Архив новостей → Великий шелковый путь ведет в США.
Великий шелковый путь ведет в США.
Азиатские рубежи становятся форпостом Запада.
Состоявшуюся на минувшей неделе в Москве встречу президентов СНГ с помпой назвали саммитом десятилетия. Действительно, юбилей, Содружеству - десять. Собрание было под стать - в меру торжественное, казенное и скучное. Чинное течение мероприятия попытался было нарушить обидевшийся на Россию Эдуард Амвросиевич, но Владимир Владимирович его одернул, и все снова пошло своим чередом. Никаких откровений о будущем СНГ, возможностях реформирования этого неустойчивого образования не прозвучало. Да их, положа руку на сердце, никто и не ждал. Подобные встречи давно стали формальностью.
Между тем на постсоветском пространстве начались тектонические процессы. Особенно в азиатской его части, где позиции России, судя по всему, в итоге будут существенно ослаблены. Потому, едва дождавшись окончания саммита, президенты и разлетелись спешно из Белокаменной по домам. Они понимают - основные события происходят сейчас в их республиках.
Главная тема разговоров в Ташкенте - когда Узбекистан получит из Вашингтона 8 миллиардов долларов, якобы обещанных в обмен на аэродромы в Карши и Термезе в придачу с мостом "Хайратон" через Аму-Дарью.
Узбекские спецслужбы, отвечающие за охрану высоких гостей, сбились с ног. Важные визитеры с Запада летят в страну стаями. Кого только за последнее время не было - министры обороны США и Великобритании, американские конгрессмены, глава ЕБРР, заместитель генсека ООН, председатель ОБСЕ... А началось все со звонка Джорджа Буша узбекскому лидеру вскоре после "черного вторника". Больше американский президент никого в Средней Азии телефонными беседами не беспокоил, сделав выбор в пользу Ташкента как главного ловчего на охоте за бен Ладеном.
Хотя еще недавно солнечные республики систематически окатывали из-за океана холодными ушатами критики. США грозились внести Узбекистан в список стран, где нарушаются религиозные свободы: мечети закрываются, независимые мусульманские группы преследуются, правоверных пачками отдают под суд. Майкл Пармли, представитель Госдепа, на слушаниях в конгрессе не удержался от выговора самому Исламу Каримову: "Мы неоднократно говорили президенту Узбекистана о том, что проводимая им политика преследований и репрессий в отношении законных, мирных последователей ислама является контрпродуктивной. Вместо того чтобы смягчать угрозу, он способствует радикализации разочарованной и бесправной молодежи и сам загоняет ее в объятия Исламского движения Узбекистана и его радикальных союзников".
А сенатор Джозеф Байден, возглавляющий комитет по иностранным делам, предлагал резко сократить финансовую помощь "антидемократическим" властям постсоветских азиатских республик с погрязшими в культе личности вождями, а высвободившиеся немалые суммы переадресовать оппозиции. Накануне намечающегося в заснеженную Астану официального визита госсекретаря США Колина Пауэлла сенатор дал стране такую характеристику: "Президент Назарбаев фактически уничтожил независимость судебной системы, свобода прессы, по сути, отсутствует, правительство действует абсолютно бесконтрольно".
Но как бы там ни было, события 11 сентября дали замысловатый рикошет и передвинули Среднюю Азию из политической глухомани в эпицентр мировых событий. Происходящее там напоминает хорошо известную сценку на любом азиатском рынке. Продавец (Узбекистан) набивает цену, покупатель (США) торгуется, соседи по прилавку (Таджикистан, Киргизия, Туркмения) готовы отдать товар еще дешевле, базарком (Россия) смотрит в оба, чтобы не упустить свою выгоду.
На самый большой куш несомненно претендует Ислам Каримов. Сколько сил он потратил, чтобы понравиться Америке! И бомбежки Югославии одобрял, и Хиллари Клинтон встречал по-царски, и в ГУУАМ вступил, и американским бизнесменам визы отменил, и "Боинги" покупал, и из Договора о коллективной безопасности стран СНГ вышел, и планы создания российской военной базы на Памире встретил в штыки. Но самым веским аргументом, чтобы сменить гнев на милость, для Вашингтона оказался грохот падающих башен ВТЦ.
Узбекистан практически исчерпал запас прочности, оставшийся от советской системы, и крайне нуждается в инвестициях. От России, понятно, ничего не дождешься, хорошо хоть долги особо не требует. Весь расчет на Запад, который пока дальше золота, урана, кока-колы и спасения забытого всеми Арала не пошел. А пора бы, считает Ташкент! И готов, если США действительно раскошелятся, превратиться в западный форпост.
По Ташкенту гуляет упорный слух, что Америка вот-вот даст бешеные деньги и узбекский сум станет, пусть и самым последним в СНГ, конвертируемым. Называется даже дата - 1 января 2002 года. Местные бизнесмены, мечтающие вырваться на оперативный простор, рисуют самые радужные перспективы. Маклеры придерживают богатые квартиры для иностранцев, которые должны хлынуть в страну.
В минувший понедельник в узбекскую столицу пожаловала долгожданная миссия МВФ, чтобы составить отчет об экономике республики. Наверное, он будет куда оптимистичнее, чем прежние.
