Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейРенессанс таксофона.

Ренессанс таксофона.

Игорь Цуканов.

Российские связисты обнаружили, что бизнес на уличных телефонах может быть прибыльным.

В России грядет масштабная модернизация таксофонного хозяйства. На смену морально и технически устаревшим жетонным таксофонам приходят современные карточные - в результате этот бизнес становится не просто доходным, но и весьма прибыльным. Возглавить начавшийся процесс доверили питерским связистам. Москвичи подозревают, что столь масштабная задача питерцам не под силу, и призывают не создавать новую монополию.

Вероятно, немало людей до сих пор убеждены, что таксофоны свой век отживают. И хотя в крупных городах на смену древним жетонным или монетным монстрам пришли современные карточные таксофоны, судьба их, кажется, предрешена. По мере того как граждане обзаводятся мобильными средствами связи, нужда в телефонных будках просто отпадает. Но на деле не все так однозначно. Опыт многих зарубежных стран (где мобильная связь, кстати, намного популярнее и распространеннее, чем у нас) свидетельствует: таксофоны вполне жизнеспособны и на них можно делать успешный бизнес. В последние годы это осознали и в России. Правда, будущее отечественного таксофонного бизнеса во многом зависит от того, насколько быстро региональные операторы связи сумеют обновить свое таксофонное хозяйство и внедрить современные услуги.

Лучше меньше, да лучше.

До недавних пор считалось аксиомой: таксофоны приносят эксплуатирующим их операторам сплошные убытки. Правда, точно определить размер этих убытков было затруднительно, поскольку учета доходов и расходов отдельно по таксофонному бизнесу (равно как и любому другому) в большинстве компаний не велось. Подчас операторам было даже невыгодно "засвечивать" реальное положение дел в таксофонном хозяйстве: во-первых, неудовлетворительную ситуацию надо как-то исправлять, а тратить на это деньги мало кому хотелось. А во-вторых, монетные и даже жетонные аппараты, при всей их допотопности, легко было использовать как источник нелегального заработка: ведь инкассацию этих таксофонов чаще всего проводили сами же телефонные компании, которые имели возможность (по крайней мере, теоретически) утаивать часть выручки от акционеров.

В 1998 г. Госкомсвязи (ныне Минсвязи) попытался навести порядок в таксофонном хозяйстве страны и распорядился создать на Северо-Западе России опытную зону по модернизации и переводу таксофонных сетей на карточную оплату. К тому времени у Петербурга уже был опыт внедрения карточных таксофонов. Еще в 1994 г. "Петербургская телефонная сеть" делегировала обязанности по развитию таксофонов своей дочерней компании "Санкт-Петербургские таксофоны" (СПТ), а в 1998 г. в городе уже был демонтирован последний жетонный таксофон. Примерно в то же время начала заменять таксофоны и Москва, но здешние темпы модернизации оказались не столь революционными - что, впрочем, неудивительно, учитывая масштабы столицы. К концу 90-х карточные таксофоны в Москве лишь приблизились по числу к жетонным, последние же 2000 жетонных таксофонов МГТС намерена демонтировать к лету этого года.

Модернизация наконец-то сделала таксофонный бизнес прибыльным: ведь современные аппараты значительно надежнее своих предшественников. Карточный таксофон не принимает ни монет, ни жетонов - значит, даже у самых завзятых хулиганов не может возникнуть соблазна взломать его ради наживы. Вандализм всегда был главной проблемой таксофонных компаний, и, справившись с ней, они получили возможность существенно сэкономить на обслуживании парка. К тому же современные таксофоны сами себя "диагностируют", сигнализируя в центр управления обо всех серьезных неисправностях. В результате эксплуатационные издержки опять же сократились: если прежде осматривать приходилось все таксофоны подряд, то теперь проверки стали адресными. "Питерский парк таксофонов действует уже восемь лет - это очень серьезный срок для таксофона, даже по западным меркам, - отмечает технический директор СПТ Сергей Косов. - Тем не менее статистика отказов на нашей сети до сих пор вполне приемлемая. За месяц на 2000 таксофонов приходится не более 800-900 повреждений - это в десятки раз меньше того, что было раньше. Причем в 90% случаев виновата не техника. Сейчас для поддержания работоспособности таксофонов на весь Петербург хватает 15 монтеров, тогда как раньше и сотни было недостаточно, чтобы обеспечить нормальную работу морально устаревших таксофонов".

