно сказать, что театры живут плохо, но при этом (еще один парадокс!) они готовы жить хорошо. Для этого им нужно совсем немного: такое правовое поле, которое позволит им быть по-настоящему самостоятельными в экономическом плане, иметь необходимые льготы, которые нужны некоммерческому предприятию, работающему не на приумножение собственных капиталов, а на зрителя и в конечном счете на государство и общество. Причем нужно не просто поле, а системное правовое поле, которое позволит и принятым законам, и тем, что будут приняты, приумножать благоприятные условия для развития театрального дела, а не вступать в противоречие друг с другом.
Правительство РФ на своем заседании рассмотрело практически все проблемы российского театра. Его постановление, вне всякого сомнения, поможет развитию театра, окажет ему необходимую поддержку на государственном уровне. Но теперь нужно снова поработать на опережение, предложить нечто, что еще больше продвинет театральное дело. Поэтому в начале марта Министерство культуры РФ и СТД РФ проведут Всероссийский театральный форум "Театр. Время перемен". Задача форума њ выработать концепцию развития театральной жизни страны на рубеже веков, обсудить проблемы государственной политики в области театра, содержание специального закона о театре, рассмотреть возможности защиты интересов театра в общем законодательстве, правовой статус и социальную защиту творческих работников, укрепления инфраструктуры, механизмы экономической поддержки театрального дела.
Виктория МОЛОДЦОВА.
00:04 19.02
Лента новостей
|
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
Мяу : )![]() Комментариев: 4 |
Закрой глаза![]() Нет комментариев |
______![]() Нет комментариев |
ере![]() Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg![]() Комментариев: 2 |