Пройди инициацию!
Логин:   Пароль:

  Архив новостейДва года под пятью звездами.

Два года под пятью звездами.

Вслед за Гонконгом под суверенитет Китайской Народной Республики возвращается Макао. Последует ли их примеру Тайвань?

ИСПОЛНИЛОСЬ два года со дня возвращения Гонконга из-под британского владычества под суверенитет Китая. Дата хоть и не круглая, но примечательная в ряду других календарных вех. За десять дней до 2000 года - то есть 20 декабря - красный пятизвездный флаг КНР будет поднят над Макао, последней китайской территорией, находящейся под иностранным (португальским) управлением.

В отличие от Гонконга, который входит в первую дюжину ведущих участников мировой торговли и в первую пятерку обладателей крупнейших валютных резервов, возвращение Макао под суверенитет Китая имеет не столько экономическое, сколько политическое значение. После этого единственным "отрезанным ломтем" для Пекина останется Тайвань, который постепенно втягивается в круговорот экономического взаимодействия с материковым Китаем.

Ну а какие перемены принесли Гонконгу два года жизни под красным пятизвездным флагом? Этому, как выразился когда-то Милтон Фридмен, "заповеднику самой свободной в мире экономики" на Западе предрекали незавидную участь. Дескать, островок политической демократии и нерегулируемого рынка будет смыт волной коммунистического тоталитаризма. Однако в Пекине не забыли слов Дэн Сяопина о том, что глупо бросать в котел курицу, несущую золотые яйца. К тому же принцип "одно государство - две системы" провозглашен с прицелом на Тайвань. И если "наломать дров" в бывшей британской колонии, может навсегда сорваться с крючка мятежная провинция.

Не сбылись и ожидания Лондона на рост антипекинских настроений. Инакомыслие налицо. 4 июня тысячи людей со свечами поминали в парке Виктория жертв трагических событий на площади Тяньаньмэнь десять лет назад. Легально существуют оппозиционные партии, представленные в Законодательном совете. Однако общий климат в Специальном административном районе Сянган (нормативное произношение Гонконга) определяют местные предприниматели, которые давно уже используют и производственные площади, и рабочую силу в материковом Китае. А такая интеграция существенно подкрепляет врожденный патриотизм, свойственный всей китайской диаспоре.

С другой стороны, достаточно гибко вел себя эти два года и Пекин. "Со времени возвращения колонии, - говорит президент Гонконгской ассоциации банков американец Мервин Дэвис, - китайское правительство не сделало в колонии ни единой ошибки".

Вопреки опасениям, что воссоединение сократит деловое сотрудничество с материковым Китаем, Гонконг по-прежнему остается главным инвестором в экономику КНР и ее главным торговым партнером после Японии и США. К прилегающему с юга Шэньчжэню проложен "коридор наукоемких производств" с упором на информационные технологии, точные приборы и новые материалы.

Наряду с прогрессом путь к процветанию могут проложить и традиции. Глава администрации Сянгана - один из ведущих местных предпринимателей Дун Цзяньхуа выступил с инициативой превратить Гонконг в международный центр китайской медицины. Пока это шесть тысяч мелких, в основном семейных, фирм, торгующих целебными травами с материка.

По мнению Дун Цзяньхуа, Гонконг имеет как капиталы, так и опыт, чтобы переоснастить кустарные предприятия по производству лекарств в Китае на основе новейших технологий производства и контроля за качеством. Став составной частью КНР, Гонконг получил шанс стать ведущим в мире производителем лекарств традиционной китайской медицины.

Шесть миллионов жителей Гонконга - это лишь полпроцента населения Китая. Однако на их долю приходится четверть производимых в стране товаров и услуг. Иными словами, экономика Специального административного района Сянган в 50 раз эффективнее среднего для страны показателя. Именно гонконгский капитал составляет почти две трети инвестиций, нахлынувших в Китай за двадцать лет реформ. Из 300 тысяч зарегистрированных в КНР совместных предприятий почти 200 тысяч имеют гонконгских совладельцев. Они обеспечивают на материке вдвое больше рабочих мест, чем все население Гонконга.

Именно взаимовыгодная экономическая интеграция, которая в перспективе ведет к формированию "экономической зоны Большого Китая (включающей КНР, Гонконг и Тайвань)", является залогом успешности политического курса "одно государство - две системы". Пока что Тайбэй не спешит соглашаться на условия Пекина. Дескать, воссоединение - общая перспективная цель. Но для этого, мол, нужно достичь одинакового уровня демократизации и вести переговоры как равноправные политические единицы, как две исторические реалии вроде ФРГ и ГДР.

В Пекине такого подхода не разделяют. Однако поток инвестиций с Тайваня на материк и рост товарооборота, который уже в шесть раз превосходит по объему торговлю Китая с Россией, со временем сделают воссоединение исторической необходимостью.

Итак, примеру Гонконга в декабре последует Макао. А там, глядишь, дойдет очередь и до Тайваня.

Всеволод ОВЧИННИКОВ, политический обозреватель

"Российской газеты".

  00:04 03.07  



  Галереипоследние обновления · последние комментарии

Мяу : )

краскиМёртвое Эго
Комментариев: 4
Закрой глаза

краски
Нет комментариев
______

краскиEvil_Worm
Нет комментариев
ере

краскиBad Girl
Комментариев: 2
IMG_0303.jpg

краскиBad Girl
Комментариев: 2

Ваш комментарий:

    Представтесь  








© 2007-2020 GOTHS.RU