Еще одним шагом на пути к рентабельности в обеих столицах стало сокращение таксофонного парка, прежде явно избыточного. Парк таксофонов СПТ сократился по сравнению с 1994 г. в пять раз - с 10 000 до 2000, при этом объем трафика, по утверждению коммерческого директора СПТ Дениса Пустовойта, не только не уменьшился, но даже возрос примерно на 15%. "Люди, привыкшие видеть по десять стоящих в ряд неработающих таксофонов, теперь находят на углу лишь один - зато наверняка работающий", - сказал он "Фокусу". Сокращает свой парк и МГТС: еще десять лет назад компания эксплуатировала более 30 000 таксофонов, которые необходимо было постоянно проверять, инкассировать и чинить. С переходом на карточные технологии их стало примерно 16 000.

Штука в том, что отказаться от лишних таксофонов "просто так" невозможно. Одно из обязательных требований Минсвязи гласит: компания, оказывающая услуги связи, обязана не менее 0,5% от своей монтированной емкости (всех номеров, имеющихся в ее распоряжении) использовать для установки таксофонов. Норма довольно бессмысленная: ведь большинству городов столько таксофонов просто не нужно. Впрочем, для обеих столиц Минсвязи предусмотрело исключения. МГТС с ее 4,5 млн номеров разрешили содержать не менее 14 000 таксофонов; СПТ же воспользовалась статусом "опытной зоны", позволившим ей самой определять потребность города в таксофонах.

Уменьшив расходы, таксофонисты начали повышать выручку. Раньше компании избегали ставить таксофоны пусть даже в потенциально прибыльные, но небезопасные с точки зрения вандализма места - например, в общежития. Теперь оснований для опасений стало меньше, и таксофоны стали устанавливать везде, где они востребованы. К тому же их стали активнее подключать к межгороду. Дальние звонки, по определению, дороже местных, что тоже пошло на пользу таксофонному бизнесу. Сейчас, по утверждению Дениса Пустовойта из СПТ, услуги междугородной и международной связи предоставляют более 90% питерских таксофонов. Похуже с этим обстоят дела в Москве: как рассказал "Фокусу" начальник управления таксофонной сети МГТС Аркадий Семенов, в столице к межгороду подключено около 20% действующих карточных таксофонов. Проблема в том, что в советское время все АТС в обязательном порядке оборудовались определенным количеством специальных таксофонных номеров, не имевших выхода на межгород, и исправить ситуацию можно лишь заменив всю телефонную станцию.

Мобильная трубка таксофону не соперница.

Несмотря на энергичную экспансию мобильной связи, в большинстве стран таксофоны не спешат вымирать. Да, с появлением сотовых трубок многие операторы все же зафиксировали уменьшение числа звонков с таксофонов: France Telecom, к примеру, всего за несколько лет усиленной "мобилизации" населения потеряла до 30% таксофонного трафика. МГТС, по словам Аркадия Семенова, впервые столкнулась с этой проблемой в конце 2000 г.: с тех пор число звонков, совершенных по таксофону, ежегодно уменьшается на 7-8%. И все же опыт Европы показывает, что со временем количество звонков стабилизируется и таксофоны остаются на плаву.

Сами операторы находят тому два объяснения. Во-первых, таксофоны - сравнительно дешевое средство междугородной и международной связи: дальний звонок из таксофона почти всегда обходится дешевле, чем по сотовой трубке. Причина проста: чтобы организовать междугородное соединение, сотовая компания вынуждена подключаться за деньги к сети традиционного оператора, таксофоны же чаще всего принадлежат самому традиционному оператору, которому не приходится платить за пропуск трафика самому себе.

Другой фактор, благодаря которому таксофоны выдерживают натиск сотовиков, - активное развитие на их базе разнообразных дополнительных услуг. Возможности современного таксофона не исчерпываются только телефонными звонками. Недавно МГТС закупила у Siemens опытную партию так называемых веб-таксофонов с 12-дюймовыми дисплеями и полноценной клавиатурой, позволяющих не только отправить SМS-послание на мобильный телефон или электронное сообщение на компьютер, но и зайти в Интернет, а в будущем даже провести сеанс видеосвязи: таксофоны оборудованы мини-видеокамерами. Уже в этом году в Москве скорее всего будет установлено 65 таких кабин. В Питере веб-таксофоны появятся еще раньше: уже в апреле 25 таких терминалов будут установлены в честь 300-летия города в аэропортах, на вокзалах и на центральных улицах.