А в Праге, сразу после беседы на радио "Свобода", был задержан и отправлен под арест Мухаммад Салих. В 1991 году поэт, лидер демократической партии "Эрк" рискнул выставить свою кандидатуру на пост президента против Ислама Каримова. Позднее он был вынужден эмигрировать. Получил политическое убежище в Норвегии, в последнее время жил в Голландии.
В нынешнем году Верховный суд Узбекистана приговорил его заочно к 15 годам за участие в попытке государственного переворота и причастность к организации взрывов в Ташкенте. Салих был объявлен в розыск через Интерпол. Он, впрочем, и не скрывался, думая, что находится в полной безопасности. Однако новая политическая реальность потребовала от Запада сделать выбор между оппозиционером и режимом Каримова.
Заодно, получив свободу рук, узбекские спецслужбы уже две недели шарят по окрестностям Мазари-Шарифа, Кундуза и Кабула, вылавливая своих соотечественников, вставших под знамена Исламского Движения Узбекистана. С 1 декабря закрыт для иностранцев Термез, видимо, чтобы подальше от чужих глаз волочь "своих" пленных через "Мост дружбы". Потому, вероятно, узбекские власти и продержали на авиабазе "Ханабад" под Карши французских десантников, рвавшихся в Мазари-Шариф. Ташкентским чекистам огласка ни к чему...
Делает ставку на свои аэродромы в Ходженте, Кулябе, Душанбе и Эмомали Рахмонов. Он сигнализирует Вашингтону, что и его заклятая дружба с Россией имеет пределы: вырубил якобы за долги ОРТ, намерен брать деньги с российских военных самолетов, приземляющихся в столичном аэропорту, на день Независимости, хотя и прибыла высокая делегация из Москвы, - ни одного слова, ни одного транспаранта по-русски.
Предельно конкретно на этот счет выразился лидер Демократической партии Аслиддин Сахибназаров: "США богатая страна, и она может материально помочь находящемуся в глубоком кризисе Таджикистану. Чего не может Россия. Присутствие США в нашем регионе может способствовать тому, что таджики наконец выйдут из векового угнетения, в чем была заинтересована Россия".
Не пугается американских рейнджеров и вице-скипер верхней палаты таджикского парламента Аскар Хакимов: "Присутствие США в Таджикистане пойдет на пользу экономике слаборазвитого Таджикистана. Думаю, что американцы не будут вести себя в нашем регионе как жандармы".
Душанбе уже гарантированы 760 тысяч долларов - на них Запад отправляет в нищие кишлаки Памира зерно, муку, масло, соль, крупу. Еще 50 миллионов "баксов" посулил глава Пентагона Дональд Рамсфелд. Хотелось бы, понятно, побольше, но уж слишком дурна репутация Таджикистана в глазах мирового сообщества, нет здесь нефтяных и газовых клондайков, да и русское "Смирно! Шагом марш!", судя по всему, еще долго будет звучать над Памиром...
Кто довольно потирает руки, так это Сапармурат Ниязов. В Ашхабад, не успела осесть пыль от рухнувших небоскребов, примчался американский посол Стив Манн, специальный советник генсекретаря по дипломатическим вопросам в энергетической сфере. Цель - предельно конкретна: "Помочь народам Каспийского региона разработать свои ресурсы и транспортировать их на мировые рынки".
Намедни Вашингтон и Лондон отменили санкции против Афганистана и Пакистана, и теперь ничто не мешает вернуться к суперпроекту по транзиту туркменского и узбекского газа через предгорья Гиндукуша в Карачи, на берег Индийского океана. Там его будут сжижать и отправлять, скорее всего, в Японию. Напомним, Ашхабад, Исламабад, компании Unocal (США) и Delta-Oil (Саудовская Аравия) трубопровод длиной в 1450 километров и стоимостью примерно в три миллиарда долларов от туркменского месторождения Даулетабад через Афганистан в Пакистан решили проложить еще в июле 1997-го. Затем к консорциуму присоединились японские фирмы Itochu Corp., Inpex, южнокорейская Hyundai, пакистанские Crescent Group, Cent-gas, бразильская компания Petrobraz. Но из-за плохого поведения талибов, давших убежище бен Ладену, все рухнуло. Около месяца назад, сориентировавшись в резко изменившейся ситуации, Туркменбаши ударил челом перед ООН, вознамерившись вновь сыграть на газовой трубе в сторону Афгана. И, насколько известно, нашел там взаимопонимание...
Для Средней Азии намерение Запада оказать помощь, пусть и в обмен на военное сотрудничество, - благо, счастливый случай, уникальный шанс. Ориентир только на Содружество обрекает, в лучшем случае, на стагнацию, прозябание на задворках бывшей империи и на постоянный страх за свои границы, которые уже захлестывают волны исламского океана.
Между тем не исключено, что, сделав по-быстрому свои дела, Запад махнет крылом и оставит Среднюю Азию один на один с разбомбленными, разгневанными, закусившими удила "изгоями", которые, вне всякого сомнения, постараются выместить злобу на ближайших соседях. Ташкент.
ФЕДОР СУХОВ.
00:04 06.12
Лента новостей |
Форум → последние сообщения |
Галереи → последние обновления · последние комментарии →
|
Мяу : ) Комментариев: 4 |
Закрой глаза Нет комментариев |
______ Нет комментариев |
ере Комментариев: 2 |
IMG_0303.jpg Комментариев: 2 |