Оплатить Интернет можно будет с помощью тех же телефонных карт, что и обыкновенные звонки. Впрочем, со временем появляются и иные платежные средства. МГТС, например, всерьез подумывает о введении оплаты всех таксофонных услуг с помощью банковских дебетных карт. Идея совсем неплохая, тем более что уже в этом году московское правительство планирует приступить к воплощению в жизнь программы "Социальная карта москвича", согласно которой каждому жителю столицы должна быть выдана личная накопительная карта на основе электронной платежной системы Visa. Сейчас банковские карточки принимают 25 московских таксофонов, но пока в порядке эксперимента. Если все пройдет гладко, через месяц-другой к этой системе обещают подключить и остальные таксофоны. "Во всем мире у системы Visa более 800 млн клиентов - и любой из них, оказавшись в Москве, может принести нам дополнительный доход", - говорит замначальника управления таксофонной сети МГТС Вячеслав Голованов.

Таксофонная карта - единая...

По мере того как таксофонный бизнес становится все более привлекательным, игроки этого рынка все чаще подумывают о том, чтобы "застолбить" эту "поляну". Еще в 90-х в недрах Минсвязи начали бродить идеи, к концу 2001 г. оформившиеся в "Концепцию единой таксофонной карты". Суть концепции в том, чтобы приспособить все таксофоны страны к приему одной и той же карты, которая будет продаваться во всех городах. Для воплощения в жизнь этой красивой идеи еще в 2000 г. была создана компания "Национальная таксофонная сеть" (НТС). Основой ее выступила питерская СПТ: обе компании по сей день управляются единой командой менеджеров. Одновременно СПТ стала одним из основных учредителей НТС: ей принадлежит 51% акций новой компании. Другой крупнейший акционер НТС - холдинг "Связьинвест" в лице компании "Мобител".

Основная функция НТС - организация выпуска единой карты, оснащенной специальным чипом (так называемый security access modul, или SАМ-модуль), который необходим для активной идентификации карты в таксофоне и заверения транзакций, связанных со списанием с карты тарифных единиц. В результате, по словам Дениса Пустовойта из СПТ, исключается хождение поддельных карт, а взамен появляется возможность наладить централизованный учет звонков со всех таксофонов. Национальные карты должны продаваться во всех регионах местными операторами и дилерами, выручка же от продажи аккумулируется в едином межоператорском расчетном центре и впоследствии распределяется между операторами пропорционально количеству тарифных единиц, "выговоренных" их клиентами.

Проект стартовал в 2000 г., но до настоящего времени продвинулся не слишком далеко. Карты НТС действуют более чем в 15 регионах (Ленинградская область, Петрозаводск, Калининград, Мурманск, Архангельск, Псков, Череповец, Вологда, Новгород, Сыктывкар, Грозный), однако в большинстве их принимаются всего несколькими десятками таксофонов. Наибольшую популярность они получили в Петербурге, где распространяются почти девять лет. Для успешной реализации проекта, признает гендиректор СПТ и НТС Анатолий Афанасьев, необходима массовая модернизация таксофонов в регионах, которая стоит немалых денег, а их пока нет. "В прошлом году мы вложили более $500 000 в создание межрегионального центра взаиморасчетов, - рассказал "Фокусу" Денис Пустовойт. - Дальнейшие затраты будут связаны уже с установкой таксофонов. Но собственных средств проект пока генерирует немного, поэтому в ближайшей перспективе мы рассчитываем в основном на средства самих региональных операторов, а также на заемный капитал".

Региональные связисты в основном рады сотрудничать с НТС, тем более что в большинстве случаев их таксофоны давно устарели и стали убыточны. О желании участвовать в проекте уже заявили и некоторые не зависимые от "Связьинвеста" операторы - например "Башинформсвязь" и "Самарский таксофон". Однако самостоятельно вкладывать деньги в модернизацию таксофонного хозяйства готовы не все. Так, ближайший проект по установке в Нижнем Новгороде 1000 универсальных карточных таксофонов, стоимость которого НТС оценивает приблизительно в $1 млн, питерцы вынуждены воплощать самостоятельно - в этих целях НТС в ближайшее время позаимствует $3 млн у одного из своих учредителей - компании "Ивента".

Исправить ситуацию пытается "Связьинвест": в этом году по указанию холдинга все его компании должны предусмотреть в своих бюджетах средства для того, чтобы к концу этого года единую карту могли принимать не менее 30% их таксофонного парка, или примерно 40 000 таксофонов по всей стране. Учитывая, что средняя стоимость современного зарубежного таксофона с учетом всех таможенных платежей "зашкаливает" за $1000, речь идет по крайней мере о $40-миллионных инвестициях - сумма малореальная даже для всех операторов "Связьинвеста", вместе взятых. Так, "ЦентрТелеком", объединивший 17 компаний связи Центрального округа, направит в этом году на модернизацию таксофонов всего около 40 млн руб., то есть $1,3 млн. Осознавая это, НТС делает ставку на отечественное оборудование. "Еще два года назад российский таксофон был очень далек от стандартов, принятых на Западе, - говорит Пустовойт. - Но в конце 2001 г. мы собрали производителей и сказали им:

если не подтянетесь, мы начнем внедрять зарубежное оборудование. В результате все, кто не хотел упустить шанс участвовать в проекте, быстро наладили производство качественных таксофонов с надежными системами защиты и средней стоимостью вдвое ниже, чем у западных производителей".

...но не единственная.

Пока НТС пытается привлечь в свой проект по возможности больше участников, наиболее "продвинутые" регионы высказывают сомнения в целесообразности всего затеянного. К стану сомневающихся принадлежит и МГТС, которая занимается реконструкцией таксофонов уже восьмой год и с тех пор установила в городе более 14 000 современных карточных терминалов. При этом, как отметил в беседе с "Фокусом" глава управления таксофонной сети МГТС Аркадий Семенов, компания самым внимательным образом относится к вопросам безопасности таксофонов: именно поэтому она отказалась в свое время от таксофонов французской компании Monetel, которые сочла недостаточно защищенными, и предпочла сотрудничать с испанской компанией Amper-Elasa, с недавних пор подконтрольной Siemens.

Сейчас в столице действуют всего несколько таксофонов НТС, установленные на Ленинградском вокзале и в здании Центрального телеграфа. Компания не раз предлагала МГТС расширить сотрудничество и оборудовать своими SАМ-модулями все московские таксофоны. Но москвичи с этим не торопятся. "Мы можем поставить модули НТС, хотя это и недешево: каждый такой чип стоит $36, - сказал "Фокусу" Аркадий Семенов. - Но, на наш взгляд, разумнее сотрудничать на взаимовыгодных условиях: мы соглашаемся дооборудовать какое-то количество своих таксофонов под прием единой карты, а НТС взамен дооборудует ровно столько же своих таксофонов под карту МГТС". Соответствующий протокол компании уже подписали, и до конца года, заверил корреспондента "Фокуса" глава НТС Анатолий Афанасьев, в столице появится по крайней мере 1000 "национальных" таксофонов.

Строго говоря, на статус единых вполне могли бы претендовать и московские телефонокарты: помимо Москвы, они действуют в Подмосковье (например, в Балашихе), Твери, Курске, Сочи, на московских таксофонах "Ростелекома". Масштабы выпуска столичных телефонокарт тоже внушительны: ежемесячно, по словам Семенова, МГТС продает 400 000-500 000 карт, а в этом году выпускает уже 25-миллионную.

Смущает москвичей и другое. По предложенной НТС схеме вся информация о звонках, совершенных c региональных таксофонов, должна отправляться прямиком в единый центр, оставаясь недоступной для самого владельца таксофона, из которого совершен звонок. Делиться с операторами данными, которые генерируются в SАМ-модуле единой карты и предназначены для учета трафика, НТС не намерена: по словам Сергея Косова, это повысит вероятность подделки карт. Но, учитывая, что расплачиваться с местными операторами НТС будет как раз исходя из их доли в общем трафике, такая система может обернуться для них рядом весьма неприятных неожиданностей. Впрочем, в НТС утверждают обратное: местные операторы легко смогут прочитать данные SАМ-счетчиков; к тому же, во избежание недоразумений и взаимных претензий НТС будет получать данные о каждом звонке еще и с региональных систем управления.

"Единая карта - безусловно, здравая идея, - считает Аркадий Семенов. - Но при этом она не должна быть единственной. Пользователя не должно волновать, какая у него карта и где он ее приобрел. Если сейчас нет возможности покрыть всю Россию единой картой, надо разрешить операторам развивать этот проект в пределах своих федеральных округов - при условии, что на таксофонах любого оператора будут читаться и чужие карты. Для современного таксофона не является проблемой обеспечение перекрестным роумингом и биллингом".

  00:04 24.02  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU